Вениг Карл Богданович (1830—1908) «Кормилица, навещающая своего ребенка» (1860-е)

Вениг Карл Богданович (1830—1908)
«Кормилица, навещающая своего ребенка» (1860-е)
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Во второй половине ХIХ века в русской живописи становится особенно популярным бытовой жанр. Предметом изображения жанровой живописи являются повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, присутствующие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Влечение к бытовому жанру не обошло и профессора исторической и портретной живописи К. Б. Венига, хорошо известного в своё время по костюмированным картинам на религиозные и исторические сюжеты. Картина «Кормилица навещает своего больного ребенка» повествует о несчастной судьбе матери, оторванной от собственного ребёнка и должной кормить барского дитятю. Перед нами угол деревенского дома, убогая обстановка которого наглядно демонстрирует зрителю бедственное положение его обитателей. Многочисленные детали, такие как облупившаяся, прокопченная печь, свисающее с чердака сено, развешенные ветхие лохмотья, скудная еда на столе (кусок чёрного хлеба), указывают нам на крайнюю нужду. С той же точностью, любовью и бережностью, с какой художник выписывал детали крестьянского быта, он повествует о красоте и богатстве материального мира представителей привилегированного класса. Тщательно прописаны детали туалета милой маленькой барышни, похожей на куклу.

При доминирующей охристо-коричневой натуральной гамме в обстановке дома и одежде старушки и ребёнка цвет вспыхивает густым синим акцентом сарафана кормилицы. Её наряд шикарен: сарафан сочно-синего цвета с золотым кантом по подолу спадает мягкими складками, как античные одежды, на голове её красно-розовый кокошник с золотой вышивкой. Сама кормилица со скорбным выражением лица театрально, склонившись в красивой позе, вздыхает над младенцем. Прямой классический профиль молодой женщины как будто сошёл с древних антиков.

Живопись, обратившись к сюжетам прозаическим, ставила перед художниками новые задачи разработки иных принципов композиции, цвета. В картине Венига при соблюдении всех формальных признаков нет главного — жизненности. Её и не могло быть, так как у художника не было достаточного знания народной жизни, наблюдений за материалом.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?