ВЕНЧАНИЕ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ РУССКИХ

ВЕНЧАНИЕ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ РУССКИХ
(ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И СЕВЕРНЫЕ УЕЗДЫ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА
XIX – НАЧАЛО XX вв.)

… На русской свадьбе венчание всегда происходило в первый день, предшествовало основному пиру и первой брачной ночи. Среди обрядов этого дня Таинство венчания имело значение кульминации при переходе молодых в новое для себя качество. Все действия довенчального периода как бы подготавливали их к предстоящему событию, поэтому сопровождались плачем, причитаниями. После венчания слезы исчезали и начинались обряды, символизировавшие состоявшееся превращение. Это проявлялось, например, в постепенности изменений прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы – прощание с девичеством. К венцу невеста ехала с незаплетенными волосами. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе), совершали «повивание» – волосы девушки заплетали «по-бабьи» и надевали на нее головной убор замужней женщины. Подчеркнем, что надевание по наиболее распространенной у русских традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, т.е. до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям венчания было достаточно для признания перехода девушки в категорию женщин.

По уставу Церкви, записанному в Кормчей книге, венчание должно было происходить утром после литургии, причем особое внимание обращалось на то, чтобы жених и невеста до этого не принимали пищи. Надо отметить, что во второй половине XIX в. только в крестьянской среде это правило еще сохранялось. Если в городах, особенно среди высших сословий, входило в обыкновение венчаться во второй половине дня, даже вечером, то в деревне соблюдался прежний порядок. До венчания жених и невеста лишь присутствовали на трапезах, но ничего не ели. В некоторых местах этот запрет распространялся и в отношении родителей.
Народные представления наделяли таинство венчания широким спектром магического действия. В крестьянской среде постоянно прибегали к христианской атрибутике в качестве оберегов и исцеляющих средств. Так, сохраняли венчальные свечи и зажигали их во время родов; снимали с концов свечей воск, лепили комок и прикрепляли его к божнице, чтобы обеспечить новобрачным согласие и любовь. Заболевших младенцев лечили водой, спущенной с благословенной иконы. Считалось, что целебные свойства приобретали и обычные предметы, находившиеся при молодых во время венчания. Поэтому невесте перед отправлением в церковь клали за пазуху ломоть хлеба, лепешку иди кусок мыла. Хлеб после венца молодые вместе съедали, а венчальное мыло использовали при купании детей.

… Согласно поверьям, поведение невесты и жениха во время венчания могло повлиять на их будущую жизнь. Поэтому давали такие советы: «Когда одевают венцы, нужно взглянуть друг на друга, чтобы согласно жить»; после завершения действия молодым следовало вместе задуть венчальные свечи, — «вместе жить и вместе умереть», рекомендовалось также во время венчания делать поклоны одновременно «для согласного житья».

Источник:
Листова Т.А. Благословение, венчание и молитва в свадебном обряде// Живая старина 1994. № 3. С. 12 – 14.

Куликов И.С. Невеста.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?