Венчание Пушкина и Гончаровой

ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ АЛЕКСАНДР…

«Храм, в котором венчались Пушкин и Гончарова», — так москвичи называют храм Вознесения в Сторожах у Никитских ворот.
В народной молве соединились воедино название храма и имя великого русского поэта.

Неслучайность.

Александр Сергеевичи и сам глубоко осознавал связь своей судьбы с праздником Вознесения.
Поэт родился в праздник Вознесения Господня 6 июня (26 мая) 1799 года, и, по замечанию историографа П. В. Анненкова:

«Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днём Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твердое свое намерение выстроить, со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: «Ты понимаешь, всё это произошло недаром и не может быть делом одного случая»».
Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения и умрёт (а умер в день блаженной памяти святого Ефрема Сирина).

Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 году, сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания. Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состоялось в еще недостроенном храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 18 февраля 1831 года.

В церковной метрической книге, второй её части «О бракосочетавшихся», была сделана следующая запись:

«Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова женился 10-го класса Александр Сергеичь Пушкин 1-м браком понял за себя коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова дочь девицу Наталию Николавну Гончарову, о коих надлежащий обыск с поручительством чинен был, брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Фёдор Семёнов, пономарь Андрей Антонов. К обыску означенные жених и невеста своеручно подписались. По невесте отец и мать ее родные Гончаровы порукою подписались. По женихе брат его родной поручик Лев Сергеев подписался. По женихе порукою подписался 9-го класса Алексей Семёнов Передельский. По невесте подписались коллежский советник и кавалер князь Петр Андреев Вяземский».
Посаженым отцом невесты был И. А. Нарышкин, сенатор, тайный советник, дядя Н. Н. Гончаровой; посаженой матерью – А. П. Малиновская, жена начальника Московского архива иностранных дел. Семью Малиновских, хороших знакомых родителей Пушкина, поэт, бывая в Москве, неоднократно посещал. Посаженым отцом жениха был князь П. А. Вяземский, посаженой матерью – Е. П. Потемкина, жена гвардии поручика графа С. П. Потемкина, поэта и драматурга. После венчания в церкви новобрачные отправились на Арбат, где в снятой и отделанной заново квартире их встречали с образами.
В воспоминаниях современников, венчанию Пушкиных сопутствовал полный «набор» дурных примет. Один из мемуаристов писал, что Пушкин уронил крест, другой – что упало ещё и святое Евангелие, и, кроме того, погасла свеча, а шафер Пушкина устал держать венец и попросил смену (современные «исследователи» добавили ещё и упавшее обручальное кольцо). Однако, несомненно, что все эти мемуары были записаны по прошествии многих-многих лет, и являются попытками объяснить злосчастную судьбу поэта, так сказать, задним числом. А сам Пушкин после свадьбы писал о том, что он очень счастлив.

Из-за большого стечения любопытных, на венчание Александра Сергеевича и Наталии Николаевны была вызвана полиция. Видимо, предчувствуя, что событие это привлечёт к себе повышенное внимание публики, А.С. Пушкин первоначально предполагал обвенчаться в домовой церкви князей Голицыных на Волхонке. Но правящий архиерей, святитель Филарет, в ответ на поданное ему прошение о венчании властной рукой перенёс венчание в Вознесенский храм. Bозможно, сыграло роль то обстоятельство, что Гончаровы жили недалеко, на Большой Никитской улице, имели там собственный дом, купленный еще во времена процветания семьи, и были прихожанами храма. Дом не сохранился, на его месте сейчас находится посольство Испании. Сохранился рисунок, сделанный А. П. Васнецовым в 1880-х годах. Большая усадьба с барским домом и флигелями (все постройки деревянные) занимала чуть ли не целый квартал между Большой и Малой Никитскими, вдоль Скарятинского переулка. Вероятно, при усадьбе был и небольшой сад. В доме на Никитской много раз бывал
Пушкин, а в одном из писем жене он писал, что живет на антресолях гончаровского дома…..

Несомненно, что А.С. Пушкин правильно принимал и чувствовал богообщение. Известно, что он самостоятельно изучал писание, чтил «обычаи родной старины», ходил в праздники в церковь. И стихи, написанные им, полны отсылками к фрагментам текстов и песнопений, звучащих на православном богослужении.

Ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину.

В 1999 г. храм Большое Вознесение стал одним из центров торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Вблизи храма по проекту архитекторов Михаила Белова и Максима Харитонова был сооружён фонтан. Он имеет вид круглой беседки с колоннами, которую золотого цвета купол. В центре фонтана, внутри беседки, установлена скульптурная композиция, изображающая А.Пушкина и Н. Гончарову. Автор композиции — скульптор Михаил Дронов.

Храм «Большое Вознесение»,сайт
На фото:памятник на Арбате

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?