Вена. Кафедральный собор Николая Чудотворца.

История русской церкви в Вене начинается с 1762 года, когда русскому послу князю Д.М. Голицыну удалось добиться перевода походной посольской церкви в Вену. Служба осуществлялась сначала в доме посла, потом долгое время в приспособленных помещениях. В Австрии было много людей с православной верой, поэтому скоро посольская церковь стала слишком тесной, чтобы вместить всех желающих. В большие праздники церковь так переполнялась, что народ стоял на улице, многие уходили из-за невозможности попасть в храм. В 1842 году настоятелем Венской церкви становится протоиерей Михаил Фёдорович Раевский. Ему принадлежит мысль о постройке в Вене большого каменного храма. Он сумел получить разрешение на строительство собора и начал сбор средств. К сожалению, его смерть в 1884 году не позволила ему увидеть исполнение его замыслов. На собранные им средства в 1895 году была построена ]небольшая церковь на Центральном кладбище Вены.В 1885 г. настоятелем посольской церкви был назначен протоиерей Александр Николаевский, которому удалось осуществить мечту Михаила Раевского. Посол России князь А.Б. Лобанов-Ростовский поддержал идею строительства храма на территории около посольства. Император Александр III одобрил строительство и лично пожертвовал 200 тысяч рублей. 3 октября 1893 года (по ст. стилю) состоялась закладка православного собора во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского.Планы храма составлены петербургским архитектором Григорием Ивановичем Котовым. Внешний облик храма выполнен в стиле русско-византийского зодчества XVI – XVII веков: пятиглавие, шатровое завершение центрального объема, шестой купол над звонницей, горки кокошников в основании глав, галерея, опоясывающая здание, общее изобилие наружной декорации, ее многоцветие (кирпичный цвет стен, ковровые орнаменты черепицы, шатра и кровли). Собор имеет два престола: на верхнем этаже находится храм во имя Святителя Николая, на нижнем — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Внутреннее пространство верхнего храма имеет форму креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на четыре колонны из цветного мрамора, с богато орнаментированными капителями и напоминает византийские храмы. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас исполнен по эскизам Котова, включает местные и праздничные ряды, все 17 икон на бронзовых досках написаны русскими художниками Н. А. Бруни и Н. Н. Харламовым в византийском стиле. Помимо традиционной иконы собор Святителя Николая украшен витражами – образ Святителя Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время II мировой войны, а также образы в трех верхних окнах алтарной апсиды – Господь Вседержитель, Божия Матерь и Св. Иоанн Предтеча. Нижняя церковь зимняя, меньших размеров, освящена в память Императора Александра III во имя его небесного покровителя святого благоверного великого князя Александра Невского. Люстры храма, расписанные ажурным старославянским шрифтом, были подарены Императором Николаем II . Непосредственно строительными работами руководили архитекторы Ждакомелли и Румпельмайр. Храм закончен всего через шесть лет и освящен 17 апреля 1899 года (5 апреля по ст. стилю) архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. Во время 1-й мировой войны Россия и Австро-Венгрия были врагами, поэтому в 1914 году храм был закрыт. В 1927 году храм был передан советскому полпредству в Австрии, но не использовался по назначению. После аншлюса Австрии в 1938 году советское полпредство было закрыто и с 1941 года в здании собора располагалась музыкальная школа. После взятия Вены Советской Армией храм был возвращён РПЦ и летом 1946 года было произведено первое богослужение после 31-летнего перерыва. В 1948 году состоялось торжественное освящение и поднятие самого большого из 10 колоколов собора, весящего 1200 кг. Колокол был отлит из кусков меди, явившихся военной добычей, после тяжелых боев за освобождение Вены Советской Армией, и дарованных её Командованием русскому храму. Надпись на колоколе гласит: «Сей колокол, дар победоносной Русской Армии, собору Святителя Николая, сооружен при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии, при архиепископе Венском Сергии. Город Вена, 1945-47».

В Вене – столице Австро-Венгерской империи всегда жило немало православных славян, и в XVIII веке все они были причислены к греческому приходу и молились в его Георгиевской церкви. Там службы для них одно время вел сербский священник, которому из русской казны отпускалось ежегодно 100 рублей. Однако в 1750 русский посол сообщил, что «для множества находящихся в Вене греко-кафолического исповедания различных народов, которые за незнанием еллинского языка, в здешней греческой капелле при божественной службе, исповеди и проповедях бесплодно бывают», требовался отдельный храм с богослужением на церковнославянском языке.
В 1762 по просьбе посла кн. Д. М. Голицына была из Аугсбурга, где на дипломатических переговорах находилась тогда русская делегация, привезена походная Троицкая церковь с иконостасом «на голубом камке», которая до 1781 действовала сперва в его доме, а затем «в особливой гостиной». Эта церковь и ее золоченая утварь были сделаны в Москве в 1759 для «Цесарского корпуса кроатских православных воинов». Первым ее священником был о. Симеон Матвеев, а с 1768 – приехавший из русской церкви в Токае иером. Иезекииль (Дьяковский).
В 1781 церковь переехала в другое место, но это было «помещение, в высшей степени тесное, плохо расположенное, плохо освещенное, с недостатком печей, отличалось … настолько несовершенной постройкой, что им совсем нельзя было пользоваться». В 1803 ее перевели в более приспособленное помещение, на Шульштрасе, поновив при этом иконостас и ризницу. Целых 40 лет (1783–1823) здесь служил прот. Иоанн Иосифов, приехавший молодым из Петербурга. При нем в 1812 посольская церковь надолго обосновалась в центре города, в доме на Вальфишгассе 5, который завещал Джованни-Баттиста Маллиа, мальтийский рыцарь, участник штурма Очакова и Измаила и чиновник российского посольства. Однако и эта церковь «мало соответствовала величию русского имени в стране, населенной преимущественно славянскими племенами».
Когда в 1873 в Вене, во время Всемирной выставки, встретились три императора: австрийский, русский и германский, «совестно было показать помещение церкви в старом жилом доме, и под предлогом, что в этом доме есть оспа, богослужение совершили в тогдашнем помещении посольства». По словам очевидцев, «сама церковь состояла из двух небольших комнат, разъединенных аркою. Сбоку примыкали к ней две другие, еще меньшие комнаты … господствовала страшная теснота». Размещаясь в одном из верхних этажей старого, весьма непредставительного дома, посольская «церковь производила угнетающее впечатление».
Положение решил изменить переведенный из Стокгольма прот. Михаил Феодорович Раевский, видный поборник славянства и переводчик на немецкий православного богослужения, назначенный в 1842 настоятелем венской церкви, которую при нем посещало от 50 до 100 человек. Новый настоятель, между прочим, подчеркивал, что в связи с подъемом национально-освободительных настроений среди славян в Австро-Венгрии, наступившим после революции 1848 года, посольская церковь «соделалась единственною представительницею православною славянскою церковью в Вене» и олицетворением русской поддержки этих настроений. Дом самого Раевского был «сборным пунктом всех славян, посещавших Вену». За особенные заслуги, оказанные черногорскому народу, он был награжден орденом Даниила 1-й степени.
Настоятель начал в 1873 сбор средств на новый храм, но, собрав за одиннадцать лет всего 22 тыс. руб., убедил Министерство двора выделить на строительство дополнительные средства. Дело умершего энтузиаста продолжил его преемник – прот. Александр Васильевич Николаевский (1839–1913), стараниями которого с 1885 на венскую церковь значительные суммы были пожертвованы в самой России.
По докладу в 1890 обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, который, побывав в венской церкви, был поражен ее состоянием, Александр III лично пожертвовал 200 тыс. руб., а остальные 200 тыс. предложил выделить из казны. По Высочайшему повелению был создан строительный комитет, который 1 апреля 1893 утвердил выдержанный в московском стиле XVII века проект акад. Г. И. Котова. Новый храм должен был свидетельствовать в инославной стране о красоте и величии Православия.
Поначалу предполагалось дом, где была церковь, снести и выстроить на его месте отдельное церковное здание. Однако посольство высказало опасение, что австрийские власти будут чинить препятствия, усмотрев в этом замысле «попытку произвести хотя бы косвенное воздействие на умы славян». Место для храма на 750 человек было поэтому отведено в саду недавно купленного здания российского посольства на Рихардгассе, на окраине тогдашней Вены. Строительными работами руководили венские архитекторы: сперва Ф. Руппельмельер, затем Л. Джакомелли, внесшие в проект незначительные изменения. Закладка здания состоялась 3/15 октября 1893 и ее произвел прот. Николаевский.
5/17 декабря 1896 на церковь был поднят пятиметровый крест, исполненный в мастерской Гаузера и «украшенный огромными хрустальными призмами», в которых преломлялись солнечные лучи, создавая эффектное впечатление. Девять колоколов подарил на звонницу посол граф П. А. Капнист с супругой.
При пении московского синодального хора новый однопрестольный храм освятил 4/16 апреля 1899 архиепископ Холмско-Варшавский Иероним в сослужении духовенства из русских церквей в Европе, в присутствии русских и иностранных дипломатов, архитектора, бургомистра Вены и представителей православных общин и славянских обществ столицы. В честь освящения были выбиты памятные бронзовые медали, которые вручили участникам строительства, тогда как золотые отослали императорской семье в Петербург. По случаю торжества Общество московских хоругвеносцев поднесло икону четырех московских святителей в дорогом золоченом окладе с эмалью. Кроме того, Н. Д. Селезнев подарил икону Божией Матери, Н. С. Перлов – свт. Николая.
Несмотря на свою массивность, собор кажется довольно стройным. Главный купол, возвышающийся на высоком шатре, обрамлен четырьмя главками-луковицами, шестая главка венчает звонницу. Со всех сторон здание окружено крытой широкой галереей гульбища; стены выложены из облицовочного кирпича; углы и карнизы – из темного камня. Паперть с узорчатым крыльцом, ведущая на нее лестница с ползучими арками, а также купола покрыты полихромной черепицей. Орнаменты колонн, кровли крыльца и решеток повторяют орнаменты и резьбу некоторых старомосковских храмов. Главный карниз украшен фризом из изразцов. Внизу размещается сводчатый нижний храм св. Александра Невского, в котором служат зимой и отпевают покойников, а также канцелярия епархии, библиотека и приходской зал.
Разнообразные оттенки зеленого цвета – малахитовой патины бронзового чешуйчатого покрытия глав, поливной черепицы шатра и кровли, живописной зелени окружающих храм тенистых лип – гармонично сочетаются с белизной резных белокаменных кокошников, карниза и оконных наличников, с теплым оранжево-красным тоном кирпичных стен и ковровым орнаментом черепичной кровли и крыльца. Внутри высокий купол и белые своды поддерживается четырьмя колоннами из темно-красного гранита с богато орнаментированными капителями. Днем храм освещается через оконные витражи, вечером – большим двухъярусным паникадилом. Свет, падая через стекла пастельных тонов, создает даже в пасмурную погоду ощущение солнечного дня. Оценивая постройку, критика отмечала: «Автор сумел сочетать строгость стиля с ярким выражением своей индивидуальности. В натуре храм удался даже лучше, чем в проекте».
Над главным входом, во фронтоне, помещена мозаичная икона, изображающая Спасителя с ангелами, которую исполнили в Венеции по эскизу Н. А. Бруни. Он же вместе с Н. Н. Харламовым был автором «византийских» образов в двухъярусном иконостасе, вырезанном из кипариса по эскизу Котова и местами позолоченном. Престол сделан из белого мрамора и украшен резьбой. В апсиде размещен витраж, изображающий Спасителя, Божию Матерь и Иоанна Крестителя, на верхней площадке лестницы – образ свт. Николая. Иконостас в нижнем храме взят из прежней церкви посольства, для которой он был создан в 1886 фирмой Ф. А. Жевержеева в Санкт-Петербурге.
При эксплуатации в новопостроенном здании вскоре обнаружились некоторые изъяны, отчего архитектору посольства Рунге пришлось в 1912 заменить отопление, а крышу вместо жести покрыть цинком. Тогда же интерьер был расписан «византийским» орнаментом.
Побывавший в 1905 в храме журналист записал следующие впечатления: «Я застал в церкви небольшую группу богомольцев. Тут был престарелый русский сановник, прибывший в Вену для лечения … Три–четыре представителя крошечной русской колонии, и было десять–пятнадцать человек болгар, набожно молившихся в родном им по духу храме».
Перед революцией к храму были приписаны две церкви: в Мерано и св. прав. Лазаря на русском участке главного венского кладбища. Последняя была заложена 8 сентября 1893, выстроена в русском стиле по проекту М. Т. Преображенского на пожертвования и освящена 26 апреля 1895 прот. Николаевским. На ее строительство пошло 22 тыс. руб. Строителем был местный архитектор Вагнер. К 1893 около этой церкви было погребено тридцать человек. До 1882 русских хоронили на православном участке городского кладбища св. Марка.
Причт венской церкви ездил также в замок Зеон, в Верхней Баварии, чтобы служить в домовой церкви герцогов Лейхтенбергских. Кроме русской в Вене имелись и другие православные церкви: две греческие и одна сербская. В 1906 при церкви открылось Александро-Невское попечительство в память императора Александра III, которое заботилось о русских больных, приезжавших в Вену за консультацией и лечением, а также о прибежище для них.
Когда началась Первая мировая война, венская церковь, где служил прот. Арсений Васильевич Рождественский, была закрыта, ибо закрылось посольство России. Ее настоятель уехал в Женеву. Вот как выглядела церковь в 1921: «Не храм, а «мерзость запустения»: стены и пол густо покрыты пылью… иконостас потускнел… в алтаре, на престоле пыль лежит серым покрывалом, паутина свисает лохмотьями…». Вскоре в российское посольство вселились советские дипломаты, и расположенная рядом церковь была заколочена.
Русские эмигранты стали молиться сперва во дворце гр. Разумовского, затем нанимали дом в курортном городке Бадене под Веной, а в 1924 вновь перебрались в Вену. Через два года приход разделился на сторонников Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и митрополита Западно-Европейского Евлогия (Георгиевского), подчинившегося Вселенской Патриархии, и каждая немногочисленная община имела свой домовой храм.
После аннексии Австрии Германией в 1938 все русские общины в стране вошли в состав Германской епархии РПЦЗ, но только в мае 1943 в здании посольского храма возобновились богослужения, которые вел о. Сергий Матвеев. Викарным епископом в Вену был назначен Владыка Василий (Павловский). Когда советские войска в 1945 заняли город, храм отошел в юрисдикцию Московской Патриархии и уже не закрывался из-за изменения в СССР религиозной политики. В 1946–1949 в нем был проведен ремонт, ликвидировавший военные повреждения. В это время службы шли в домовой Покровской церкви.
В 1948 советское командование подарило храму колокол весом в 1,2 тонны, который освятил архиепископ Берлинский и Германский Сергий (Королев), окормлявший приход. В 1946–1948 и 1962–1999 храм был собором и кафедрой епископа Венского и Австрийского. В 1950–1962 он непосредственно подчинялся Синоду. В 1962 венская кафедра была восстановлена. В советское время духовенство храма нередко использовалось для выполнения посторонних для него поручений.
Так как сегодня в собор приходят, главным образом, болгары, румыны и в меньшей мере русские (хотя их число прибывает), то в нем часто служит болгарское и румынское духовенство. Болгарская община прп. Иоанна Рыльского, не имея своего храма, постоянно молится в соборе. Настоятелем собора в 1965–1999 был митрополит Венский и Австрийский Ириней (Зуземиль), состоявший ранее в РПЗЦ, а служащим священником в 1987–1997 – о. Михаил Турчин, которого после его смерти сменил о. Николай Орлов. Долгие годы регентом хора был проф. А. И. Нечипора, хорошо знавший православное пение.
Столетний юбилей храма в 1999 был отмечен научной конференцией и торжественным богослужением. Через год на кафедру был назначен епископ Павел с титулом Венского и Будапештского. Его канцелярия находится рядом с приходским залом в цокольном этаже храма.
Венская община РПЗЦ пользовалась в 1974–1999 небольшой барочной часовней св. Бригитты, которую ей передали католики, а с 2000 – помещением художественной галереи в центре города. В городе в наши дни действуют также другие православные церкви – две греческие: Троицкая и Георгиевская, сербская св. Саввы и румынская.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804649521.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?