Велятичи. Церковь Спаса Преображения.

Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 году она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу.
Новый Спасо-Преображенский храм (старинное здание было разрушено в 1953 г.) был освящен 24 июля 2000 года при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода.
blagobor.by›hram/velyacichy/history

Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 г. она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Имеются сведения о том, что в 1834 г. в Велятичах из унии в православие присоединено 709 мужчин и 689 женщин. В этом же году Велятичский приход признан самостоятельным. В клировых ведомостях за 1837 г. Борисовского уезда Велятичской церкви значится: «Построена неизвестно когда, зданием деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветхая. Престол в ней во имя Преображения Господня. Утварью недостаточна, а книги, нужнейшие для Богослужения, имеются… Священник Павел Лисевич, дьячок Антоний Богдановский и пономарь Михаил Погадицкий».
В 1848 г. по Указу Его Императорского Величества об устройстве православных церквей в государственных имениях, в имении Велятичи было освящено место под строительство православной церкви, типовой проект которой был разработан в 1835 г. В 1851 г. была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь. По данным 1864 г., прихожан мужского пола 693 души и женского 738 душ. При церкви находилось казённое училище для детей. К церкви тогда принадлежали: 1. Построенная прихожанами в этом же селе кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. Ее оставили жившие здесь монахи, пришедшие сюда из Киева. 2. Кладбищенская Миотченская Рождества Богородицы деревянная церковь, построенная в 1837 году прихожанами. 3. Кладбищенская Селищинская деревянная церковь, также построенная прихожанами.
Церковь являлась памятником архитектуры классицизма и ретроспективно-русского стиля. В основе композиции строения — мощный кубоподобный объем молитвенного зала, покатая крыша которого завершена куполом на четырёхгранном световом барабане. Через короткую трапезную присоединялся притвор, под которым надстроена шатровая колокольня в стиле московской архитектуры XVII столетия. Апсида была решена низкой и прямоугольной пристройкой под двухскатной крышей с треугольным фронтоном на торце.
Настоятелем прихода в то время был протоиерей Иосиф Сосиновский, окончивший курс духовной семинарии, священствовал с 1834 г., а в Велятичах — с 1852 г. Псаломщик Феодор Понятовский в должности с 1842 г. Последним перед революцией священником Свято-Преображенской церкви был отец Феодор Шарковский.
На переломе 1920-30-х гг. во время борьбы большевиков с религией, церковь в Велятичах претерпела невероятные издевательства безбожной власти. В церкви сделали склад для хранения зерна, колокольня была использована для учебных занятий начальной школы. Репрессиям были подвергнуты священнослужители и церковнослужители. В 1931-1933 гг. прихода священники Александр Юнацкевич, Феодор Иванович Шарковский, Пётр Тимофеевич Ряжко, староста храма Дмитрий Филимонович Сманцер, псаломщица Ольга Игнатьевна Крук были обвинены в том, что вели агитацию среди крестьян против коллективизации. Они были арестованы и сосланы в Сибирь.
Когда церковь приспособили под склад, верующие часть икон перевезли в храм Успения Пресвятой Богородицы д. Сморки (сейчас д. Зоричи). Это одна из немногих церквей Борисовского района, которая чудом сохранилась и выдержала натиск мощных антирелигиозных сил. Именно в эту церковь долгое время верующие ходили на службы, тем более сюда была перевезена и местная реликвия — чудотворная икона Божией Матери.
Перед Великой Отечественной войной Спасо-Преображенская церковь находилась в запустении. Во время войны церковь действовала. После войны с храма поснимали колокола, колокольню разрушили, купол сорвали при помощи гусеничного трактора, церковь превратили в клуб. Там, где раньше были царские врата, поместили большие портреты Сталина и Ворошилова. Клуб просуществовал до начала 1950-х гг. Затем в 1953 г. здание церкви разобрали, бревна перевезли на территорию школы, где через некоторое время их них построили спортивный зал.
24 июля 2000 г. при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода состоялось освящение новой Спасо-Преображенской Церкви. Церковь была построена «всем миром» в очень короткий срок.
Диакон Михаил Сидоров. http://www.blagobor.by/hram/velyacichy/history

Существовавшая ранее церковь Спаса Преображения в селе Велятичах.
Село Велятичи находится в Борисовском уезде, расположено при реке Наче и почтовой дороге, расстоянием от губернского города в 112 верстах.
Приходская Преображенская церковь, расположенная в самом селе Велятичах, построена в 1850 г. на средства, отпущенные правительством. Зданием деревянная, в основании и стенах имеет крестообразную форму, с одним открытым куполом и колокольнею во фронтонной части. Входных дверей трое, окна расположены в один ряд и снабжены железными решетками; крыша железная, которая, как и наружные стены, покрашена масляною краскою. Вообще, по внешнему своему состоянию церковь прочна и благовидна.
Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 40 кв. саж. и имеет крестообразное расположение. Потолок настлан досками и вместе с открытым куполом поддерживается четырьмя деревянными столбами; пол деревянный покрашенный, внутренние стены и купол также покрашены масляною краскою. Хотя в церкви имеется пять печей, но по причине их неисправности отопление не производится. Солея возвышена на три ступени и на ней устроены клиросы.
Иконостас нового устройства, покрашенный в светло- голубой цвет, с золоченными карнизами, рамами и резьбою, состоит из 11 московской работы икон, расположенных в два яруса. Недостатка в утварных вещах не чувствуется, но замечательных по древности нет; к ценным же следует отнести один серебряный прибор литургийных сосудов. Ризница помещается в особом отделении при алтаре. Облачений священнических имеется 16 приборов, из них 10 мишурной парчи, 4 бархатных годны к употреблению, а 2 совершенно ветхие. Богослужебное Евангелие, в лист, обложено сплошным апликовым окладом.
В архиве церковном метрические книги имеются с 1822 г., списки приходские также сохраняются. В колокольне, устроенной во фронтонной части церкви, помещаются четыре колокола: в 5, 3, 3 и 2 пуда. Погост церковный обнесен деревянною оградою.
К сей церкви приписаны три кладбищенских церкви, из коих одна, именующаяся «монастырком», замечательна по местно-чтимой иконе Богоматери и по громадному стечению богомольцев в некоторые праздничные дни, особенно же в день Покрова Пресвятой Богородицы, неделю сыропустную, в день св. великомученика Георгия и св. пророка Илии. Сказаний о сей иконе никаких нет и о самом происхождении названия местности и монастыре ничего неизвестно, хотя и сохраняется в народных рассказах предание о действительном существовании в сей местности какого-то монастыря.
В состав прихода входят 10 селений, самая отдаленная деревня находится в 10 верстах. Прихожан числится: мужского пола 1160 душ и женского пола 1160 душ, большинство из них крестьянского сословия и занимаются исключительно хлебопашеством. В прихожанах заметна довольно значительная религиозность, выражающаяся в большом усердии к церкви. Из праздников особенно чествуются: Покров Пресвятой Богородицы, воскресный день сыропустной недели, день великом. Георгия и день св. пророка Илии. В означенные праздники бывает большое стечение богомольцев в приписной, именуемой «монастырком» церкви, приносящих как в церковь, так и в пользу причта значительные доходы, как деньгами, так и разными хозяйственными продуктами. Из молитвословий, совершаемых по приглашениям от прихожан, особенно развиты чин о панагии и совершение крестных ходов по полям.
Причт при сей церкви положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Церковного дохода от поступлений в самостоятельной и приписной церкви в течение года бывает свыше 300 руб. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется значительными доходами от приписной церкви, простирающимися в течение года до 1000 руб., а также пользуется церковною землею и помещением. Земли церковной имеется: 2 десятины усадебной, 37 пахотной и 12 сенокосной, расположена оная в пяти отдельных участках, что не вполне удобно для ведения правильного хозяйства. Плана и межевой книги хотя и нет, но владение ведется бесспорное.
Для помещения причта есть следующие строения: для священника: дом, три сарая, возовня, амбар, ледник и сеновал; для причетника: дом и четыре сарая. Все холодные постройки пришли в крайнюю ветхость; осмотра строений не было и проекта о приведении их в надлежащую исправность не составлено.
При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Богадельни в приходе нет.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?