Вельск. Собор Спаса Преображения.

Преображенская Вельская церковь – вторая соборная. Престолы Преображения Господня, архидиакона Стефана, преп. Серафима Саровского.

Вельск, Спаса Преображения, собор
Строился собор в течении 15 лет, с 1898 по 1913 гг. рядом с Троицким собором исключительно на пожертвования прихожан. Храм был сооружен по проекту вологодского губернского архитектора Н.С. Пухлова. Решение о строительстве собора было связано с тем, что каменный Троицкий собор (1756 г. освящения) не мог вместить всех прихожан Вельска и окрестных деревень. Инициаторами строительства выступили купец 1 гильдии, председатель церковного попечительства Конон Вонифатьевич Попов, настоятель Троицкого собора Николай Следников и церковный староста Петр Ушаков. Иконостас резали частью в Вологде, частью на месте под руководством вологодского мастера. Иконы для храма были написаны в одной из московских мастерских.
1 июля 1913 года состоялось торжественное освящение главного престола храма в честь Преображения Господня, 2 июля был освящен южный придел во имя первомученника Стефана, 3 июля – северный придел во имя преподобного Серафима Саровского. Собственной колокольни не было. Собор изначально был задуман как холодный: службы в нем велись с весны до осени.
В 1922 году, в ходе кампании помощи голодающим Поволжья, из собора были изъяты церковные ценности, включая богослужительные предметы. В результате храм был закрыт. В 1931-1934 годах Преображенский собор подвергся коренной реконструкции, в ходе которой были утрачены завершения храма, прорублено и заложено большое количество оконных и дверных проемов, разобрано крыльцо с папертью, сделана значительная внутренняя перепланировка. После капитального ремонта здание было передано районному Дому социалистической культуры. 
Кирпичный, крестовокупольный, пятиглавый, четырехстолпный собор с полукруглой апсидой и прямоугольной  папертью с порталом. Собор представлял собой  двухэтажное культовое здание, сложенное из кирпича на известковом растворе со штукатурной облицовкой рустом, имитирующим квадры каменной кладки. Величественный и массивный собор увенчивался пятью мощными луковичными главами на световых барабанах. С востока примыкает полукруглая, убывающая по объему, в два этажа апсида; с запада – прямоугольная паперть с порталом. В интерьере собор разделен на три нефа. На крестообразные массивные пилоны опираются арки, поддерживающие пять световых барабанов.Собор задуман, как сооружение позднего классицизма, о чем свидетельствует трактовка лепных обрамлений арочных ниш на восточном фасаде, утраченное в настоящее время крыльцо с колоннами портала, профили поэтажных тяг и т.д. Однако в период постройки, длившейся 15 лет, в течении которого происходила постепенная смена представлений о понятии  «стиля» и под влиянием сложившихся к тому времени в городе местной культуры декорирования каменных построек, здание приобрело черты провинциальной интерпретации псевдорусского модерна, отчетливо проступающие в решении венчающего карниза с двухъярусным построением квадратных и полуциркульных ниш, трактовке завершений храма и т.д.
С востока к апсиде выполнена, прямоугольная в плане, пристройка, полностью закрывшая полукружие апсиды в первом этаже. Второй этаж собора разделен на два; перегородками выполнены перепланировки во всех этажах. Плоскими перекрытиями усечены сводчатые перекрытия собора. Первоначальные оконные проемы с полуциркульным верхом переделаны в прямоугольные, устроено множество дополнительных оконных проемов, окна апсиды во втором этаже заложены. Утрачены главы со световыми барабанами, второй ярус паперти и крыльцо с порталом, верхний фриз венчающего карниза собора, выполненный в виде арочных ниш с архивольтами.
http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=143&PAGEN_2=2

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?