Великово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В Ковровском районе в 16 км южнее районного центра находится старинное село Великово. Чтобы отличить его от другого некогда ковровского Великова на Тальше (ныне это село не существует, находясь в составе посёлка Краснознаменский Камешковского района), издавна к его названию прибавляли «в Медушах» или «при речке Нерехте». На самом высоком месте села возвышается Благовещенская церковь.
Происхождение названия села неизвестно. Очевидно, это был довольно крупный, «великий» населённый пункт. Есть предположение, что деревянная церковь в Великом существовала ещё в XVI веке. Во времена Смуты этот храм был сожжён и возобновлён к 1628 году. Именно тогда он упоминается в книгах патриаршего приказа впервые: «церковь Благовещенье Пречистые Богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены Ростовского Бахтеярова».
В 1643 г. князь И.К. Юсупов выстроил новую Благовещенскую церковь. Следующее упоминание о великовском храме датируется 1653 годом и находится также в писцовых книгах по Владимирскому уезду: «церковь Благовещения Пресв. Богородицы да в приделе Николы чудотворца, да Леонтия ростовского чудотворца, да Ильи пророка». Тогда же упоминается поп Михайло Флоров и приход в 94 двора.
К 1688 г. церковь в селе Великово была в честь Воскресения Христова. Но менее, чем через 100 лет (не позднее 1770 г.) вновь появился Благовещенский храм (время упразднения Воскресенской церкви неизвестно). Эта деревянная церковь с приделом в честь святителя и чудотворца Николая простояла до момента постройки каменного храма в самом начале XIX века.
Новая каменная церковь строилась на средства местных помещиков и на многочисленные пожертвования прихожан. В июне 1808 года был освящён тёплый придел в честь святителя и чудотворца Николая. А в 1810 году возвели холодный храм, который освятили 6 июня. Построенная церковь о пяти куполах была с просторным приделом и с шатровой колокольней. Несколько позже была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами; практически в таком виде храм просуществовал до самого закрытия.
Церкви принадлежали 2 каменные часовни и несколько торговых лавок. Каждый год в Великово в день престольного праздника проходила ярмарка, которая так и называлась – Благовещенская. Накануне праздника Св. Троицы проходила ещё одна ярмарка. Её «отголоски» в Великово можно услышать и ныне – местные жители считают праздник Св. Троицы престольным, даже не ведая, что приходская церковь Благовещенская. Ярмарка в Благовещенье имела более широкий размах, чем Троицкая. В этот день на продажу привозилось разного товара на общую сумму до 10 тысяч рублей. А лавки, принадлежащие церкви, сдавались в аренду и приносили доход церковному причту.
Изначально причт Благовещенской церкви состоял из священника, диакона, дьячка и псаломщика. В 1867 г. диаконское место было сокращено. А потом и вовсе остались священник и псаломщик. В конце XIX века на двоих они получали 632 рубля в год. Причём основную часть (600 рублей) священнослужители именно зарабатывали, исправляя требы (заказываемые, «требуемые» прихожанами службы). Приход церкви состоял из близлежащих деревень: Тарханово, Черноситово, Горожаново и Медынцево. По данным 1893 года в приходе великовской церкви проживало 659 душ «мужеского» пола и 762 души женского в 249 дворах.
В 1877 году в Великово было открыто земское народное училище. На средства ковровского земства и его главы Н.П. Муратова был выстроен дом для училища. На долгие годы Муратов стал попечителем училища, производя ремонт училищного здания, приобретая нужные книги и учебники за свой счёт. Закон Божий преподавали священники Благовещенской церкви. В первые годы в училище обучалось около 50 человек, а к началу XX века количество учащихся превысило 70.
В годы Советской власти Благовещенский храм разделил участь многих других разорённых храмов. В 1922 г. из церкви была изъята часть церковной утвари. Прихожан и причт новая власть обложила зверскими налогами, которые следовало платить за каждое богослужение, а количество служб максимально сократила. 3 ноября 1939 года постановлением Ивановского облисполкома (Ковровский район тогда состоял в Ивановской области) здание церкви было закрыто и передано для культурно-просветительских целей. В дальнейшем оно использовалось под склад.
Долгое время Благовещенский храм пустовал, все главы и кресты его обрушились. Ограда полностью уничтожена и лишь огромная заросшая куча показывает – где раньше стояли Святые ворота. От церковного кладбища осталось несколько каменных памятников, вся его территория была превращена в свалку. Старинные надгробия пошли на хозяйственные нужды. Часть их была использована при строительстве мельницы на реке Нерехте в полутора километрах от села. Мельницу давно уже разобрали, а надгробные камни до сих пор валяются на том месте. Из четырёх бывших приходских деревень на картах Владимирской области не сыскать уже деревни Тарханово. Дачники и относительная близость к районному центру не дают окончательно умереть остальным трём деревням, а побелённые часовни-столбики в Горожаново и Черноситово напоминают о принадлежности к приходу церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы села Великово, что в Медушах.

Село Великово, что в Медушах, находится в 15 верстах от уездного города Коврова и в 55 верстах от Владимира. Церковь исстари существует в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. она записана как «церковь Благовещенье Пречистой Богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены ростовского Бахтеярова…» В тех же книгах под 1653 г. церковь и приход записаны: «в вотчине боярина князя Бориса Александровича Репнина село Великое, а в селе церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел Николы чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотв., да Ильи пророка…»
В конце XVII ст. в селе существовала церковь в честь Воскресения Господня и в окладных книгах под 1688 г. она записана: «церковь Воскресение Христово в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Репнина в селе Великом…» В конце XVIII ст. церковь в селе была в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. и чудотв. Николая, а когда упразднена Воскресенская церковь – неизвестно.
В 1808 г. вместо деревянной церкви усердием прихожан построена каменная церковь с таковою же колокольнею и оградою. Со времени построения в ней не произошло существенных изменений. Престолов в церкви два: в холодной — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в теплом приделе – во имя св. и чудотв. Николая. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества есть и хранится в церкви.
Причт при церкви: священник и псаломщик. На свое содержание причт получает 632 руб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход: село и деревни: Горожаново, Медынцево, Черноситово и Тарханово, расстоянием не далее 3 верст. Всех дворов в приходе 249, душ муж. пола 659 и жен. пола 762 души. С 1877 г. в селе существует училище и помещается в собственном здании.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Около церкви установлена памятная доска, где приведены главные события, связанные с историей храма. В частности, отмечено: «Свято-Благовещенский храм был воссоздан на бескорыстные пожертвования основателя города Доброград Владимира Михайловича Седова, с благословения Митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия. Это благое дело продолжено при поддержке Митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. Восстановленние церкви проводилось с 2020 по 2021 годы. Благовещенская церковь является объектом культургого наследия регионального значения, находится под охраной государства».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?