Первая каменная часовня была постороена у места обретения иконы Николая Чудотворца в 1800 г. по проекту вятского губернского архитектора Ф.М. Рослякова. В 1828 г. была построена новая каменная часовня-ротонда по проекту Н.А. Андреевского. Утрачена в советское время.
По материалам сайта http://www.rostur.ru/posetit/1012/index.shtml
Троицкий Николо-Великорецкий Вятский кафедральный собор имел две приписные часовни — одну в селе Великорецком, близ места обретения чудотворного образа, другую на Филейке — на месте встречи вятчанами (хлыновцами) Великорецкого образа св. Николая по принесении его с Великой реки в Вятку (Хлынов). В годы богоборчества и Кафедральный собор, и обе часовни были разрушены.
http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/vjatskij_troickij_aleksandro_nevskij_monastyr/30-1-0-2086
Часовня во имя Святителя Николая Чудотворца была поставлена у подножия прибрежного холма, над святым источником. По своей значимости часовня являлась главным сооружением всего комплекса и была приписана к вятскому Кафедральному Свято-Троицкому Собору. На протяжении своего долгого существования часовня неоднократно перестраивалась, обновлялась. В 1800 году по проекту Ф.М. Рослякова была построена первая каменная часовня, повторившая архитектурными формами деревянную предшественницу.
Описание, относящееся к 1810 году, повествует, что она «каменная, круглая, изнутри и извне оштукатурена, покрыта тесом со скалою. А лантирнин ее покрыт железом и выкрашен зеленой краскою. Крест и небольшая маковица вызолочены. В часовне трои врата, два больших окошка, в которых оконницы стеклянные. В своде у часовни восемь круглых больших окон, а в лантирнине четыре небольшие… Среди часовни для водоосвящения чаша большая, чугунная, изнутри белилами выкрашенная, в которую течет трубою чугунного же чрез медного и лужёного на верху трубы находящегося голубя с седьми скважинами, то есть ртом, ноздрями, глазами и ушами. Для постановки слепцов при водоосвящении на чашу налагается железный обруч, в котором небольшие медные трубки». Территория вокруг часовни была благоустроена. Сооружен был и специальный водоотводный канал («канава») «для стечения вод, особливо землею пробирающихся». Стены его укреплял » деревянный обруб с частыми простенками», пол и навес выполнены из теса. Однако принятые меры не помогли.
В 1813 году в Вятскую консисторию пришел рапорт, оповещающий, что часовня разрушается: «Каменная часовня клонится к разрушению от неосновательной закладки фундамента…» После освидетельствования губернским архитектором часовня была разобрана и принято решение на ее месте поставить каменную часовню по проекту губернского архитектора Н.А. Андреевского. Планы и фасады новой часовни утверждены в 1819 году, а смета в 1821 году. Возводилась часовня с 1826 по 1828 год архитектором И.Д. Дюссар де Невилем. Решалась она в виде классической ротонды. И это понятно: законченная ордерная композиция, ясная идеальная форма ротонды, обладающая внутренней активностью, более всего выражала идею кульминационного, завершающего акцента ансамбля.
Круглое здание с постепенно облегчающимися кверху формами раскрывалось к природе изысканной простотой ордерной колоннады, опоясывающей центральный цилиндрический объем, увенчанный куполом с изящной лантерной, и шпилем с крестом. Масштаб колоннады очеловечен, в противовес главному замкнутому объему часовни, огражденному от внешнего мира стеной. С северной, западной и южной сторон внутрь вели три входа. Между дверными проемами размещались пять окон первого яруса. Во втором ярусе над дверными порталами и восточным окном широкий барабан прорезали люнеты, наполняя камерный объем потоками света. Опись церковного имущества свидетельствует, что посередине часовни размещался чугунный котел, огражденный железной решеткой. Наполнялся тот котел-чаша водой, текущей из горного источника. Стены украшали живописные изображения святых. На восточной стороне располагался иконостас, у которого служили торжественный молебен. Был он скромен, » с колоннами, выкрашенными под мрамор и в некоторых местах покрытых позолоченной резьбой; в середине — образ Святителя Николая, по правую сторону от него два образа Божией Матери, по левую сторону — образ Архангела Божия Михаила и далее образ Николы Можайского. Внутри — свой замкнутый спокойно-торжественный мир; снаружи, напротив, открытое слияние с природой, широкое обозрение с разных сторон. Архитектурная идея созвучна традиционно русским доминантам — храмам, строившимся так же в расчете на круговое обозрение в органической связи с ландшафтом. Часовня была разрушена в 1959 году. Таков был градостроительный замысел столичных, петербургских архитекторов, ориентированный на сложившуюся систему взаимосвязей древних храмов. Так воплотил его первый вятский губернский архитектор Ф.М. Росляков.
http://www.vstrana.ru/index.php?id=69&Itemid=99&option=com_content&task=view