Филипповская Яиковская Знаменская мужская пустынь
С 1908 года Устюжский Знамено-Филипповский общежительный женский заштатный монастырь. Пустынь находилась с западной стороны под городом Великий Устюг на Яиковой горе на левом берегу Сухоны. Ныне город Великий Устюг Вологодской области. Основателем пустыни считается преподобный Филипп Сухонский, Яиковский, местно чтимый святой. Постриженик Михаило-Архангельского монастыря Филипп пришел на Яикову гору, построил келью и часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и жил здесь отшельником до 1654 года. Был уважаем местными жителями за праведность. Скончался в 1662 году. Память празднуется в День вологодских святых. Мощи его перед революцией 1917 года покоились под спудом в Знаменской церкви.
В 1722 году за пустыней числилась 101 крестьянская душа. В 1735 году построена каменная с колокольней в одной связи одноэтажная пятиглавая двупрестольная церковь. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», придельный — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. В 1764 году небогатая мужская пустынь осталась за штатом. В 1809 году по предложению епископа Евгения Болховитинова (будущий митрополит Киевский) построен первый каменный настоятельско-братский корпус на средства купеческой вдовы Анны Васильевны Курочкиной. В 1850 году теплый Филипповский придел переделан: добавлен престол святителя Николая Мирликийского. В 1908 году мужской монастырь обращен в женский.
Здания монастыря в начале 20-го века:
1. Трехпрестольная Знаменская церковь. 2. Два каменных корпуса (настоятельский и сестринский). 3. Три деревянных флигеля. 4. Деревянный дом для семьи священника. 5. Кирпичные каретник и конюшня, погреб. 6. Деревянные амбар, баня, скотный двор.
Каменная стена окружала монастырь со всех сторон. Напротив монастырских ворот находилась деревянная часовня.
Материальная база монастыря: 1. Земли Знамено-Филипповской пустыни: сенокос на острове Кошкодав и лесная дача на Луженьге. 2. Мукомольная мельница на Стриге. 3. Проценты с неприкосновенного капитала. 4. Пожертвования граждан. 5. Выручка от занятий насельниц рукоделием.
Благотворительность монастыря
Учебного заведения, богадельни и больницы не было. При монастыре воспитывались крестьянские девочки. Паломники имели возможность несколько дней прожить в монастыре и пользоваться монастырской трапезой.
После революции 1917 года монастырь закрыт.
В 1918 году решено преобразовать монастырь в сельскохозяйственную коммуну. Вывеска сменилась, но насельницы жили как и прежде, соблюдая монастырские правила. В 1920 году три сельскохозяйственные коммуны (бывшие Иоанно-Предтеченский, Знамено-Филипповский и Троице — Гледенский женские монастыри) объединены в одну с общим названием «Путеводная звезда». Женщин старше 50 лет (за исключением специалистов в каком-либо деле) отправляли на жительство в богадельню при Гледенской коммуне. В 1922 году монастырь-коммуна закрылся. В 1928 году разрушена Знамено-Филипповская церковь.
В настоящее время на месте пустыни стоит памятный знак на улице Гледенской. Сохранились некоторые жилые и хозяйственные кирпичные строения монастыря, частично разрушенные и перестроенные.
Источники информации: 1. ГАВО, фонд 496, опись 1, дело 18929. 2. ГАВО. Монастырские ведомости за разные годы. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. — Спб., 1892. Описание №1337. 4. Зенкова О. Б. Монастырская коммуна. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 1. — Вологда, 1995. 5. К истории Знамено-Филипповской Яиковской пустыни Устюжского уезда. // ВЕВ за 1899 год. 6. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга четвертая. — Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1996. 7. Попов Арсений. Случай из жизни преосвященного Евгения… // ВЕВ за 1868 г., №20, с.с. 556—559. 8. Суворов Н. И. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь. // ВЕВ за 1888 г., №3, с.с. 37—45. 9. Шляпин В. К истории Знамено-Филипповского Яиковского монастыря. // ВЕВ за 1903 г., №13, с.с. 374—378.
Православные приходы и монастыри Севера
Устюжский Знамено-Филиповский Яиковский монастырь, общежительный, близ города Великого Устюга, на берегу реки Сухоны. Основан около 1654 года на месте подвигов отшельника Филиппа Яиковского. Первоначально монастырь был мужским; в 1908 году обращен в женский.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и Филиппа Митрополита Московского (Знамено-Филипповский Яиковский монастырь)
Знамено-Филипповская Яиковская пустынь. Знамено – по названию главного престола во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Филипповская – по названию придельного храма в честь святителя Филиппа митрополита Московского. Яиковский – по месту нахождения монастыря, на Яиковой горе (в настоящее время улица Гледенская города Великий Устюг).
История возникновения Яиковского монастыря неоднозначна. Существует две версии его возникновения. Первая версия не подтверждена документально, но принята за основу Русской Православной Церковью. В «Списке монастырей Вологодской епархии» (1809 г.)1 и в «Кратких сведениях об угодниках божьих» (1811 г.), написанных епископом Вологодским и Устюжским Евгением Болховитиновым, значится, что монастырь основан в 1654 году преподобным Филиппом Сухонским (Филиппом Яиковским).
Филипп Сухонский (Яиковский)
Кто он и откуда пришел в Устюг — точно не известно. Существует мнение, что он был пострижен в иноки Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. Вскоре, любя уединение, Филипп покинул монастырь, построил на Яиковой горе хижину, где и прожил несколько лет отшельником, проводя дни и ночи в молитвах. Как ни старался Филипп скрыть свои добродетели, но близость его жилища к Устюгу сделала его известным горожанам. Многие жители города и его окрестностей стали приходить к нему, чтобы пользоваться его наставлениями. Уважение к смиренному отшельнику возрастало. По древним рукописным святцам «преподобный Филипп бысть на Сухоне реще новый чудотворец».
Считается, что Филипп Сухонский был первым настоятелем основанного им в 1654 году Яиковского монастыря. Скончался преподобный Филипп 17 августа 1662 года простым иноком, отказавшись принять священский сан игумена. Мощи преподобного Филиппа Сухонского до 1917 года покоились в храме Знамения Пресвятой Богородицы Яиковского монастыря. День памяти 30 (17) августа. Такова религиозная версия возникновения Знамено-Филипповского Яиковского монастыря. Вторая версия была выдвинута В.К. Шляпиным в статье «К истории Устюжского Знамено–Филипповского Яиковского монастыря», опубликованной в 1903 году и основана на анализе документов той поры. Согласно данной версии первостроителем и основателем монастыря является старец Логгин.
«Память», или дозволительная записка от Устюжского воеводы князя Е.Ф. Мышецкого: «Лета 7173 (1665) году, июня въ 22 день, билъ челомъ Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея великия и малыя России Самодержцу, а на Устюге Великомъ въ съезжей избе воеводе князю Евфиму Федоровичу Мышецкому да Ермоле Клочкову, гостиной сотни Сила Усовъ подалъ челобитную, а въ челобитной его написано: въ прошломъ-де во 162 (1654) году старецъ Логинъ выкопалъ было отъ Устюга посаду на край реки Сухоны въ горе на пустомъ месте пещеру и поставилъ въ ней икону святителя Филиппа чудотворца, и къ той иконъ печали было приходитъ и молебны петъ съ посаду и изъ волостей многие люди. И въ прошломъ де году отъ бури ветренной и отъ дождеваго промою та пещера обвалилась, а икона стоя (стоитъ) и по сие число, а построить некому. И естъ подъ Устюгомъ посадомъ близъ тоя пещеры пустое деревнишко, словетъ Местеферово, а Яичкино тоже, не владеетъ имъ никто и пашенная земля задернела, и Государевы всякие доходы за ту деревнишко платятъ миромъ… И по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея и великия и малыя России Самодержца указу, воевода князь Евфимий Федоровичъ Мышецкой да Ермола Клочковъ велели, по ево Силину обещанию, на той пустой деревнишка земле поставить часовню и ту икону святителя Филиппа чудотворца ту (туда) внесть и малую кущу для успокоения молебниковъ и трудниковъ поставить. Къ сей памяти воевода князь Евфимъ Федоровичъ Мышецкой печать свою приложилъ. Приписалъ Ермола Клочковъ».
На основании выше приведенного документа В.К. Шляпин делает вывод, что в 1654 году первым на Яиковой горе появился старец Логгин. Следовательно, 1654 год можно считать фактическим годом начала Яиковской пустыни, а старца Логгина ее первым строителем и основателем.
Относительно личности самого старца Логгина, с большой долей вероятности можно утверждать, что это и есть тот самый древодел Лука Васильевич Голубев, о котором Г.Н. Чебыкина в своей «Летописной книге» под 1654 годом пишет как об основателе Яиковского монастыря. Подтверждением этому может служить старинное сказание под названием «Чудо святителя Филиппа о изцелении некоего древодела отъ лютой болезни»: «В лето 7162-е, а отъ Рождества Христова 1654-е, быстъ во граде Устюзе некто древодель Лука Васильевъ, иже одержимъ бысть лютымъ недугомъ шесть месяцевъ. Въ постъ святыхъ апостолъ Петра и Павла, спящу ему во едину отъ нощей, явися святый Филиппъ митрополитъ Московский во святительской одежде и рече ему: вижду та, человече, зело боляща, хощеши ли здравъ быти? Онъ же отвеща: хощу, господи мой. Вопроси же боляй: ты кто еси, сватче Божий? Святый Филиппъ отвеща ему: азъ есмь Филиппъ, митрополитъ Московский; ты же, аще хощеши здравъ быти, то иди (имя нарекъ купца) и выменя у него образъ мой и иди отъ града Устюга за два поприща вверхъ Сухоны реки по брегу до глубокаго рва и жителствуй тамо. Онъ же, возбнувъ отъ сна, ощути себе здрава, яко николиже боли, и сотвори тако, якоже заповеда ему святый; ископа же пещеру, и постави икону святителя Филиппа и вселися ту. Последи же постриженъ бы преподобнымъ Филиппомъ, во иноцыхъ же наречено ему имя Логгинъ. Поживе же лета доволна въ богоугодныхъ подвизяхъ и въ старости глубоцей отъиде ко Господу». По собственному свидетельству старца Логгина, он был пострижен в Теплогорской Богородской пустыни строителем этой пустыни черным попом Ионой. Теплогорский Богородский мужской монастырь на Теплой горе на реке Юг Устюжского уезда основан в 1643 году нижегородским крестьянином села Павлово Григорием Даниловым. Пустынь упразднена в 1764 году, с начала XX века Богородская Теплогорская церковь.
Из приведенной выше «Памяти» от 1665 года видно, что Логгин выполнил заповедь святителя Филиппа: заказал икону, принял постриг, выкопал на Яиковой горе пещеру и стал собирать средства для строительства новой пустыни. Как говорил сам старец Логгин: «… я завожу тое пустыню по явлению святаго Филиппа чудотворца, а никакова де у мена митрополича указу о томъ нетъ. А вольно де такия пустыни заводить кому ни буди и ни у кого не отнято». То есть официального разрешения на строительство монастыря у Логгина не было. В 1661 году во вновь образованной пустыни уже была построена часовня «169 (1661) году августа въ 29 день…» состоялся крестный ход к новопостроенной часовне.
5 мая 1662 года митрополичьи приказные игумен Троицкого монастыря Афанасий и соборный протопоп Владимир отправили митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе отписку, в которой обвинили Логгина в самовольном выходе из монастыря; самовольном, без благословения митрополита, строительстве новой пустыни; в том, что он получил грамоту на строительство церкви на Яиково обманным путем. Ответом на эту отписку указом Ростовского митрополита 4 июля 1662 года старец Логгин был возвращен в Теплогорский монастырь, а настоятель этого монастыря расписался в получении всего имущества Яиковского монастыря. Тем же митрополичим указом было приказано произвести опись новой пустыни. По результатам описи в Яиковском монастыре в 1662 году уже существовала часовня, была построена церковь во имя Филиппа митрополита Московского (пока не освященная), три кельи (одна новая и две ветхих), пахотная земля. По результатам описи митрополит Ростовский и Ярославский Иона своим указом 29 августа 1662 года вернул старцу Логгину все имущество и благословил его строителем Знамено-Филипповской Яиковской пустыни. Основанная без формального разрешения пустынь в 1662 году получила законное право на существование. В этом же 1662 году была получена благословенная грамота на строительство церкви во имя Филиппа митрополита Московского.
В 1735 году построен каменный храм, в одном здании холодная церковь Знамения Пресвятой Богородицы и теплая во имя Филиппа митрополита Московского с колокольней. В 1764 году пустынь выведена за штат на собственное содержание. В 1809 году построен каменный настоятельно-братский корпус. В 1859 году теплая Филипповская церковь перестроена, добавлен престол Николая Мирликийского. В 1908 году из мужского заштатного монастыря Яиковский монастырь преобразован в женский общежительный и обнесен каменной стеной со всех сторон. В 1918 году монастырь закрыт. Преобразован, как и Гледенский Троицкий монастырь, в сельскохозяйственную коммуну. Коммуна была закрыта в 1922 году. В 1928 году разрушена Знамено-Филипповская церковь. В 1929 году в Знамено-Филипповскую Яиковскую пустынь из Троице-Гледенского монастыря переселен детдом-изолятор.
В настоящее время на месте монастыря стоит памятный знак, сохранились некоторые жилые и хозяйственные постройки, частично разрушенные и перестроенные.
К началу XX века Знамено-Филипповский Яиковский монастырь имел: холодную Знаменскую, теплую Филипповскую церковь и колокольню в одном корпусе; каменные настоятельский и сестринский корпус; три деревянных флигеля; деревянный дом для семьи священника; кирпичный каретник с конюшней; погреб; деревянный амбар; баня; скотный двор. Все это было обнесено каменной стеной. Напротив святых врат стояла деревянная часовня.
Холодная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы
Каменный храм был построен в 1735 году, в этом же году и освящен. В предалтарном иконостасе в киоте под стеклом находилась древняя икона святителя Филиппа митрополита Московского, украшенная серебряной ризой и венчиком. Это была та самая икона, о которой говорится в вышеприведенном сказании (написана в 1654 году по заказу старца Логгина). Первоначально икона находилась в пещере, вырытой старцем Логгином. После икона была перенесена в деревянную часовню, построенную специально для нее. Об этом говорится в приведенной выше «Памяти». После строительства церкви икона была перенесена в храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. При игумене Августине (в миру Андрей) Вознесенском 1812-1824 годы в холодном храме Знамения был построен новый иконостас.
Теплая церковь во имя святителя Филиппа митрополита Московского
Одновременно с холодным Знаменским храмом с западной стороны была построена теплая Филипповская церковь до 1850 года имевшая один престол в честь святителя Филиппа. В 1850 году из-за трещин и других повреждений вся западная часть вместе с колокольней была разобрана до фундамента и отстроена заново. После перестройки площадь храма была увеличена, в северной части остался придел во имя Филиппа, а в южной части создан новый придел в честь святителя Николая Мирликийского. В приделе святителя Филиппа находилась икона Знамения Пресвятой Богородицы, богато украшенная серебряной с позолотою ризою, драгоценными камнями и жемчугом.
В Вологодских Епархиальных ведомостях за 1899 год в сообщении члена Вологодской церковно-археологической комиссии З. Подьякова «Къ истории Знамено-Филипповской Яиковской пустыни Устюжскаго уезда» опубликован документ, датируемый 1686 годом, имеющий непосредственное отношение к истории появления данной иконы в монастыре: «Государю преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, бьетъ челомъ твой святительской нищей богомолецъ Устюга Великого прежней строитель Филиповы пустыни старецъ Логинъ. Въ прошломъ, государь, во 165 (т. е. 1657) году, по благословению и по указу и по грамоте преосвященного Ионы (Сысоевича), митрополита Ростовского и Ярославского (отъ каковыхъ митрополитовъ былъ въ зависимости городъ Устюгъ съ уездомъ до 1682 г.), велено въ Устюжскомъ уезде въ Пермогорской волости на Волчью ручью изъ новой пустыни изъ часовни – чудотворный образъ Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Знамения, и иконы, и книги, и колокола, и всякой церковной заводъ, и хлебъ, и скотъ изъ той пустыни, что на Волчью ручью, пашенную и непашенную землю, и сенные покосы, и всякие заводы на Устюгъ въ Филипову пустыню взятъ и владеть мне, богомольцу, и тою пустынею, что на Волчью ручью, и по се число владеемъ Филиповской строитель черной попъ Антоний и я, богомолецъ твой; а та чудотворная икона Знамения Пресвятые Богородицы, что съ Волчья ручья, взята на Устюгъ Великий въ соборную церковь. И въ прошломъ же, государъ, во 191 (т. е. 1683) году, по благословению и по указу брата твоего, блаженныя памяти преосвященного Геласия, архиепископа Великоустюжского и Тотемского, велено въ той пустыни, что на Волчью ручью, построить новая церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, и ныне в той пустыне, что на Волчью ручью, новая церковь построена, а не освящена, а та чудотворная икона Знамения Пресвятыя Богородицы изъ соборной церкви въ тое пустыню не отдана. Милостивый государь, преосвященный Александръ, архиепископъ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня, своего, святитель, нищего богомольца, вели, государь, въ томъ свой святительской милостивой указъ учинить и тое чудотворную икону Знамения Пресвятые Богородицы изъ соборной церкви въ тое пустыню на Волчей ручей мне, богомольцу, выдать для собрания на церковное строение и вели, государь, святый антимисъ дать и тое Божию новую церковь освятить и быть мне, богомольцу, въ той въ пустыни строителемъ. Государь великий святитель, смилуйся, пожалуй».
На обороте данной челобитной изложена резолюция архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра: «194 году (т.е. 1686 г.) апреля въ 14 день преосвященный архиепископъ, сего челобитья слушавъ, пожаловалъ указалъ тое икону Пресвятыя Богородицы изъ соборной церкви выдатъ въ пустыню святаго Филипа митрополита, что на Еикове, строителю иеромонаху Антонию и велелъ тое икону поставить въ той пустыне въ церковь, а изъ той пустыни безъ указу архиерейского тое икону ему строителю съ братьею никуда не носить и в-ыные церкви приходские ставить не велелъ, а отдать та икона описавъ прикладъ и о томъ указъ учинить соборной церкви ключарю Ивану Юрьеву». На основании данного документа выходит, что в 1657 году чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы по распоряжению митрополита Ростовского и Ярославского Ионы (Сысоевича), должна была быть передана в Яиковский монастырь. Икона была привезена в Устюг, но в монастырь не попала, а находилась в соборной церкви (по всей видимости, имеется ввиду Успенский собор Великого Устюга). Лишь в 1686 году по распоряжению архиепископа Великоустюжского и Тотемского Геласия была передана в Яиковский монастырь.
В архивах монастыря имелось сказание, в котором икона была названа «явленною». Вот текст этого сказания: «Въ лето отъ мироздания 7282, отъ Рождества же Бога Слова 1774-е, бысть некто мужъ во граде Устюге, сановитъ родомъ, благочестивъ сый и славенъ, именемъ Иоаннъ Иоанновъ Антипинъ, иже по Божию строению одержимъ бысть лютымъ недугомъ на долзе, яко и отчаятися ему живота своего. Въ некоторую же ночъ, лежащу ему на одре смертномъ, внезапу бысть гласъ: человече, хощении ли здравъ бытии? Онъ же со страхомъ отвеща: хощу, Господи, но несть помогающаго ми. И паки вторицею быстъ гласъ: аще ли хощеши здравъ бытии, то, воставъ, поиди: есть на два поприща отъ града Устюга близъ реки Сухоны на горе Яиковской обитель Знамения Пресвятыя Богородицы; пришедъ же возвести игумену тоя обители, дабы повелелъ выкопатъ икону Знамения Пресвятыя Богородицы изъ погребной ямы, издревле лежащую въ земле; внесите ю въ церковъ, то здравъ будеше. Онъ же воставъ отъ сна, ощути себе здрава благодатию Христовою, яко николиже боли. И на утрие шедъ возвести игумену чудный той гласъ: онъ же, боголюбивъ сый, ятъ веру тому, повеле сотворити реченное. Шедше же обретеша, якоже речено быстъ, во влаге земной икону Знамения Богородицы, возсиявшую паче солнца, ничимъ же вредиму отъ земли, и вземше внесоша ю во храмъ, и незше соборне молебенъ. Исцелевый же той мужъ возъиме велию веру ко Пресвятый Богородице и на каждое лето до скончания своего хождаще въ ту обитель и молебное пение совершаше». Согласно данного сказания, икона Знамения Богородицы была найдена закопанной в погребе, но как, при каких обстоятельствах и когда она там оказалась — данных не имеется.
Колокольня вместе с теплым Филипповским храмом была заново отстроена в 1850 году. На колокольне было восемь колоколов. Самый большой колокол весил 150 пудов. В 1928 году Знамено-Филипповский храм с колокольней были разрушены.
В 1809 году построен каменный корпус настоятельских и братских келий, а так же каменная стена с двух сторон. Работы проводились при иеромонахе Гаврииле иждивением великоустюжской купеческой вдовы Анны Васильевны Курочкиной. Род Курочкиных был одним из древних и самых богатейших в Устюге. По преданию относящемуся к XVIII веку Курочкины были настолько богаты, что все улицы от своего дома (находился рядом с церковью Симеона Столпника) до Успенского собора могли вымостить серебряными рублевиками. Анна Васильевна Курочкина была второй супругой Ивана Яковлевича Курочкина (скончался в 1800 году) одного из создателей храма Симеона Столпника и последнего представителя рода Курочкиных.
О строительстве каменного корпуса настоятельских и братских келий рассказывается в статье под названием: «Случай изъ жизни преосвященнаго Евгения, бывшаго епископа Вологодского» опубликованной в Вологодских епархиальных ведомостях в 1868 году. Рассказ этот был доставлен в редакцию священником Великоустюжской Всеградской Всемилостивого Спаса церкви Арсением Михайловичем Поповым. А.М. Попов записал этот рассказ со слов настоятеля Знамено-Филипповской пустыни Вениамина Базилевского (настоятель с 1828 по 1836 г. и с 1842 по 1860 г.), который в 1809 году был послушником монастыря. По словам отца Арсения, рассказ этот был подтвержден и другими старожилами Великого Устюга.
В 1808 году в Устюге объявился юродивый под именем Степанушка, который вошел в доверие к Анне Васильевне Курочкиной. Перед приездом епископа Вологодского Евгения в Великий Устюг Степанушка попросил у А.В. Курочкиной построить возле ворот Яиковского монастыря келью для его постоянного проживания. Курочкина согласилась исполнить просьбу юродивого. Осталось получить разрешение епархиального начальства на постройку кельи. Курочкина обратилась к настоятелю Яиковского монастыря строителю Гавриилу (настоятель с 1803 по 1812 гг.) и членам устюжского Духовного Правления доложить о своей просьбе епископу Евгению по прибытию того в Устюг. Когда епископ Евгений осматривал Яиковский монастырь, настоятель Гавриил доложил ему о просьбе Курочкиной. Владыка, наслышанный о богатстве Курочкиной, попросил передать ей, что на следующий день он будет служить в ее приходской церкви Симеона Столпника и сам лично переговорит с ней о ее просьбе. Во время разговора с Курочкиной епископ предложил ей построить настоятельский и братский корпус монастыря по чертежам протоирея Устюжского Успенского собора Василия Аленева, на которых уже имелось благословение епископа Евгения на постройку. Курочкина согласилась. В 1809 году корпус для настоятельских и братских келий был построен. Что касается Степанушки, то он из города исчез.
Литература:
1. Список монастырей, прежде бывшихъ и ныне существующихъ въ Вологодской епархии. (Составлен митрополитом Евгением). – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Декабря 1. № 5. 1864. Стр. 140.
2. Краткие сведение обь угодникахъ божиихъ, въ пределахъ Вологодской епархии почивающихъ, прославленныхъ церковию, и местно чтимыхъ. (Составлен митрополитом Евгением). – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Октября 1. № 1. 1864. Стр. 18.
3. Суворов Н. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Февраля 1. № 3. 1888. Стр. 42.
4. Шляпин В.К. Къ истории Устюжскаго Знамено-Филипповскаго Яиковскаго монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 1. № 13. 1903. Стр. 374 – 376.
5. Суворов Н. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Февраля 1. № 3. 1888. Стр. 39 — 40.
6. Чебыкина Г. Н. Великий Устюг: летописная книга XII — начало XXI века. – Великий Устюг: Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 2007.
7. Суворов Н. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Февраля 1. № 3. 1888. Стр. 38 — 39.
8. Допросныя речи 1661 г. 30 августа о крестномъ ходе, учиненномъ Богословскими попами въ пустыню на Яикову гору, 29 августа, а также и о томъ, по какому указу пустыня эта строится. — Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 1. № 13. 1903. Стр. 378.
9. Шляпин В.К. Къ истории Устюжскаго Знамено-Филипповскаго Яиковскаго монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 1. № 13. 1903. Стр. 375.
10. Къ истории Знамено-Филипповской Яиковской пустыни Устюжскаго уезда. (Документ 1686 года). — Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Октября 15. № 20. 1899. Стр. 500 – 501.
11. Суворов Н. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Февраля 1. № 3. 1888. Стр. 40 — 41.
12. Случай изъ жизни преосвященнаго Евгения, бывшаго епископа Вологодского (впоследствии митрополита Киевскаго), или рассказ о томъ: когда, кемь и по какому обстоятельству построенъ каменный корпусъ настоятельскихъ и братскихъ келий в Устюжской Знаменофилипповской Яиковской пустыни. — Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Октябрь 15. № 20. 1868. Стр. 556 — 559.