История главного храма монастыря насчитывает почти восемьсот лет. Деревянный собор Архангела Михаила «о тринадцати верхах» был одним из интереснейших сооружений древнего Устюга. Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653–1656 годах.
Михайло-Архангельский собор четырехстолпный, пятиглавый, прямоугольный в плане, вытянутый на восток, поднят на подклет. Перекрыт по-местному на четыре ската. На северо-западном углу возвышается шатровая колокольня с восьмериком звонов и двумя рядами слухов. Апсида представляет собой простой трехстенный объем. Стены собора расчленены лопатками. Закомары отделены от стен сплошным карнизом. Световые барабаны украшены аркатурными поясами. С южной стороны примыкает трапеза с церковью Введения. Трапеза на уровне второго этажа соединена с собором крытым переходом на мощных аркадах. На переход ведут крытые лестницы с рундуками. Эти крыльца и переход, украшенные поясом ширинок и валиков, огибающим часто расположенные окна, очень живописны, особенно по контрасту с суровостью храма и трапезой, лишенной украшений, кроме лопаток и асимметричного фронтона на южном фасаде. Украшение интерьера собора Архангела Михаила – высокий трехъярусный резной золоченый иконостас ХVII–XVIII вв., в котором совмещены два стиля – барокко и классицизм.
В настоящее время в храме находится музей.
По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976
Первоначальная деревянная церковь во имя Архангела Михаила была построена Киприяном в 1212-1216 годах, одновременно с основанием монастыря. Последний деревянный храм сгорел 21 апреля 1651 года. 2 августа 1653 года преосвященный Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, дал благословящую грамоту на постройку в Михайло – Архангельском монастыре нового храма во имя Архангела Михаила (Архангельский собор), с приделами Вход Господень в Иерусалим и Николая Чудотворца, строился 1653 – 1656 годы, на средства купца Никифора Ревякина. Пятиглавый собор с шатровой колокольней связанный переходами с Введенской церковью и трапезной. Западное крыльцо собора ведет на галерею, куда выходят три портала, обрамленные колонками и архивольтами. Главный, западный портал украшали уникальные двери (2-я половина XVII века), обшитые медными пластинами — клеймами (сейчас находятся в Эрмитаже г. Санкт — Петербурга). Размером 221 см на 133 см двери сверкали позолотой и серебром. Их пластины (из 52 сохранилось 45) покрыты гравированными изображениями различных библейских сцен. Сама гравировка плоскостная, фигуры людей и животных очерчиваются тонкими и изящными врезными линиями. Все пластины посеребрены, а изображения главных персонажей вызолочены. Традиция подобной гравировки соборных входных дверей идет от глубокой древности. Очевидно, в XVII веке в какой-то степени пытались воспроизвести древнейший образец. Украшали пластины не менее двух мастеров: при реставрации врат на двух клеймах с обратной стороны были обнаружены резные знаки граверов — несколько различные между собой изображения цветов в вазоне.
Крупнейший знаток русской гравюры Д. А. Ровинский относил резные пластины этих врат к «самым замечательным работам граверов — серебреников Оружейной палаты» и связывал их с манерой, присущей одному из лучших художников второй половины XVII века Леонтию Бунину. Первоначально собор был расписан. Впоследствии все фрески были заштукатурены и забелены. При пробных расчистках в 1975 году на галерее-паперти были обнаружены часть композиции «Троица» и фрагмент фигуры святого конца XVII века. Любопытно, что деревянная колокольня, согласно Сотной книге 1630 года, кроме 9 колоколов, имела железные боевые часы21. Каменная колокольня строилась одновременно с собором и имела 11 колоколов, первый в пятьсот пятьдесят восемь с половиной пудов отлит в 1741 году. На каменной колокольне часы появились в 1750 году при архимандрите Боголепе. История иконостаса Архангельского собора весьма любопытна. Первоначально иконостас был четырехъярусный. Местные мастера резчики Соколов и Лодвиков в 1780 годы реконструировали иконостас; до сего времени видны вставки их резьбы в иконостасе XVII века. Вероятно, тогда же иконостас стал пятиярусным. Эта реконструкция не удовлетворила заказчиков, и после реконструкции 1791-1792 годов иконостас стал трехъярусным. В 1784 году иконостас вновь был подвергнут переделке: тябла и столбики двух нижних ярусов сделали вновь, а резные столбцы — колонки для верхних взяли из прежнего иконостаса 1731-1735 годов городского Успенского собора. Очевидно, и этот сборный и неоднородный иконостас не удовлетворил обитель, и в 1791-1792 годах он подвергся коренной реконструкции, получив дошедший до наших дней вид. Скульптурные украшения, расположенные над входами, исполнены местным мастером Костромитиным.
Живопись иконостаса относится в основном к XVII веку, например, в местном ряду иконостаса сохранились иконы XVII века: «Троица», «Сретение», «Спас Нерукотворный», «Воскресение Христово» и «Прокопий и Иоанн Устюжские», правда, находящиеся под записями и подновлениями 1842-1845 годов. Кроме того, были там и более ранние иконы, например житийная икона Михаила Архангела, хранящаяся сейчас в Государственном Русском музее. Из Михайло-Архангельского монастыря происходит большая монументальная икона «Собор Архангела Михаила» (Государственный Русский музей). Написанная для первого деревянного храма, она относится к рубежу XIII-XIV веков. На ней изображены архангелы Михаил и Гавриил в императорских одеяниях, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. Собор Архангела Михаила. Конец XIII — начало XIV веков. Происходит из местного ряда иконостаса Архангельского собора Великоустюжского Михайло-Архангельского монастыря. В 1958 вывезена в ГЦХНРМ (Москва). Поступила в ГРМ в 1968. Реставрация: ГЦХНРМ, 1959-1968, реставратор А.Н.Баранов. В иконостасе Михайло-Архангельского собора икона являлась храмовым образом. На иконе представлены архангелы Михаил и Гавриил в рост, поддерживающие медальон с изображением Христа-Эммануила. Манера исполнения произведения отличается большей живописностью, той свободой движения кисти, которая, с одной стороны, приходит за порогом совершенного владения мастерством, а с другой — может быть трактована как местная, устюжская, вариация хорошо усвоенных приемов. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается православной церковью 8(21) ноября. (Рыбаков А. А.Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII — XVIII веков.- М.: «Галарт». 1995.)
Святой Николай Чудотворец (Никола Зарайский), с деисусом и избранными святыми в клеймах. Конец XV века. Великоустюгский краеведческий музей. Происходит из Михайло-Архангельского Великоустюжского монастыря. Реставрация: ВСНРПМ, 1975, реставратор А.А.Рыбаков. К эпохе активной борьбы Москвы и Новгорода за северные земли относится икона Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми XV века. Никола в среднике изображен в белой крещатой фелони и в белом же подризнике на киноварном фоне. Средник выделен черной каймой с крупными белыми «жемчугами». По сторонам средника на светлом фоне написаны деисус из пяти фигур со Спасом Нерукотворным и пятнадцать полуфигур избранных святых, в их числе Прокопий Устюжский.
Рыбаков А. А.Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII — XVIII веков.- М.: «Галарт». 1995.
Архангельский собор — это пятиглавое прямоугольное в плане симметричное сооружение, в котором алтарь отделяется от основной части храма стеной. С трех сторон к собору примыкает двухэтажная галерея. Во второй этаж ее ведет крыльцо. К северо-западному углу галереи примыкает двухъярусная колокольня. Покрытие ее, как и большинства колоколен устюжских церквей, — шатровое. На фасадах церкви и колокольни нет ни «узорочья», ни декоративной лепки. Стены оживлены лишь лопатками и тонкими горизонтальными тягами, отделяющими расположенные выше декоративные закомары.
От южного фасада собора отходит двухэтажная галерея-переход с двумя крыльцами на разных ее сторонах. Она соединяет собор с трапезной палатой, построенной в середине XVIII в. Наиболее просто решен объем трапезной. Большое и массивное, с редко посаженными арочными окнами — бойницами, здание больше ассоциируется с постройками XVI столетия, чем с XVII в., которому оно принадлежит. Очень красиво «нарисован» щипец западного фасада с декоративным окном-нишей в центре и щелевидными прорезями по сторонам его. Главное помещение трапезной квадратной формы, посередине стоит квадратный же столб, с восточной стороны к трапезной примыкает одноглавая бесстолбная церковь Введения. Она, так же как и Архангельский собор, очень проста по своему облику. Фасады ее гладкие, спокойные. Декоративной обработке подвергся только барабан купола.
из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.
Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицыс трапезной палатой.
Первоначальная деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы строилась Киприаном в 1212-1216 годах, одновременно с основанием монастыря. Первое подробное описание деревянной теплой церкви находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.[1] В алтаре на престоле два Евангелия с серебряными золочеными Евангелистами, крест благословящий, обложенный серебром золоченым, крест деревянный с распятием серебряным золоченым.
В храме царские врата с сенью тесаные на золоте, над царскими дверьми деисус написанный на золоте. Справа от царских врат: образ Живоначальной Троицы; образ Введения Пречистой Богородицы во храм; образ Собора Архистратига Михаила; образ Вседержателя на престоле с Пречистой Богородицей, Иоанном Предтечей, Ангелами Михаилом, Гавриилом, Петром и Павлом. Все образа написаны на золоте с венцами серебряными золочеными.
Слева от царских врат: образ Воскресения Христова, написанный на красках; образ Шестодневец написанный на красках; образ Пречистой Богородицы Одигитрии написанный на золоте; двунадесятые праздники, написанные на холсте.
Данная деревянная церковь сгорела во время пожара 28 апреля 1636 года, как свидетельствует архимандрит Августин. [2] Священник А. Голосов, в своем описании монастыря, говорит о том, что храм сгорел в 1651 году.[3] Скорей всего это связано с тем, что в 1651 году гостиной сотни купец Никифор Федорович Ревякин от своего имени и от имении всей братии монастыря, обращается к митрополиту Ростовскому Варлааму с прошением на постройку каменной церкви. 26 мая 1651 года благословленная грамота получена. В 1653 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена и освящена по грамоте митрополита Ростовского Ионы, приемника Варлаама.
Храм небольшой с одним куполом и огромной трапезной примерно 14 на 14 метров (20 на 20 аршин) с западной стороны. За трапезной находилась келарская, из которой западные двери вели в трапезную, а северные на церковную паперть. В восточной части паперти находилась кладовая палатка. Две лестницы с северной стороны, одна за левым клиросом, другая через паперть, вели в храм. Под церковью и алтарем находилось пять палаток. В самом храме иконостас в три яруса крашеный с резными золочеными столбцами. Царские врата резные золоченые. В течение почти столетия храм не подвергался никаким переделкам.
В 1765 году мастером Дмитрием Сучковым в алтаре храма сделана новая печь из зеленых изразцов.
В 1774 году увеличены окна в алтаре и церкви. Разобрана лестница, ведущая в храм, вместо двери сделано окно.
В 1782 году стены храма оштукатурены, сделаны карнизы и клейма. Поставлен новый гладкий иконостас со столбцами. Над иконостасом в 18 клеймах двунадесятые праздники и лики святых. Сделаны новые царские врата резные с сенью и балдахином. В иконостас вставлены новые местные образа, написанные устюжским иконописцем Косьмой Волковым.
В 1842 году во всем храме сделаны полы из белых каменных плит, трое дверей ведущих из храма в трапезную заложены.
В 1845 году сделана новая крыша, главка окрашена в зеленый цвет.
В 1889 году из монастырской казны выделено более 2000 рублей на ремонт храма. Все стены с живописными клеймами и окна вымыты, отвалившаяся штукатурка и подпорченная живопись подновлена. Панели в алтаре отделаны заново. Подправлена резьба на иконостасе и киотах. Орнаменты в верхних четырех колоннах, ранее закрытые иконами, сделаны новые. Пол выровнен и покрашен желтой краской. Наружные стены выбелены и покрашены желтой краской, а железная крыша и главка – зеленой.
В 1893 году сложены три новые печи, промыты стены и выкрашены полы.
Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья А. Голосова опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 году.[4]
Своды алтаря и церкви были расписаны. Иконостас столярный резной с шестью золочеными колоннами. В иконостасе: образ Господа Вседержателя сидящего на троне; Собор Архистратига Михаила; образ Николая Чудотворца старинного письма. Все образа в драгоценных ризах вышитых сестрами Иоанновского монастыря.
За левым клиросом образ Божией Матери Знамение, за правым – образ Божией Матери Тихвинской украшены золотыми ризами вышитыми теми же сестрами Иоанновского монастыря.
Из других предметов, бывших в Введенской церкви, можно отметить: напрестольный серебряный золоченый в три яруса складной ковчег для хранения святых даров. Внизу по углам четыре литых серебряных херувима, по сторонам четыре резных серебряных Евангелиста. На крышке нижней части ковчега черневое изображение Тайной Вечерни; на средней – Положение во гроб; на верхней – Благовещение Пресвятой Богородицы. В средней части ковчега два маленьких ковчежца для запасных даров. В верхней части – золоченый потир. Данный ковчег приобретен в 1749 году архимандритом Боголепом.
Трапезная
Наиболее впечатляет огромная трапезная, западный фасад которой завершен оригинальным треугольным фронтоном с сильно удлиненной левой половиной и узкими щелевидными проемами типа бойниц по сторонам центрального киота. По планировке она типична для своего времени и состоит из обширной одностолпной палаты для общих трапез и примыкающих к ней с севера хозяйственных помещений — келарской, кладовой и прочее. Однако сводчатый зал с массивным квадратным столбом в центре (ныне перегорожен) выделяется среди других монастырских трапезных палат своими крупными размерами. Трапеза построена вместе с Введенской церковью в 1651 году. Иконостас в трапезе был такой же как и в храме, только столбцы не золоченые, а посеребренные. Под трапезной находилась хлебня.
Трапезная на уровне второго этажа соединяется с главным храмом крытым переходом. На переходы с двух сторон ведут широкие каменные лестницы. В 1765 году в трапезной Дмитрием Сучковым поставлена новая печь из зеленых изразцов. В 1774 году окна в трапезной увеличены.
В 1786 году, после ликвидации Великоустюжской епархии, в трапезной был установлен иконостас из домовой церкви Всех Святых, находившейся в Архиерейском доме.
В 1842 году полы в трапезной выстланы белыми каменными плитами.
В 1845 году в трапезной сделан новый с колоннами резной с позолотою иконостас. Образа в иконостасе поновлены.
В 1847 году в трапезную был перенесен вставленный в большую деревянную доску вытесанный из белого камня крест. Крест изготовлен в 1625 году. На кресте изображено Распятие Господа с пригвожденными руками и ногами и наклоненной головой. Над Распятием Бог Отец благословляющий двоеперстием. По сторонам – орудия казни. Внизу креста голова Адама и надпись: «Распятие Господа нашего Иисуса Христа – лета 7133 – трость – губа – копие – при архимандрите Варлааме инд – кад – млд – рбд – вытесалъ Мисаилъ». Концы креста соединены между собой украшенными драгоценными камнями цепями. Сам крест вставлен в большую доску, по бокам в клеймах изображены последние дни земной жизни Спасителя. В первом: Тайная Вечерня, омовение Спасителем ног Петра и других учеников. Во втором: молящийся Спаситель поддерживаемый Ангелами, обращение Спасителя к спящим ученикам, благословление учеников. В третьем — предательство Иуды и отсечение Петром уха Малху. В четвертом — суд над Иисусом Христом. В пятом — суд у Пилата и греющийся Апостол Петр. В шестом — орудие казни крест. В седьмом – вопрошающий Иисуса Христа Пилат. В восьмом – умывающий руки в неповинности Христа тот же Пилат. В девятом – идущий вместе с двумя разбойниками на распятие Иисус Христос и несущий крест Симон Киринеянин. В десятом – Жены Мироносицы, Иоанн и сотник Логгин. В одиннадцатом – Спаситель, привязанный к позорному столбу. В двенадцатом – снятие Иисуса Христа с креста. В тринадцатом – Воскресение Спасителя. В четырнадцатом – явление двух Ангелов Женам Мироносицам. В пятнадцатом – сошествие Спасителя в ад.
Первоначально крест находился в деревянной часовне, построенной на месте смерти Прокопия Устюжского. В 1737 году при архимандрите Пахомии, когда началось строительство каменной ограды, часовня была разрушена, крест перенесен во Введенскую церковь, а позднее в трапезную. С этим не согласен А. Голосов, который считает, что первоначально крест находился в часовне на могиле Киприана, так как до 1651 года упоминается только эта часовня. [5]
Крытые переходы между Архангельским собором и Введенской церковью. В 1653 году вместе с холодным собором Архангела Михаила и теплой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы Никифором Ревякиным был построен каменный крытый коридор (переход) соединяющий оба храма. В 1842 году при архимандрите Августине для большего освещения в переходах были сделаны окна и перекрыта крыша. В 1896 году викарный епископ Великоустюжский Антоний сделал в переходах несколько келий. В следующем 1897 году эти кельи были уничтожены.
Литература:
1. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 39-40.
2. Августин. Описание Великоутюгскаго Архангельскаго второкласснаго монастыря. – Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. Суббота, Февраля 22 дня. 1847. Стр. 73.
3. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 1. № 5. 1900. Стр. 106.
4. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 1. № 5. 1900. Стр. 105-110.
5. Там же. Стр. 110.