Церковь во имя Введения во храм Божией Матери с трапезной палатой
Первоначальная деревянная церковь Введения строилась Киприяном в 1212-1216 годах, одновременно с основанием монастыря. 26 мая 1651 года преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский, дал благословящую грамоту на постройку в Михайло – Архангельском монастыре новой каменной церкви в честь Введения Божией Матери, строилась 1653-1656 годы на средства купца Никифора Ревякина.
Церковь Введения одноглавая, расположена с восточной стороны трапезной (пристроена в 1842 году), составляет с ней неразрывное целое. Из внутреннего убранства Введенской церкви почти ничего не сохранилось, хотя известно, что в ней вскоре после возведения был поставлен трехъярусный позолоченный иконостас, просуществовавший более ста лет. В 1765 году в алтаре и в трапезной появились печи из зеленых изразцов, делал их местный каменщик Дмитрий Сучков. Наиболее впечатляюща огромная трапезная, западный фасад которой завершен оригинальным треугольным фронтоном с сильно удлиненной левой половиной и узкими щелевидными проемами типа бойниц по сторонам центрального киота. По планировке она типична для своего времени и состоит из обширной одностолпной палаты для общих трапез и примыкающих к ней с севера хозяйственных помещений — келарской, кладовой и прочее. Однако сводчатый зал с массивным квадратным столбом в центре (ныне перегорожен) выделяется среди других монастырских трапезных палат своими крупными размерами. Трапезная на уровне второго этажа соединяется с главным храмом крытым переходом. На переходы с двух сторон ведут широкие каменные лестницы.
Из описаний Михайло-Архангельского монастыря архимандритом Августином, напечатанных в «Вологодских Губернских Ведомостях» в 1847 году известно, что в трапезной с правой стороны находился вставленный в большую деревянную доску вытесанный из белого камня крест. Первоначально крест находился в деревянной часовне построенной на месте смерти Прокопия Устюгского. В 1737 году при архимандрите Пахомии, когда началось строительство каменной ограды, часовня была разрушена (в 1814 году построена каменная часовня) крест перенесен в Введенскую церковь, а позднее в трапезную.
Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери на воротах (Владимирская надвратная церковь)
В апреле 1682 года преосвященный Геласий, первый архиепископ Великоустюжский и Тотемский, дал благословящую грамоту на постройку в Михайло–Архангельском монастыре холодной каменной церкви во имя иконы Божией Матери Владимирской (при архимандрите Иоасофе).
В том же 1682 году на средства дьячка Мироносицкой церкви Ивана Онисифоровича Мальцева началось строительство церкви. Храм строился специально для иконы «Владимирской Богоматери», написанной по заказу И.О. Мальцева устюжским живописцем Афанасием Петровичем Соколовым с прославленной московской святыни. Церковь построена и освящена в 1688 году при архиепископе Великоустюжском Александре: «1688 г. Въ Устюжскомъ Архангельскомъ монастыре надъ святыми воротами построена каменная церковь во имя Владимирския Богоматери».[1]
Владимирская надвратная церковь одноглавая со Святыми воротами, первоначально здесь был вход в монастырь. На южном и западном углах Владимирской надвратной церкви можно увидеть следы примыкавшей к ней старой каменной монастырской стены, уничтоженной в XIX веке.
С западной стороны храма на столбах устроена небольшая паперть. С южной стороны устроена маленькая палатка. Вход в церковь с северной стороны, где на паперть ведет лестница.
В описании внутреннего убранства храма использована статья А. Голосова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 году.[2]
Иконостас в три яруса без резьбы, образа разделяются колоннами. Царские врата произведение резного искусства XVII века. По бокам врат резные столбики с фигурами Архангелов наверху. Сами врата украшены ажурным оловянным с позолотой кружевом и 15 клеймами с различными изображениями. Вся резьба подсвечена разноцветной слюдой. Небольшое навершие врат украшено десятью прорезными позолоченными фигурками Архангелов, обращенных к «Престолу уготованному», или «Этимасии», в центре. Врата имеют традиционные изображения Евангелистов и «Благовещения».
В иконостасе, слева от царских врат, находился образ Божией Матери Владимирской. Точная копия с подлинника находящегося в Москве, на обороте надпись: «написанъ сей святый образъ Пресвятыя Богородицы Владимирския въ лето 7070 месяца мая въ 5 день, въ царствующемъ великомъ граде Москве, при державе Государя царя и Великаго князя Иоанна Васильевича всея России и при Митрополите Афанасии того-же Богоспасаемаго града Москвы. Чудеса ея Пресвятыя Богородицы, начаты писать 187 года ноября въ 20 день и совершены того-же года апреля въ 17 день; а писаны на Устюге Великомъ. Писавый сии чудеса Устюжанинъ Афанасий Петровъ Соколовъ, по обещанию устюжанина Ивана Анисифорова Мальцова. А поставленъ въ 190 году октября въ 22 день, по обещанию того-же Боголюбца, на Устюге Великомъ, въ дому Пресвятыя Богородицы чеснаго Ея Введения и собора Архистратига Божия Михаила и Гавриила и прочихъ небесныхъ силъ безплотныхъ и преподобнаго отца нашего Киприана, начальника монастыря сего, при архимандрите Иоасафе, въ первое лето паствы его, въ честь и славу Пречистой Богородицы и на поклонение многочастному собранию и всему православному христианству, душевнаго ради спасения и вечнаго поминовения. Церкви святыхъ женъ Мироносицъ дьякъ Иван Анисифоровъ сынъ по реклу Мальцовъ». Образ был украшен серебряным золоченым венцом, увенчанным крупным жемчугом, возглавие и ожерелье так же из 415 жемчужин с 20 драгоценными камнями. Поля у иконы серебряные с позолотой с изображением чудес Божией Матери, в каждом клейме миниатюрное изображение Божией Матери, финифтяная надпись и серебряный с позолотой венец. По свидетельству архимандрита Мисаила (1817-1829 годы), в 1820 году возглавие и жемчужное ожерелье на образе было переделано мастерицею Малевою. Справа от царских врат находился образ Вседержателя с золоченым венцом и короною, украшенных камнями.
С западной стороны в церкви устроены хоры. Из-за маленькой вместимости церкви служба в ней совершалась редко, только по праздникам, посвященным иконе Божией Матери Владимирской.
Литература: 1. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 72. 2. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 15. № 10. 1900. Стр. 238-240.