Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Будучи купцом немецкого происхождения, он принял православие и избрал подвиг юродства. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Блаженный имел дар прозорливости, не один раз своими молитвами спасал город от разрушения. В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения.
http://www.mccme.ru/putevod/35/Ustyug/ustyug.html
Прокопий Устюжский, будучи купцом немецкого происхождения, принял православие и избрал подвиг юродства. Документы описывают полулегендарные события: в 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь по завету в благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород, но освятили храм во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, и, словно в наказание за ослушание, это храм почти сразу сгорел. На его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.
В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Строительство Прокопьевского собора велось «по грамоте Ростовского митрополита Ионы» и «челобитью устюжского гостя торговаго Афанасия Гусельникава». Документы, что бывало редко, донесли до нас и имя строителя – устюжского мастера Петра Дмитриевича Котельникова. Описание храма содержится в писцовой книге 1676-1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь — святого Прокопия, Устюжского чудотворца».
Собор отличается стройностью композиции. По верху его идут два ряда закомар, позднее расписанных. Покрытие четырехскатное. Барабаны, увенчанные гранеными главами, отделены от крыши кокошниками. Алтарные полукружия разделяют полуколонны. С южной стороны в 1867 г. был пристроен придел освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского. Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века.
В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения.
Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1976; http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum
Соборный храм во имя Святого и Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. Вторым после Успенского собора по значению зданием соборного комплекса стала церковь во имя Святого и Праведного Прокопия Устюжского чудотворца (соборным храмом стала с 1683 года), который был похоронен на берегу реки в непосредственной близости к Успенскому собору. Блаженный Прокопий Устюжский чудотворец канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года, умер в 1303 году, день памяти 8 (21) июля. В 1458 году над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня. В 1471 году часовня была заменена первой деревянной церковью, в честь успешного похода устюжан под Нижний Новгород против казанских татар и освящена в честь покровителей русского воинства Бориса и Глеба, так как сам Прокопий в то время еще не был причислен к лику святых.
Одновременно с функциями культового здания церковь выполняла роль исторического монумента. Это дополнительное мемориальное назначение обусловило и композицию храма, уже в первой своей редакции, очевидно, получившего величественную пятишатровую форму. В 1495 году, после пожара, церковь была отстроена заново и освящена уже на имя Прокопия. Борису и Глебу, а затем и Георгию здесь были выделены специальные приделы. Прокопьевский храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, но каждое новое выстроенное на этом месте здание неизменно сохраняло свою первоначальную композицию «о пяти верхах», которая дошла вплоть до XVII в. и была описана авторами сотной книги 1630 года. В 1649 году после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви (Борисоглебский и Георгиевский) были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге были основаны две отдельно стоящие церкви Борисоглебская и Георгиевская. 23 апреля 1668 года по грамоте Ростовского митрополита Ионы иждивением Афанасия Гусельникова начато строительство каменной Прокопьевской церкви. Строил устюжский мастер Петр Дмитриевич Котельников.
Храм пятиглавый с колокольней на юго-западном углу. На колокольне 10 колоколов, самый большой весом 120 пудов. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора. В 1720 — 1724 году были подняты своды Прокопьевского собора, убраны несущие столбы. В 1902 году пристроен придел во имя Тихона Задонского, ризница и трапезная. В храме до сих пор находится гробница с мощами святого Прокопия устроенная в 1833 году. Единственная сохранившаяся после 1917 года гробница устюжского святого. В основании храма заложен черный камень. По преданию, один из камней, выпавших из каменной тучи. Говорят, что на этом камне любил посидеть и поразмышлять Прокопий. Камень, по завещанию Прокопия, венчает его могилу.
Из достопримечательностей Прокопьевского собора следует отметить пятиярусный иконостас с иконами XVII – XVIII века, возведенный, вероятно, после перестройки 1720-1724 годов. В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI – XVII веков, наиболее древней является «Прокопий Праведный в житие». Большой интерес представляет каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века. 21 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий. Рака с мощами святого Прокопия была перенесена в Стефана Пермского кладбищенскую церковь. Через 30 лет в 1994 году прихожанам передан Тихоновский придел Прокопьевского собора. 31 октября 1995 года прихожанам передан весь Прокопьевский собор. Рака с мощами Прокопия Праведного вернулась на свое первоначальное место.
Святой Прокопий Устюжский в житии. 1602 год. Происходит из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора. Реставраторы М. В. Романова, Ю. В. Чернова 1987-1990 годы. Великоустюгский краеведческий музей. На тыльной стороне иконы имеется надпись в две строки: «…та 7 110 Июн в 13 д поставил сий образ на Устюге Великом на посаде у целбоноснаго гроба у святаго праведнаг Прок… устюжскаго чюдотворца Никита Григорьев сын Строганов». Порядок клейм: 1. Пришествие св. Прокопия в Устюг; 2. Моление св. Прокопия пред иконой Одигитрии; 3. Св. Прокопий призывает устюжан к покаянию; 4. Устюжане не внемлют словам св. Прокопия; 5. Появление огненной тучи над Устюгом; 6. Моление устюжан в Успенском соборе; 7. От иконы Благовещение исходит миро; 8. Выпадение каменного дождя за городом; 9. Миро от иконы Благовещение подает исцеление; 10. Молитва св. Прокопия у стены Михайло-Архангельского монастыря перед кончиной; 11. Преставление св. Прокопия; 12. Отпевание св. Прокопия; 13. Ратные люди возводят малую церковь над гробом св. Прокопия; 14. Исцеление расслабленного у гроба св. Прокопия; 15. Исцеление бесноватого; 16. Погребение нечестивого слуги наместника; 17. Возведение гробницы на могиле слуги нечестивого; 18. Разрушение гробницы слуги нечестивого; 19. Удаление гроба слуги нечестивого от гроба св. Прокопия; 20. Моление наместника у гроба св. Прокопия; 21. Исцеление расслабленного отрока Пантелеймона; 22. Исцеление от глазной болезни отрока Феодора; 23. Соломония у гроба св. Прокопия; 24. Чудо о расслабленном иерее Доментияне (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII — XVIII веков. — М.: «Галарт». 1995.). Каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа, вставленный в икону XVII века.
Шильниковская В.П. Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX века. – М.: Стройиздат. 1987. Стр. 246
Прокопиевский собор построен над местом погребения св. Прокопия. Первое здание собора построено было после 1471 года по обету ратными людьми, ходившими в Нижний Новгород. Церковь первоначально носила название во имя князей Бориса и Глеба: Прокопий в то время не был еще прославлен и причислен церковью к лику святых. Этот храм сгорел от молнии в 1420 году. Была построена новая церковь в 1495 году во имя праведного Прокопия. Храм был деревянный. скромный по размерам и внутреннему украшению. В следующем 1496 году эта церковь сгорела. После этого до 1668 года храм в честь Прокопия строился несколько раз, в этом же году гость Афанасий Федотов Гусельников, по прозвищу Скорая Запись, построил над гробом пр. Прокопия каменную церковь с папертию и колокольнею. Перестройки собора производились при архиепископе Александре (с 1690 г.) и при Боголепе (1720) и др.
Внутри храма заслуживает внимания вычурный резной иконостас (резьба XVII в.). Мощи преподобного покоятся в раке налево, под золоченою сенью. Кроме древних икон, находящихся в иконостасе, в Прокопиевском соборе сохраняются и др. древния иконы. Замечательна из них икона пр. Прокопия, с 40 клеймами жития и чудес. Размером эта икона в 2 1/2 аршина длины и 2 арш. 1/2 в. ширины. „Сия святая икона есть дар храмоздателя Гусельникова 1669 года». 06раз вышит жемчугом.
В соборной ограде, пред входом в Прокопиевский собор, на особом пьедестале лежит овальной формы камень, под которым следующая надпись: „Сей камень спаде с небесе во дни блаженнаго Прокопия из той тучи, которою восхоте Господь погубить во граде Устюге грешники. Привезен из Котовальской волости, отстоящей от града сего на двадесять поприщ, ибо там Господь одожди камение велие разженное, многи лесы пожже, а от человек и скотов никого же повреди. 1638 года ноября в 1 день.
Непеин А.С. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. – Вологда: Тип. Губ. Правл., 1915
Прим. мод.: старое написание окончаний слов и пунктуация в тексте 1915 года адаптированы под формат Каталога