Иоанно-Предтеченский монастырь был заложен в 1262 году. История возникновения и строительства монастыря связана с именем татарского баскака (сборщика податей в пользу хана) Багуя (Буга). Во времена татарского ига положение всего русского народа было самое бедственное. Вся русская земля была обложена данью. В Устюге проживал татарский баскак Багуй, который за неплатеж дани забрал в невольницы дочь одного почтенного жителя города Марию. Народ заволновался и стал говорить, о том, что в Ростове, Суздале и Владимире баскаков уже убили и сам великий князь Александр Невский велел изгонять и уничтожать их. Испугавшись народного гнева, Багуй пришел к своей наложнице Марии с просьбой спасти его. По совету Марии Багуй приял крещение и вступил в христианский брак с ней. После крещения Багуй был назван Иоанном. Следуя советам жены, друзей и знакомых Иоанн построил на Ивановской горе церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, а потом и Иоанно – Предтеченский монастырь. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские были похоронены у Вознесенской церкви. При постройке новой Вознесенской церкви место их погребения вошло внутрь храма. По сведению вологодской епархии гробница Иоанна и Марии Устюжских до 1917 года находилась в приделе Воздвижения Креста с северной стороны Вознесенской церкви.
В 1764 году Иоанно-Предтеченский мужской монастырь обращен в женский, с переводом в него инокинь из Спасо-Преображенского монастыря. Лицом к городу, над святыми воротами, находилась трехъярусная колокольня со шпилем увенчанным яблоком и крестом (в настоящее время не существует). К святым воротам, по склону горы, была устроена каменная плиточная лестница. Под горой находилась небольшая деревянная часовня принадлежащая монастырю (сейчас не существует). В часовне была установлена чаша, выложенная мрамором, в которую стекала родниковая вода. Кроме того в монастыре имелись больница и богадельня для старушек, странноприимный дом для приходящих издалека богомольцев, своя хлебопекарня. Обитательницы монастыря занимались золотошвейным и белошвейным ремеслами. Для мастерских в юго-западном углу монастыря был построен большой корпус. 2 октября 1900 года он сгорел, но в 1904 году был восстановлен (проект архитектора В. Н. Курицина). В 1899–1913 годах, при настоятельнице монастыря игуменьи Паисии (в миру Пелагеи Ивановны Романовой, дочери устюжского мещанина), велись большие строительные и ремонтные работы, был заложен новый храм. Окончания строительства храма настоятельница не дождалась, она умерла в 1913 году в возрасте 83 лет. В 1888 году при монастыре открыто женское епархиальное училище (ныне совхозтехникум).
После Октябрьской революции в здании мастерских находилась ремесленная школа с общежитием, но ее скоро закрыли. 16 сентября 1918 года на заседании Особой комиссии губисполкома было принято решение о преобразовании монастырей в сельскохозяйственные коммуны. В сентябре – октябре 1918 года были обследованы Иоанно-Предтеченский и Яиковский монастыри. 4 ноября 1918 года настоятельницы этих монастырей были приглашены на заседание губернского земельного отдела. 9 ноября 1918 года газета «Советская новь» уже сообщает о создании коммун в Иоанно-Предтеченском и Яиковском монастырях. Кроме того, с декабря 1918 года по май 1919 года в помещении монастырских мастерских размещается штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем казармы 55-го стрелкового полка. 23 ноября 1920 года решением Северо – Двинского исполкома Иоанно-Предтеченская коммуна выселяется за пределы города, а все помещения монастыря передаются под студенческий городок Северо-Двинского государственного университета (создан в октябре 1920 года). В декабре 1921 года университет закрывают, остается рабочий факультет, который занимает только часть зданий монастыря. В августе 1924 года в оставшихся помещениях открывается 4-я щетинная фабрика. С 1925 года – Великоустюгская щетино-щеточная фабрика Госторга. В 1927 году рабфак ликвидируют и вся территория Иоанно — Предтеченского монастыря переходит в распоряжение фабрики. В настоящее время от всего монастырского комплекса остались лишь перестроенные корпуса келий да фрагменты ворот монастырской ограды. По Вологодской епархии числится в списке утраченных.
Собор во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (собор Иоанна Крестителя). Главный храм монастыря, к сожалению до наших дней не сохранился, являлся единственным храмом, построенным в Великом Устюге в начале XX века. Спроектировал здание сосланный в 1890 году из Санкт-Петербурга в Великий Устюг архитектор Владимир Николаевич Курицын. Проект храма был утвержден техническим строительным комитетом хозяйственного управления при Святейшем синоде 7 января 1908 года. Торжественная закладка нового храма состоялась 25 мая 1909 года. В плане здание представляло собой симметричный крест. В храм вели четыре входа, два основных (для прихожан) и два служебных. Над каждым входом имелось крыльцо с главкой. Центральный купол, в проекте имевший шлемовидное завершение, на самом деле построен был более вытянутым вверх. В средней части купола имелась широкая полоса, не покрытая железом. По этому случаю есть несколько версий: первая – подчеркивалась принадлежность храма Иоанну Предтечи, имелось в виду усекновение его главы; вторая – предполагалось иметь световую полосу, работающую на дальние расстояния; третья – купол не успели полностью покрыть железом, так как последнее было отобрано в 1919 году при Советской власти. Судьба храма оказалась довольно трагичной: 11 июля 1921 года начался пожар, в результате которого сгорели леса и рухнул купол вновь построенного храма. 10 марта 1927 года начали ломать остатки погоревшего собора. Так город лишился весьма оригинального сооружения, признававшегося специалистами как не имеющего аналога.
Церковь во имя Рождества святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна (церковь Иоанна Предтечи). Первая деревянная церковь во имя рождества святого и славного пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была построена в 1262 году, с нее начался монастырь. На месте старой церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Эта деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную церковь. Церковь двухэтажная, о трех главах. Большая глава золоченая, с железным золоченым крестом, устроена над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, две главы поменьше над приделами крашенные с золоченными крестами. Наружные стены выбелены, на квадрате под крышей в круглых нишах изображены: на южной стороне — Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной — Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча.
В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этаже холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского и Льва епископа Катанского, в нижнем этаже теплый — во имя трех Святителей: Василия Великого, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоуста, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и святой великомученицы Варвары. В храме Рождества Иоанна Предтечи (верхний этаж): алтарь трехгранный, за престолом — в двух деревянных, точеных тумбах образа с рукоятями. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырской Божией Матери, в простенке между окнами — образ Знамение Божией Матери; иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, в другом простенке — Нерукотворный Образ Спасителя — с окладами, венцом и ризой. Иконостас столярный, большей частью гладкий, по местам убран резьбой. Из местных образов по правую сторону царских врат: — образ Спасителя в стоянии, на нем венец и риза серебряные с золочением, чеканные, с надписью Ис. Хс. Вседержитель; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащего в левой руке блюдо с главой (эмалевый храмовый образ), на нем венец с сиянием и стразами, риза серебряная с золочением, чеканная. На венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных (по преданию, в храме хранились частицы мощей Иоанна Предтечи) на ленте — в сердце из лилового стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей святой великомученицы Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. Вокруг образа изображено житие Иоанна Предтечи — образ Божией Матери Одигитрии, по письму и украшению принадлежит к XVII столетию.
В Трехсвятском храме (нижний этаж): за правым клиросом в особом киоте — образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас с образами: Спас Нерукотворный — со старинными венцами и ризой;Трех Святителей Вселенских — старинный, в углублении деки. В северной части трапезы придельный алтарь — во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ святого великомученика Федора Стратилата. На северной стороне паперти в пристройке — придел во имя святой великомученицы Варвары. В нем находились два замечательные образа: Живоначальной Троицы с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери с житием написанные в конце в XVI – начале XVII века.
16 августа 1922 года прекратилась служба в Иоанно-Предтеченском монастыре. Храм не сохранился.
Велико-Устюжский Иоанно-Предтеческий, 3 класса, основанный в 1262 году, в городе Великом Устюге, на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборища податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764 году, по перенесении в него Велико-Устюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626 года, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695 году. Ежегодно 24 июня бывает крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворною иконой Божией Матери Одигитрии. При монастыре помещается епархиальное женское училище и имеется богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Иоанно-Предтечев монастырь находится на северо-восточной окраине г. Устюга, на называемой ныне Ивановской, а прежде Сокольей горе. Монастырь сей основан в ХIII столетии, обратившимся в христианскую веру монгольским баскаком Бугой, во святом крещении нареченным Иоанном, поставившим по сказанию церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. На место деревянной церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная же церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Cия деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную двухэтажную церковь. Мужеский Иоанно-Предтечев монастырь существовал до 1764 года, а в 1764 обращен в женский. Древности монастыря 1. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, без мощей. На нем в верху чернилами изображен осмиконечный крест, под крестом — Адамова глава, а по сторонам копие и трость с губою, над крестом надписано: „Царе Славы,» под сими словами: „Ника». Под изображением креста чернилами же написано: „Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа во имя Святаго и Славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна честнаго и славнаго его рождества, Преосвященным Давидом Ростовским и Ярославским и Устюжским при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче всея России и при Митрополите Антонии Московском и всея России. В лето 7807….. (9751) месяца Июня 24, в день среду».
2. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами, зашитыми на верху; под мощами чернилами изображен осмиконечный крест с копием и тростию с губой по сторонам, как и на первом антиминсе. По сторонам мощей и креста чернилами же написано: „Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа в церкви Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Одигитрия явления иконы Смоленския. Священа бысть церковь сия в лето 7150-го индикта десятаго месяца Ноемврия в 14 день на память Святаго Апостола Филиппа при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России и при Преосвященном Варлааме Ростовском и Ярославском.
3. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами, зашитыми на верху; под мощами чернилом изображен шестиконечный крест с копием и тростию с губой по сторонам. По сторонам мощей и изображения креста чернилами же написано: „освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви иже во святых отец наших триех Вселенских великих учителей и Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго. Священа бысть церковь сия в лето 7180 года индикта 10, месяца Июля 27 день на память святаго великомученика Пантелеймона при благоверном и благочостивом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великая и малыя и белыя России Самодержца и при верной государыне царице и великой княгине Наталье Кириловне и при благоверном государе цесаревиче и великом князе Феодоре Алексеевиче и при благоверном государе царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче и при благоверном государе царевиче и великом князе Петре Алексеевиче и при священном митрополите нашем Ионе Ростовском и Ярославском.
4. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами зашитыми на верху. Под мощами изображен чернилами шестиконечный крест, под ним Адамова голова, а по сторонам копие и трость с губою, над крестом надписано: „Царь Славы,» под сими словами: „Иисус Христос» под вторым сверху поперечником: „НИ. КА.» По сторонам мощей и изображения креста написано: „Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви святаго славнаго великомученика Феодора Стратилата. Священа бысть церковь cия в лето 7182 индикта 12, Октября в 5 день на память святыя мученицы Харитины. При благоверном государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя и белая Poccии самодержце и при его благоверной государыне нашей царице и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверном государе царевиче и великом князе Феодоре Алексеевиче и при благоверном государе нашем царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче и при благоверном государе пашем царевиче и великом князе Петре Алексеевиче, и при благоверных царевнах и при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском.
5. Антиминс полотняный, без мощей, величиной в поларшина печатный. На середине антиминса напечатана плащаница, а над ней изображены: Господь Саваоф и Дух Святый. На углах Евангелисты с животными, у Евангелистов надписано: „агиос. Матфе и „агиос. Иоанн,» „агиос. Марко,» „агиос. Лука». По сторонам и внизу изображений напечатано с рукописными вставками наименование храма и Преосвященнаго: „Жертвенник Божественный и священный совершися чрез самое Божественное священнодействие, освящен божественною благодатию всесвятаго и животворящаго Духа». Имеет власть священнодействовати в храме Святых Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Священнодействован Преосвященным Геласием Apxиeпископом Великоустюжским и Тотемским. Cиe же бысть при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Федора Алексеевича всея великая и малыя и белыя России Самодержца и при великом господине святейшем кире Иоакиме Патриархе Московском и всея России. Лета мироздания 7190, от Рождества же Христова 168….. индикта …. месяца …. в день. Не вписанные в семь антиминсе годы, индикт, месяц и день затрудняют верно определить время выдачи сего антиминса, но очевидно, что он выдан был еще в деревянный храм (до построеннаго каменнаго в 1695 году) в 1683 или в 1684 годах, потому что Преосвященный Геласий поступил на Устюжскую епархию в 1682 году и был на ней два года с половиной.
6. Антиминс атласный полуаршинный, без мощей рисунок одинаковый с Антиминсом № 5. На нем на верху, по сторонам плащаницы и в низу напечатано: „Жертвенник Божественный и священный совершися чрез самое Божественное священнодействие освящен божественною благодатию всесвятаго и животворящаго Духа. Имеет власть священнодействовати во храме Иоанна Предтечи освящен и положен на престол антиминс, священнодействован Преосвященным Александром Архиепископом Великоустюжским и Тотемским. Cиe же бысть при державе Благочестивейших государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея велякая и малыя и белыя Poccии Самодержцев и при великом господине Святейшем Кир — Aдриан Apxиепископе Московском и всея России и всех северных стран Патриарх. Лета мироздании 7202, от Рождества Христова 1690…… индикта, месяца Июля в 10 день».
7. Антиминс атласный, с мощами, полуаршинный. Наверху напечатано: „Сей антиминс, cиe есть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в божественней литургии освятися благодатию пресвятаго и животворящаго Духа, сего ради имеет власть священнодействовати во храме Св. Иоанна Предтечи». На средине напечатана плащаница, под плащаницей напечатано: „ Повелением же Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елизаветы Петровны всея России и благословение Святейшаго Правительствующаго Все-poccийскаго Синода священнодействован Преосвященным Варлаамом Епископом Великоустюжским 1748 Июля 17 день». „Сей святый антиминс положен вместо ветхаго по благословению Преосвященнейшаго Варлаама Епископа Велико-Устюжскаго и Тотемскаго 1748 году месяца Июля в 19 день».
В монастырской библиотеке книг 171 № названий.
Иоанно-Предтечев девичий монастырь. Извлеч. из опис. А. Попова 1877 г. Вол. Еп. Вед. Вологодская старина. Историко-археологичческий сборник». Сост. И.К. Степановский. — Вологда, Типография Вологодского губернского правления, 1890.
Устюжский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. С 1764 года – девичий штатный монастырь 3-го класса.
Описание Зверинского В.В. № 840: «Иоанно-Предтеченский или Ивановский, женский, 3 класса (с 1764 года), в городе Устюге, Вологодской губернии, на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика податей Багуя или Буги, принявшего в 1262 году крещение и нареченного Иоанном. Он то и основал монастырь, который был до 1764 года мужским, а в этом году сюда переведены инокини Преображенского монастыря, тогда же упразднённого и находящегося тоже в городе Устюге».
Монастырь находился на Ивановской горе в городе Великий Устюг Вологодской губернии. Ныне — город Великий Устюг Вологодской области, улица Красноармейская, 40. Основание монастыря в 1262 году праведными Иоанном и Марией Устюжскими. Во времена татаро-монгольского ига город Устюг платил дань. Баскаком — сборщиком податей в Устюге служил Буга. Устюжанка Мария была взята татарином в наложницы. В 1262 году устюжане восстали против жестокого баскака. Буга испугался смерти, принял крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией. Под влиянием жены Иоанн стал вести благочестивую жизнь. Однажды во сне явился ему Пророк и Креститель Господен Иоанн Предтеча и повелел поставить на Сокольей горе церковь его имени. При Иоанно-Предтеченской церкви образовался монастырь. Сокольничья гора стала называться Ивановой. Скончались Иоанн и Мария в старости, мощи их в начале 20-го века покоились под спудом в Вознесенской церкви в городе Великий Устюг.
Монастырь в 17-19 веках
В писцовой книге 1630 года сказано: на горе монастырь Ивановский, в нем церковь Предтеченская деревянная холодная да деревянная теплая Трехсвятительская. В 1672 году на средства Афанасия Федотовича Гусельникова построена новая теплая Трехсвятительская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата. В 1695 году строится каменная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1742 году начато строительство каменной ограды вместо деревянной. С 1764 года мужской Иоанно-Предтеченский монастырь обращен в женский общежительный штатный монастырь 3-го класса, в него перевели монахинь из упразднённого Спасо-Преображенского женского монастыря в Великом Устюге. В 1768 году в Иоанно-Предтеченский монастырь переведены монахини из упразднённого Тотемского Богородицкого монастыря. С 1798 года Иоанно-Предтеченский монастырь существует в качестве заштатной женской обители.
В 18 веке в монастырь на епитимию ссылались согрешившие женщины.Вблизи северной стены монастыря хоронили умерших без покаяния, казненных и умерших от заразных болезней. Хоронили их в общих ямах, над ямой крест не ставили, а высаживалась сосенка. Эта сосновая роща вырублена в начале 19 века.
Монастырь в 20-м веке
На территории монастыря находилась каменная двухэтажная трехглавая Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1695 году на средства купца Александра Васильевича Чалбышева. Верхний храм освящен в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи, нижний – во имя Трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.
В 1740 году на средства Льва Александровича Чалбышева построены 2 придела вверху: южный – Иоанна Воина, северный — Льва Катанского. В 1777 году придел Иоанна Воина переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского.Внизу в трапезе устроен в 1869 году престол иконы Божией Матери «Виленская», в пристройке в 1828 году устроен храм великомученицы Варвары. Колокольня, построенная в 1768 году, стояла отдельно от церкви. Под горой с западной стороны при родничке находилась деревянная часовня. На территории монастыря располагались жилые корпуса (сестринские и настоятельский), хлебопекарня и мастерские: иконописная, позолотная, фольговая, красильная, швейная, вышивальная, вязальная, ковротканная, сапожная, столярная. Монастырские здания окружала с северной, восточной и южной сторон каменная стена.За ней находились церковно-приходская школа, богадельня, больница, странноприимный дом, гостиница, дом для священников, дом для диаконов, хозяйственные постройки и скотный двор. На средства монастыря содержались церковно-приходская школа (обучали детей послушницы), больница (принимал фельдшер), богадельня и странноприимный дом для паломников.
Ежегодные финансовые поступления в монастырь составляли: деньги от казны и проценты по вечному вкладу, пожертвования, свечные и кошельковые деньги, средства за аренду земли, доход от мастерских и монастырского сельского хозяйства. В 1914 году в Иоанно-Предтеченском монастыре проживали игуменья Аркадия, 24 манатейных монахини, 169 рясофорных послушниц, 280 послушниц на испытании и 10 трудниц. Всего насельниц – 484 человека.
Служили 2 священника. Старший священник Чижов Алексей Александрович 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1884 года. Младший священник – Авессаломов Василий Александрович 1870 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1893 года.
Строительство собора
Начинала строительство монахиня Паисия, назначенная в 1899 году исполняющей должность настоятельницы монастыря.В этом году епархиальный архитектор Дружинин признал тесный Иоанно-Предтеченским храм ненадёжным. В 1900 году церковь осматривал инженер Альберти В.А. и сделал вывод, что храм нужно перепланировать и расширить его. В 1906 году игумения Паисия подала рапорт о построении нового собора на месте прежней церкви, обосновывая просьбу тем, что Иоанно-Предтеченская церковь не представляет художественной ценности. Вологодский епископ Никон не разрешил разобрать Иоанно-Предтеченскую церковь.
В 1907 году решено строить новый храм на новом месте по проекту художника-архитектора Курицына Владимира Николаевича. В 1908 году проект утверждён. В 1909 году заложен храм, игумения Паисия просит выдать монахине Агнии (Алфимовой) и рясофорной послушнице Евгении Бетехтиной книгу для сбора средств в Пермской, Тобольской и Омской епархиях. Священный Синод отклонил эту просьбу. Собор строится на собственные средства монастыря. В 1912 году игумения Паисия умирает и дело её продолжает игумения Аркадия. Средств не хватает, и в 1913 году игумения Аркадия просит выдать монахине Евстолии (Шемякиной) и рясофорной послушнице Евдокии Матвеевне Поповой книгу для сбора средств. Разрешение от Священного Синода получено, но начинается война. В 1915 году никакие работы по строительству собора не проводились.
После революции 1917 года
В 1918 году все монастырское имущество передано Предтеченской производственной общине. В 1920 году планировалось объединить 3 производственные общины Гледенскую, Иоанно-Предтеченскую и Яиковскую (все бывшие женские монастыри) в единую коммуну Путеводная Звезда. Монахини старше 50 лет в Путеводную Звезду не допускались. Их переводили в Гледенскую общину, которой предназначалось выполнять функции богадельни. Проект объединения не осуществился. В 1921 году все монахини выселены из Иоанно-Предтеченского монастыря, в 1922 году службы в Иоанно-Предтеченской церкви прекратились.
Недостроенный собор сгорел в 1921 году. В 1927 году остатки храма разобраны, все помещения бывшего монастыря переданы щетино-щеточной фабрике. Иоанно-Предтеченская церковь, колокольня и часовня разрушены в советское время. В настоящее время на территории Иоанно-Предтеченского монастыря находится Велико-Устюгская кисте-щеточная фабрика.
Македонская Н.М. «Устюжский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь». http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=348