Великий Устюг. Церковь Богоявления Господня на Соборном дворище.

Теплым зимним храмом для Иоанновского собора служила церковь во имя святого Власия Севастийского. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра выданной 18 июня 1689 года, построена каменная одноглавая церковь во имя святого Власия. После пожара 1772 года, восстановлена и освящена во имя Богоявления Господня. Из бывших икон Богоявленского храма можно отметить: образ святого священномученика Власия епископа Севастийского с чудесами; образ праведного Иоанна устюжского чудотворца. В числе бывшей церковной утвари стоит упомянуть серебряный напрестольный крест золоченый чеканный, с надписью: «Сей крест построен на Устюг Велики к церкви Св. и Праведнаго Иоанна Устюжскаго чудотворца па казенные деньга 1740 году».

Церковь во имя Богоявления Господня
Теплым зимним храмом для Иоанновского собора служила церковь во имя святого Власия Севастийского. Точных данных о появлении теплой церкви во имя Власия епископа Севастийского нет, но скорей всего, она была построена одновременно с холодной церковью Происхождения Креста. Первое письменное упоминание находим в «Сотной книге» 1630 года: « Церковь св. Власия, служатъ зимнимъ времянемъ, образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные къ зиме носятъ отъ Иванна Христа ради юродивого».[1]
В 1649 году теплый храм Власия Севастийского сгорел. На его месте, по грамоте митрополита Ростовского и Ярославского от 5 сентября 1650 года, была построена новая теплая церковь во имя Священномученика Власия епископа Севастийского с приделом во имя Кирилла Белозерского чудотворца.
В «Писцовых книгах» 1683 года дается более подробное описание церкви Власия Севастийского: «Того жъ приходу церковь древяная теплая о дву верхахъ во имя св. свящ.-муч. Власия епископа Севастийского…».[2]
В алтаре церкви Власия Севастийского на престоле Евангелие с медными Евангелистами; крест благословящий обложенный медью. За престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. В самом храме царские врата деревянные, над ними деисус на семи деках ветхий написанный красками; образ Власия Севастийского с житием украшенный серебром; образ Благовещения Пресвятой Богородицы в молении со святыми.
Придел во имя Кирилла Белозерского
В алтаре за престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Царские врата деревянные написаны красками; образ Кирилла Белозерского с Иоанном Устюжским в молении украшенный серебром резным. В трапезной образ Спаса Вседержателя. Строительство и украшение храма производилось за счет церковный и пожертвования прихожан. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра от 18 июня 1689 года, деревянная церковь Власия Севастийского была разобрана и перевезена на Соколиную или Красную гору Устюга, где была построен Покровский храм. По этой же грамоте в 1689 году построена каменная одноглавая церковь во имя святого Власия.
Храм пострадал в пожаре 1772 года, после чего был восстановлен и освящен во имя Богоявления Господня. Так как после пожара 30 мая 1782 года в грамоте епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна она называется уже Богоявленской. В 1853 году в Богоявленской церкви сделан новый иконостас.
Далее в описании внутреннего убранства храма в честь Богоявления Господня использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1874 году.[3]
Теплый храм Богоявления Господня небольшой низменный с одной главкой на глухой шейке. Крыша и главка железные крашеные, крест на главке железный золоченый. С южной стороны храма пристроена сторожка, а с западной три каменные кладовки между которыми узкая паперть. Своды в церкви каменные, полы плитяные, стены выкрашены.
Алтарь от церкви отделен каменным простенком с двумя дверьми: царскими и пономарскими. Предалтарный иконостас столярный с восемью колоннами, поддерживающими четыре карниза. Колонны оклеены золоченой бумагой. Сияние, резные Херувимы над карнизами, клейма, рамы и вся резьба золоченая.
Царские врата украшены резьбой, изображающей виноградные лозы с листьями и гроздьями, на них в шести клеймах: Евангелисты и Благовещение Пресвятой Богородицы. Справа от царских врат: образ Богоявления Господня; образ Священномученика Власия епископа Севастийского с чудесами древний греческого письма, написанный на золоте, возможно из первого каменного храма; образ Святого Николая Чудотворца. Слева от царских врат: образ Благовещения Пресвятой Богородицы; образ Архистратига Михаила на пономарской двери; образ Праведного Прокопия Устюжского. Над царскими вратами в клеймах Тайная Вечерня, над ней Дух Святой в виде голубя в сиянии, выше звездное небо и резной Господь Саваоф.
У северной стены церкви в отдельном киоте образ Праведного Иоанна Устюжского старинный с ризой и венцами, вышитыми серебром и золотом, венцы вышиты мелким немецким жемчугом.
Трапезная отделена от церкви каменным простенком с тремя дверьми. В простенках между дверей: образ Вседержателя и образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости с надписью: «Истинное изображение съ чюдотворнаго образа всехъ скорбящих радосте, имеющагося въ царствующемъ граде Москве въ церкви Преподобнаго Варлаама Хутынскаго, что въ ордынской улице». Над дверьми и образами на стене по штукатурке изображено Воскресение Христово, Сретение Господне и Рождество Христово.
Литература:
1. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 9.
2. Писцовая книга 1676 – 83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. — В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 51.
3. Попов А. Церковь Св. Иоанна юродивого, Устюжскаго чудотворца, въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Ноября 15. № 21. 1874. Стр. 359-361.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?