Никольский собор на Ярославовом дворище построен повелением князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха в 1113-1136г. архитектором Петром как придворный храм. Действовал до и после войны. В советское время в нём располагались планетарий и музей.
В феодально-вечевой период у его стен собиралось Новгородское Вече. Плановое построение Собора восходит к Киевской архитектурной традиции конца 11 — начала 12 вв. В XIX в. сделаны пристройки у западного и северного фасадов. Отреставрирован в 1994-1999 гг. на средства городов бывшего Ганзейского союза. Также, на фотографиях представлена гридница.
Николо-Дворищенский собор — четырехстолпный крестово-купольный храм. Крестчатые в плане столбы делят его внутренее пространство на три продольных нефа. План собора отражает традиции киевской архитектуры. Каждый неы заканчивается апсидой. Центральный крест перекрыт коробовом сводом. Над средним квадратом воздвигнут барабан, увенчанный куполом. Ранее и другие четыре квадрата боковых нефов завершались барабанами и главками (автор реставрации Ю.Э. Крушельницкий). В западной части храма имеются хоры, куда можно было попасть по переходу из существовавшего ранее дворцового здания. Позднее в стене была устроена лестница на хоры, остатки которой были обранужены при раскопках в 1969 году.
Храм имеет пятиглавое завершение, простые и строгие фасады членятся соответственно внутренней структуре собора значительно выступающими плоскими лопатками, завершавшимися первоначально полукружьями закомар. Фасады декорировались рядами двухуступчатых полуциркульных ниш. Нижние ниши были обнаружены в результате раскопок. Николо-Дворищенский собор был расписан фресками, от которых сохранились незначительные фрагменты. Это изображение жены Иова. подающей пищу мужу, остатки росписи в алтарной части, а также орнаментальные фрески хорошей сохранности в оконных проемах южной и северной стен. Позднее обнаружены новые фрески — фигуры святых и орнаменты в виде волн.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.
Никольский храм в Новгороде строился во многом по образцу новгородской Софии, но с явным «акцентом» — расположившись на противоположном от детинца берегу Волхова, на так называемом Ярославом дворище, он в некотором роде противопоставлялся Софийскому собору. Новгородская летопись рождение Николо-Дворищенского собора фиксирует по-летописному кратко: «В лето 6621 (1113) …Семь же победи Мьстислав на Бору Чюдь. В то же лето заложена бысть церку Новегороде святого Николы». Любопытно, что это был не первый храм, созданный новгородским князем Мстиславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха. Десятью годами ранее он построил на Городище (сейчас это место принято называть Рюриковым городищем), где издавна находилась княжеская резиденция, Благовещенскую церковь — хронологически второй каменный храм в Новгороде. Цитируем ту же Новгородскую летопись: «В лето 6611 (1103) Идоша вся братья Руськыя земля на Половьце, на Сутень, и победиша я… В то же лето заложиша церковь Благовещение Мсьтислав князь на Городищи».
В ХIV веке церковь эту разобрали, выстроив на её месте новую, сильно пострадавшую в годы Великой Отечественной войны. Раскопки, проводившиеся здесь в 1960-х годах, показывают, что первоначальное здание подобно Николо-Дворищенскому собору тоже было большим парадным храмом — как бы «в противовес» Новгородской Софии. Главный храм Новгорода — Софийский собор (а в Новгороде говаривали: «Где София, там и Новгород», — тем самым подчёркивая огромное значение собора для идеи «вольного города») — стоял в детинце, принадлежавшем Новгороду. Фактическим хозяином детинца и самой Софии был новгородский архиерей, до самого покорения города Москвой в конце ХV века не назначаемый духовным начальством, а избираемый горожанами. Чтобы в этих условиях усилить свой вес, князю требовались какие-то «мощные» материальные знаки. Величественный Николо-Дворищенский собор, возведённый на Ярославовом дворище, и призван был стать таким материальным княжеским знаком.
Возведение храма затянулось, освятили его только в 1136 году. Зодчие, строившие храм, неизвестны; иногда встречается мнение, что автором собора был Пётр, создатель знаменитого собора Юрьева монастыря. Собор строился буквально «под князя». Хоры храма предназначались для княжеской семьи — до самого последнего времени даже считаталось, что попадали туда через специальную галерею, переброшенную из княжеского дворца. (Лишь недавние, 2007 года, раскопки доказали, что никакого дворца рядом с храмом не существовало). Предполагалось, что и клир церкви будет непосредственно подчиняться князю, а не архиерею. Впрочем, известен лишь один случай «своевольства» священника Никольского храма. Относится он к 1136 году, но именно в этом году произошли знаменательные события: князя Всеволода, Мстиславова сына, изгнали из города, практически официально установилась Новгородская республика, а князья окончательно попали в разряд наёмных военачальников. Таким образом, вопрос решился, повод для «противостояния» исчез.
Вскоре Николо-Дворищенский собор стал «вечевым» храмом. Археологи доказали, что между северной стеной собора и храмом Параскевы Пятницы, выстроенном в 1207 году, стоял вечевой помост для знатных горожан. Простой же люд, вероятно, толпился на пятачке к западу от Никольского храма. «Активная» жизнь Николо-Дворищенского собора пришлась на первые века его существования, когда он выступал непосредственным «участником» почти всех важнейших событий новгородской истории. С вхождением Новгорода в состав Московского государства храм сохранил по преимуществу лишь мемориальное значение. В 1478 году новгородской вольнице пришёл конец — Новгород подпал под власть Москвы. Около этого времени Никольский храм получил статус собора — после того как в нём были освящены приделы (с 1463 по 1508 год: в честь Вознесения, Зачатия праведной Анны и во имя преподобного Варлаама Хутынского).
Из последующих столетий стоит отметить строительство рядом с собором в ХVII веке восьмигранной шатровой колокольни. До середины ХVIII века храм числился по дворцовому ведомству, но при императрице Елизавете Петровне отошёл к епархии. Своего прихода у него не имелось — как следствие, финансовое положение было незавидным. К ХIХ столетию собор находился в плачевном состоянии. А потом деньги нашлись. До самой революции Николо-Дворищенский храм почти полностью реконструировался, ремонтировался и перестраивался. Впрочем, нужно сразу оговориться — свой вид он менял и до этого. Как правило, все перестройки были связаны с пожарами, а горел храм с 1152 по 1709 год 13 раз! Горел по-настоящему, с трагическими последствиями; мелкие пожары в расчёт не берутся. В процессе послепожарных, да и просто плановых ремонтов что-нибудь обычно переделывалось. Сильно изменился облик собора дважды. В конце ХVII века он потерял своё древнее пятиглавие и получил четырёхскатную крышу вместо позакомарного покрытия. А в начале ХIХ столетия пополнился новыми помещениями: с запада появилась большая пристройка вместо паперти, а с севера — ещё одна, исполненная в популярном тогда стиле классицизма — разумеется, совершенно не соответствующем древней постройки.
После революции Николо-Дворищенский собор довольно долго оставался действующим, но в 1930-е годы его решили сделать музеем. Великую Отечественную войну он пережил не без потерь — от артиллерийских снарядов пострадали кровля и верхняя часть здания, в кладке пошли трещины. В 1945 году, на волне потепления отношений между государством и верующими, храм передали Церкви. По ходатайству Патриарха Адексия I удалось восстановить западную пристройку и обустроить в ней тёплый храм. Но новые гонения не заставили себя ждать — при Н.С. Хрущёве, в 1962 году, Николо-Дворищенский собор отобрали у верующих и передали Новгородскому музею-заповеднику, в ведении которого он и находится по сей день.
Уже пятьдесят лет Никольский собор является музейным объектом. Конечно, жаль, что молитва покинула его стены, но музейным работникам нужно отдать должное — за полвека они многое сделали для того, чтобы вернуть древнему новгородскому храму его первоначальный облик. В 1970-1980-е годы в Николо-Дворищенском соборе проводились тщательные исследования, благодаря которым уже в новейшее время удалось восстановить его первоначальный облик. В 1980-е годы Никольский храм окончательно пришёл в аварийное состояние, и его закрыли для посещений. Увы, денег на полномасштабный ремонт и реконструкцию тогда у Новгородского музея не было. Ситуация изменилась в 1993 году, когда Новгород — первым среди российских городов — вступил в международную неправительственную организацию «Ганзейский союз Нового времени». После работ, проведённых в 1994-1999 годах при финансовой поддержке «Новой Ганзы», Николо-Дворищенский собор совершенно преобразился. Проект его реставрации основывался на научных результатах великого знатока архитектурной истории Никольского храма Г.М. Штендера. В результате были восстановлены древнее пятиглавие, позакомарное покрытие, оконные проёмы. Открытые фрески ХII века подверглись консервации. Часть культурного слоя вокруг собора оказалась снята, что благоприятно сказалось на состоянии нижней части церковных стен, которые до того страдали от грунтовых вод.
С 2007 года начались археологические исследования прилегающей к собору территории площадью около 80-ти квадратных метров. Ценнейшие археологические находки не заставили себя ждать. В полноценном музейном режиме Никольский собор действует с 2003 года.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №15, 2012 г.
Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище в некотором смысле противопоставлялся князем Мстиславом Владимировичем новгородской Софии. А так как собственно новгородской архитектурной традиции в ХII веке ещё не существовало, то строителям Никольского храма волей-неволей приходилось ориентироваться на церкви, уже построенные к тому времени в Южной Руси, да — по большой части! — на ту же самую Софию, которая возвышалась у них буквально перед глазами, на другом берегу Волхова. На следование киевским образцам указывает многое. Это и три апсиды, поднимающиеся под самую крышу (в сложившейся чуть позже новгородской храмовой архитектуре число апсид сократилось до одной, причём она оказалась «приспущенной» вниз), и позакомарное покрытие, и расположение окон двумя поясами над ним и под «полатями»-хорами, и сочетание рядов окон с рядами декоративных ниш… В то же время наблюдается и явные отступления от киевской традиции, причём эти отступления, как правило, связаны с прямым «цитированием» элементов новгородской Софии. Прежде всего, это пятиглавие, не характерное для тогдашних южнорусских городов. Кроме того, бросается в глаза вытянутость вверх основного объёма здания.
В древнерусской архитектуре существовало правило: высота церкви должна примерно в два раза превышать ширину центрального нефа. В Николо-Дворищенском соборе это превышение достигает трёх с половиной раз! А загадка такого нарушения пропорций объясняется весьма просто: хоры здесь устроили ровно на такой же высоте (10,8 метра), как и в Софийском соборе. Внешнее оформление Никольского храма, возведённого с чередованием рядов плит и кирпичей на цемяночном растворе, аскетично, но в этом аскетизме есть своя безыскусная красота, в какой-то мере доносящая до нас дыхание русской древности. «Трудно представить себе сооружение более простое по конструкции и яснее выражающее основную архитектурную идею первых новгородских храмов, — писал Игорь Грабарь. — Это — самый обыкновенный куб, на восточной стороне которого наращены три алтарных полукружия, а верх снабжён широким куполом. Каждая сторона разбита на несколько частей плоскими выступами, или лопатками, тянущимися по стене от кровли до основания и отделяющимися от неё на четверть аршина… Несмотря на явные искажения храм производит неотразимое впечатление, особенно со стороны своих полукружий, живописно выступающих на восточной стороне и играющих на солнце красивыми тенями…» Изначально собор Николая Чудотворца был пятиглавым, но в конце ХVII века четыре угловые главки в процессе переустройства кровли убрали; их основания сохранились под одной крышей. Реставраторы в 1990-х годах эти главки восстановили.
В 1999 году, когда Новгород праздновал 1140-летие, собор предстал во всём своём великолепии. Барабаны завершаются аркатурными поясами с зубцами, при этом центральный барабан снабжён восемью окнами, а угловые — четырьмя. Всего, таким образом, в барабанах насчитывается 24 окна — вкупе с 24-мя окнами в стенах они обеспечивают прекрасное освещение собора. На протяжении истории Николо-Дворищенского собора его окна неоднократно меняли свой вид. Их превращали буквально в амбразуры, закладывали кирпичом, в нишах пробивали новые окна… Ныне первоначальная планировка восстановлена. Обратим внимание, что в центральном прясле южной стены (равно как и северной) имеется в каждом ряду по паре окон — в южнорусских храмах той поры ничего подобного мы не найдём. Это ещё одно «эхо» новгородской Софии. К западной стене собора в древние времена примыкала каменная паперть. После пожара, случившегося в 1460-х годах, её восстановили уже из дерева, но в конце ХVII столетия вернулись к камню.
В начале ХIХ века точно по периметру паперти возвели пристройку. Примерно тогда же появилась северная пристройка с характерным классицистическим фасадом, украшенным ионическими колоннами. Внутреннее пространство Никольского собора разделено на три нефа четырьмя крестчатыми в плане столбами, причём центральный неф значительно шире двух боковых. Храм снабжён нартексом. Над нартексом находятся хоры «полати», имеющие П-образную форму: боковые части выступают из нартекса, занимая два примыкающих боковых пространства наоса (места для молящихся внутри храма). В древности нартекс отделялся от храма сплошной стеной, впоследствии на хорах восточные участки стен нартекса были разобраны и заменены арками.
Учёные-реставраторы, работавшие в храме, обнаружили в полу хор множество перевёрнутых глиняных горшков, поставленных тесными рядами. Эти горшки облегчали нагрузку на своды «полатей». Любопытно, что точно так же устроен пол на хорах новгородского Софийского собора. В северной части нартекса в первые десятилетия существования собора находилась крещальня, о чём свидетельствуют две широкие ниши в восточной стене. В южной части нартекса имелась каменная винтовая лестница, ведущая на хоры. Она появилась уже после завершения строительства собора — видимо, связано это было с изменением статуса церкви, которая задумывалась как «княжеская», но и в конце концов стала «городской».
Ещё в ХV веке в храме устроили подцерковье, значительно подняв при этом пол. Деревянное перекрытие, судя по всему, сильно пострадало при пожаре 1679 года, и спустя три года, производя новый ремонт, его заменили каменным сводом. При этом оказался «разобщен» фресковый ансамбль Никольского собора. Впрочем, обнаружили это уже в ХХ столетии.
Известно, что храм был расписан в первой трети ХII века, практически сразу же после возведения. Кто являлся автором фресок — неизвестно. Высказываются предположения, что церковь расписывала та же артель, которая работала и в построенном примерно в то же время Георгиевском соборе Юрьева монастыря.
В мае 2013 года в соборе открылись выставки, приуроченные к 900-летию храма. Это выставки: «Рисунки-граффити в новгородских памятниках ХI-ХIV веков» и «Никольский собор. Исследования и реставрация». Вот некоторые цифры и факты: Николо-Дворищенский собор представляет собой пятикупольный трёхапсидный храм с нартексом и хорами, которые по мысли создателей храма, предназначались для княжеской семьи. Его общая длина — 23,65 метра, ширина — 15,35 метра, толщина стен — 1,2 метра. Высота собора от древнего пола, находящегося в подцерковье, до купола центрального барабана — 29,7 метра. Глубина фундамента здания — почти два метра.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №15, 2012 г.
Первый Николаевский храм на Руси
Николо-Дворищенский собор – второй по древности из новгородских храмов и древнейший из построенных в честь св. Николая Мирликийского, сохранившийся до наших дней. Согласно летописям, основал его в 1113 г. старший сын Владимира Мономаха – новгородский князь Мстислав Владимирович. Собор возводился, как дворцовый храм и по-видимому сообщался с княжескими палатами особым переходом, строился долго – целых 23 года и закончен был только в 1136 г.
Посвящение собора Николаю Мирликийскому стоит у истоков великого почитания этого святого на Руси. Одно из Новгородских преданий о строительстве собора гласит, что основание храма Николы на Дворище связано с чудесным обретением круглой иконы святителя и исцелением от неё князя Мстислава: «Князь Мстислав тяжело заболел, не мог двигаться. Во сне ему явился святой Николай и повелел отправить послов в Киев за чудотворной иконой, которая хранилась на хорах в киевском Софийском соборе и прославилась к тому времени чудесами. Никола поведал князю даже «меру», то есть размер «круглой доски».
Мстислав направил посольство в Киев, но на озере Ильмень послов настигла буря, им пришлось пережидать её три дня и три ночи. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воды для приготовления пищи, увидел плавающую на воде круглую доску с изображением святого. Вот такое произошло чудесное обретение иконы, приплывшей из Киева в Новгород. Её торжественно принесли князю, и он узнал образ, который ему был явлен во сне. Икону омыли водой, Мстислав этой водой омыл лицо и получил исцеление».
Эта уникальная икона долгое время хранилась в Николо-Дворищенском соборе, как его главная святыня. Сравнительно недавно в одной из рукописей была обнаружена пометка на полях, где рассказывается, что чудотворная икона в начале XVI в. из Новгорода была вывезена Иваном III в Москву, помещена в один из храмов московского Кремля – Благовещенский собор (по другой версии в церковь Рождества Богородицы) и там погибла во время пожара 1627 года. Но в течение многих столетий с этой иконы, которая была очень почитаема, делались списки. Считалось, что копия принимает все чудотворные свойства оригинала. В Никольском соборе было несколько таких списков. В настоящее время один из них находится в музейной экспозиции Новгородского музея.
Уже с середины XII в. храм стал городским, а с начала XIII в. у его стен собиралось вече. В соответствии с распространённой в средние века традицией, Никольский собор давал защиту и неприкосновенность преследуемым горожанам, укрывшимся под его сводами, до разборок по сути обвинения, о чём повествует нам Первая Новгородская летопись.
Вскоре после завершения строительства, во второй половине XII в., в связи с превращением дворцовой княжеской церкви в городской собор, были предприняты существенные перестройки, приспосабливающие храм к новым условиям. Впоследствии, за многовековую историю Никольский собор пережил множество пожаров и несколько различных переделок и перестроек, а также периодов, которые отразились на сохранности храма. Собор лишался четырёх из пяти своих глав, которые были восстановлены при реставрации, и наоборот – прирастал приделами, несколько раз менял облик паперти.
В лихие послереволюционные года храм не закрывался, но в 1933 г. совмещал функции храма и музея. В период немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны в соборе была устроена казарма для солдат, а в результате артиллерийский обстрелов были повреждены кровля, верхняя часть здания и в кладке стен прошли трещины. В 1945 г. храм передали Православной церкви, но в 1962 г. Никольский собор, как действующий, был упразднён и передан Новгородскому музею, в чьём ведении он до сих пор и находится. С этого времени началось научное изучение собора, как памятника древнерусской архитектуры. В результате раскопок, проводившихся в подцерковье, обнаружены остатки каменной лестницы, устроенной уже после завершения строительства собора. Была проведена огромная работа по восстановлению отдельных элементов архитектуры XII в. Значительная часть средств, необходимых для этих работ, была предоставлена Северо-европейским торговым союзом древних городов Ганзы.
Собор был расписан сразу после строительства, но от первоначальных росписей мало, что уцелело. Наиболее известным из сохранившихся фресок является фрагмент с ветхозаветным праведником Иовом и его женой. Жена подаёт страдающему проказой Иову, сидящему на, так называемом, гноище, кувшин с едой, подвешенный на длинной палке. Женщина старается не смотреть на страдальца, и искусствоведов особенно поражает насколько мастерски написано на её лице выражение брезгливости.
Кроме фрески с Иовом и его женой вполне сносно сохранилась фреска на восточном склоне светового пролёта между алтарём и диаконником – «Св. Лазарь». А также фрагментарно — фреска «Страшный суд». Сохранилась часть фрески «Страшного суда» — змеи обвивают ноги грешников. Из более поздних росписей остались прекрасные работы мастера из Осташкова Герасима Семёновича Веригина, выполненные им в 1836-1837 г.г. Некоторые из них: «Тайная вечеря» на стене алтарной апсиды (https://sobory.ru/photo/345560). Это отнюдь не копия знаменитой росписи Леонардо да Винчи, художник выразил собственное восприятие священного текста, но смысл изображённого не изменён. «Принесение круглой иконы св. Николы в Новгород» на западной стене под хорами – иллюстрация к легенде.
В храме сохранился высокий четырёхъярусный иконостас, включавший ранее в свой состав иконы XV-XVII веков. Сейчас иконостас смотрится довольно странно — с фанерой вместо икон, словно дом с заколоченными окнами (https://sobory.ru/photo/345559; https://sobory.ru/photo/381681). Резное убранство и позолота иконостаса были выполнены в начале XX века к двойному юбилею – 300-летия династии Романовых и 800-летия основания храма.
В настоящий момент часть икон уже отреставрированы и находятся в запасниках музея, часть — реставрируется. Увидеть их можно на сеансе мультимедийной панорамы, рассказывающей об архитектуре и живописи Никольского собора и где реконструирован иконостас с сохранением реальных пропорций. Ещё один фильм — «Великий торг» — даёт возможность окунуться в атмосферу средневекового Новгорода, услышать голоса древнего Торга, узнать, где собиралось вече и заседал купеческий суд, а также лучше понять историю одного из древнейших городов России.
Кроме этого Николо-Дворищенский собор, как музей, имеет свою постоянную экспозицию, где представлены подлинные свидетельства ушедших эпох, среди которых присутствуют древние и редкие экспонаты.
http://turbina.ru