Знаменский собор построен в 1682-1688 г., расписан костромскими мастерами. Филиал музея.
Собор, колокольня и святые ворота, крытые двумя бочками, сооружены в конце 17 – начале 18 веков. Западный корпус бывшей богадельни построен 1 1809 году, по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прошлого каменного, возведенного по повелению митрополита Новгородского Иова в начале 18 века. К первой половине 18 века относятся и северные корпуса. Собор выделяется своим «неновгородским» обликом. На этом месте с 14 века стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери «знамение», которая почиталась, как местная святыня и до строительства собора хранилась в рядом расположенной церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе. Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой. Соборная церковь. Возведенная в 1682 -1688 гг. была значительно больше древнего уличанского храма. Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы 17 века. Он представляет собой тип монументального, четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с тех сторон двухъярусными галереями и завершенного трехъярусными куполами, из которых только центральный является световым. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца – всхода, решенные в традиционной для 17 века манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема резделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналоги в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах.
Еще в начале 20 века просматривались изображения херувимов, выполненные красной краской по тонкому известковому грунту, и растительный орнамент, нанесенный синей и желтой краской. Не уцелели прорезные позолоченные кресты на главах собора. Пострадали и изразцовые фризы, опоясывающие галереи. В 1690-е гг. вскоре после строительства пострадавший от пожара собор отремонтировали, возможно, изменили и форму покрытия. Тогда же приступили к оформлению интерьеров собора: устройству иконостасов, росписи стен, пополнению церковной утвари. В организации этих работ главная заслуга принадлежит митрополиту Иову. Резные рамы иконостасов были исполнены в технике высокорельефной, т. н. «флемованной» резьбы. Колонны с точеными базами и вычурными капителями представляли собой замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. Сочная золоченая резьба создавала впечатление грандиозного чеканенного из золота сооружения. Документы называют имена двух мастеров-резчиков. Трудившихся над резными рамами иконостасов. Это Иван Тимофеев и Василий Кобылинский. Подрядный договор на иконописные работы был заключен с Карпом Золотаревым – одним из ведущих мастеров Московской Оружейной палаты. Яркая многокрасочная стенопись, появившаяся в 1702 году, еще более усилила величаво-торжественный праздничный характер интерьера.
Росписи выполняли костромские живописцы. Именно в Костроме и Ярослеле среди мастеров, тяготевших к старой художественной традиции, выработался и окончательно сформировался в последние десятилетия 17 века так называемый «декоративно-повествовательный» стиль монументальной живописи. Для этого стиля, достаточно декоративного как в цвете и линии, так и в смысловом отношении, типичны необычайная многословность живописно-пластических характеристик, усложненная иконография, увлечение символико-аллегорическими элементами, интерес к библейским, житийным и апокрифическим сказаниям, пристрастие к бытописательным подробностям. В росписях Знаменского собора этот стиль выразился в полной мере, исполнившись подлинно монументального размаха.
Памятник получил значительные повреждения в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году собор стоял без кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, повидимому, были сожжены. Фашисты превратили храм в казарму. Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М. Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П. Никольская и Кузьмина. Г.М. Штендер и Н.М. Кузьмина выполнили проект реконструкции собора на первоначальную дату. Г.П. Никольская разработала проект реставрации колокольни. Восстановление стенописей собора было начато в 1950-ые годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-ые годы бригадой новгородской реставрационной мастерской.
По книге: Секретарь Л.А., Царевская Т.Ю. Знаменский собор. М: Северный паломник, 2001
Знаменская улица заканчивается у ворот бывшего Знаменского монастыря. От обители сохранились здание колокольни, келейные корпуса и богадельня (конец 17- начало 18 в.). Главным храмом монастыря был Знаменский собор (ул. Ильина, 26). Это, пожалуй, самый «не новгородский» храм в городе. Его архитектура более характерна для Москвы и Поволжья, а росписи сделали костромские художники. Ныне существующий храм был построен в 1682 году на месте более древнего каменного, разобранного до основания. История храма неразрывно связана с чудотворной иконой «Знамение»,спасшей Новгород во время битвы с суздальцами и сейчас перенесенной в Софийский собор. Эта икона хранилась в Знаменском соборе вплоть до 20 века и дала ему название.
Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. Москва, 2002
Согласно древнему преданию, в 1170 г., когда многочисленные войска Суздальцев напали на город Новгород, благодаря иконе «Знамение Пресвятой Богородицы», новгородцы победили. Согласно легенде, во время осады Новгорода архиепископ Илия молился несколько дней о спасении города. Потом он взял в Спасской церкви икону и поставил её на крепостную стену, лицом к нападавшим. Одна стрела нападающих попала в святой лик. Тогда икона сама отвернула лицо и источила слезу. В этот момент суздальцы потеряли зрение, и враг был разбит. Правда это или вымысел, но на иконе сохранился и по сей день след той стрелы. Победа была настоящим чудом, поскольку силы были неравные. В честь чудотворной иконы новгородцы построили церковь Знамения. В 1688 г. церковь сильно обветшала и на ее месте был сооружен Знаменский собор.
Строение — типичное для храмов XVII в., хотя его архитектурные формы больше похожи на ярославские, чем на традиционные московские. Собор расположен в непосредственной близости от церкви Спаса Преображения, и от этого соседства еще больше заметна его отличительная архитектура. Храм четырхстолпный, традиционный для русского храмостроения XVII в., пятиглавый. Он состоит из подклета, двухэтажной обходной галереей и трех апсид. Фасады разделены лопатками и увенчаны ложными закомарами, богато украшенными живописью. По периметру закомар помещён фриз со специфическим для московских и костромских строений рисунком. В духе ярославской традиции храм усеян наружной и внутренней стенописью. Роспись присутствует даже на сводах крыльца, на святых воротах, в полукружиях карниза. Роспись была выполнена иконописцем И. Бахматовым. Ему помогали 30 художников из Костромы. В отличие от традиционной новгородской школы, роспись собора получилась суетливо-реалистичной, даже грубоватой. Множество изображений пестрят узорами и яркими красками. Каждый рисунок выполнен как бы отдельно от остальных и отличается от других изображений. Несмотря на это, при взгляде на храм в целом ощущается величественная гармония.
На протяжении веков в храме неоднократно случались пожары. Особенно сильно он пострадал во время Второй мировой войны. Фашисты устроили в храме казарму, они выломали полы. От дыма костров сильно закоптились фрески, стены были изрешечены снарядами. Каждый раз строение ремонтировалось. Находились богатые благотворители, которые выделяли деньги на реконструкцию и реставрацию Собора. В 1950-е г.г. реставрацией храма занималась Новгородская реставрационная мастерская. Они сделали для собора новую кровлю и восстановили разрушенные детали. Однако вследствие всех этих ремонтов храм несколько утратил свой первоначальный вид.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=5111
Инициировал и организовал постройку храма, в котором предполагалось хранить городскую святыню — икону Божией Матери (её стали называть «Знамение»), митрополит Корнилий. Строительство собора финансировалось Домом Святой Софии. В закладке и строительстве стен участвовали московские стрельцы. Плотницкими работами занимались две группы новгородских мастеров. Во второй половине ноября 1687 г. храм освятил митрополит Новгородский и Великолуцкий Корнилий. В 1696 г. собор горел, но был восстановлен и отремонтирован. Через три года (в 1699 г.) в приделах и главном алтаре были установлены иконостасы. Их изысканные резные рамы были выполнены в довольно редкой технике сквозной резьбы. История сохранила имена двух резчиков, которые принимали участие в этой тонкой работе: Василий Кобылинский и Иван Тимофеев. В 1702 г., при митрополите Иове стены храма были расписаны. Для этого была нанята артель иконописцев из Костромы во главе с И. Я. Бахматовым.
В годы Великой Отечественной войны Знаменский собор сильно пострадал. В Великом Новгороде многие сооружения были полностью уничтожены, но храм устоял. Немецкое командование использовало его под казармы. Для обогрева немецкие солдаты выломали полы, резные рамы иконостасов тоже были сожжены. От дыма и копоти сильно пострадала настенная роспись и фрески. Иконы в большинстве своем были вывезены и сегодня их судьба остается неизвестной.
Огромную и кропотливую работу по реставрации и восстановлению собора проделали сотрудники Новгородской научно-реставрационной мастерской. В середине пятидесятых годов они провели в здании восстановительные и ремонтные работы. В 60-70 г.г. в храме проводились масштабные реставрационные работы, которыми руководил Г. М. Штендер. После окончания войны московские художники В. Г. Брюсова и Г. С. Батхель начали восстановление настенной живописи. Их работу продолжили новгородские художники в 1974 г.
Знаменский собор в Великом Новгороде является типичным для храмов XVII в. строением, хотя его архитектурные формы больше напоминают ярославские. Собор находится недалеко от церкви Спаса Преображения. Такое соседство позволяет увидеть отличие архитектурных стилей двух строений. Знаменский храм в Великом Новгороде является пятиглавым, четырхстолпным сооружением, состоящим из подклета, двухэтажной обходной галереи и трех апсид. Разделенные лопатками и увенчанные ложными закомарами фасады украшены живописью. По периметру проходит фриз с характерным для костромских и московских строений рисунком. Знаменский собор украшен внутренней и наружной стенописью. Расписаны даже своды крыльца на святых воротах. Роспись выполнялась иконописцем И. Бахматовым и его тридцатью помощниками – художниками из Костромы. В отличие от новгородской школы, роспись Знаменского собора в Великом Новгороде получилась более реалистичной, по мнению специалистов, даже грубоватой. Каждый рисунок отличается от остальных изображений. Но несмотря на это, глядя на храм, ощущается гармония цвета и стиля.
Роспись внутри храма такая же своеобразная, отличающаяся выраженным светским характером. На западной стене собора можно увидеть картины «Страшного суда». Интересно, что одна из фигур в этой росписи очень напоминает Петра I. Кроме настенных росписей, в храме раньше хранилась большая коллекция уникальных икон. Самыми известными из них и наиболее почитаемыми был образ Божией Матери «Знамение» и «Спас Эммануил», на которой Иисус Христос изображен в отрочестве. В наши дни Знаменская икона хранится в Софийском соборе Новгородского Кремля. Чудом уцелели еще две иконы, которые были в иконостасе собора. Сегодня они перенесены в новгородские музеи.
Знаменский собор не является действующим храмом. Здесь не проводятся богослужения и не совершаются церковные обряды. Но все желающие могут увидеть этот архитектурный памятник с поразительной монументальной живописью. В Знаменском соборе потрясающая акустика, поэтому здесь часто звучит классическая и духовная музыка. Это один из лучших акустических залов в Европе. Совсем недавно здесь выступали камерные хоры из европейских стран, проводились концерты церковного песнопения.
http://fb.ru/article/346813/znamenskiy-sobor-v-velikom-novgorode-istoriya-opisanie-foto