Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г.
К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей «колокольницы». Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава — в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей.
В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину — в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи — к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье — в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения — 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской.
Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.
Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии север-юг. В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми. Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Каменная лестница несколько раз обвивает круглый столб, размещенный в центре. Ступени лестницы имеют большую ширину, между ними часто встречаются площадки. Минуя проход на хоры, лестница продолжается до верха башни, откуда имеется выход на крышу собора. Восточные членения первого яруса галерей заняты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды. Придел в южной галерее — Рождества Богородицы, в северной — Иоанна Богослова. Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах. Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел — Усекновения главы Иоанна Предтечи — с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета. Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной — Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны.
Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню. Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении север-юг; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной — цилиндрические. Кровля собора имеет посводное двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые — закомары, другие двускатные — щипцы. На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникла легенда. Легенда гласит о том, что «летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников, муки лютые, на которые царь Иван Грозный обрек новгородцев и… окаменел. А когда слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец». Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов. Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцом, без горизонтального карниза. Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими до земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI — XVII вв.) Первоначальный пол был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими.
До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением. Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Но достаточно немного присмотреться, чтобы изменить первое ошибочное впечатление. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями. Единственным декоративным элементом во всем внутреннем архитектурном убранстве можно назвать лишь прокладные плиты столбов, установленные через промежутки в три ряда. Арки хор, кажущиеся снизу легкими, не являются декоративными, а несут тяжесть сводов второго этажа.
В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры. Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120 градусов. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19-6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы — 38 м. Стены собора сложены из камней. Использованы известняк различных пород и булыжники. Местами имеются пояса — прокладки нескольких рядов кирпичей в технике со скрытым рядом.
Софийский собор сложен из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков. Камни скреплены между собою известковым раствором с примесью толченого кирпича (цемянкой). Камни не обделаны, за исключением подтески сторон, выходящих на поверхность стен. Подтеска была необходима для получения отвесной линии стен. Разнообразная расцветка камня натолкнула исследователей на мысль, что первоначальная София не была покрыта снаружи цемяночным раствором, и камни в своей богатой красочной гамме оставались обнаженными. Эти известковые и валунные камни с гладкой затертой между ними цемянкой розовато-коричневого цвета придавали стенам собора, отличающегося простой и художественно лаконичной общей формой, исключительную живописную насыщенность. Переливающаяся прозрачная расцветка камней с подрезкой в виде фаски затирочного слоя цемянки вокруг каждого из них, как больших, так и самых малых, иногда доходящих до величины с грецкий орех, создает впечатление самоцветов, вставленных в оправу не менее колоритной цемянки. Но об этом можно говорить лишь по отношению прямолинейных в плане стен.
В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике скрытого ряда. Кирпич был использован при кладке всех арок и арочных перемычек над оконными и дверными проемами, а также в кладке сводов. Своды куполов выложены из одного кирпича. Во внутренних сводах употреблен камень. Внутренняя поверхность кладки забутована более мелкими камнями и кирпичами со значительным количеством раствора. Характер кладки в разных частях здания не вполне одинаков. Встречаются участки декоративной фигурной кирпичной кладки. В стенах проходит несколько ярусов дубовых связей. В некоторых участках в кладке широко использованы горшки местного производства. Фундаменты собора ленточные, из валунов на растворе. Первоначальный цемяночный пол собора лежал на уровне более чем на 2 м ниже современного. Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI-XII вв.
В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в., — небольшие фрагменты мозаичного набора в цемяночном грунте и обломки серых известняковых плит с мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной инкрустацией уцелело в облицовке нижней части стен апсиды вокруг горнего места. В центральной апсиде выявлены остатки престола, столбиков деревянного кивория, основы запрестольного креста. Первоначально горнее место было двухступенчатым с фресковой росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое с облицовкой мозаикой. Встречены также следы деревянной алтарной преграды. В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний — мозаичный. Конструктивной особенностью Софии, не встречающейся в других русских памятниках XI века, является наличие четверть-циркульных арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской паперти). Они были и в северном притворе, но исчезли при восстановлении северной стены в последней четверти XIII века. Аркбутаны, входившие в Софии в состав наружной галереи, хорошо известны в романской архитектуре. На южной паперти можно видеть фреску «Константин и Елена», ниже её сохранилась композиция «Деисус»; кроме того, древняя роспись находится в центральном куполе храма. Остальная живопись собора относится к 1890-м годам.
Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV-XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия «Знамение Богородицы». Помимо главного, существует ещё иконостас в Рождественском приделе. Большая часть икон Рождественского иконостаса написана одновременно в первой половине XVI века. В придел ведут медные Корсунские врата, являющиеся самым древним памятником прикладного искусства в храме. Они изготовлены византийскими мастерами XI века. Еще одни вели- колепные врата украшают главный, западный вход в Софийский собор. Это Магдебургские врата. Они отлиты в середине XII столетия немецкими мастерами в Магдебурге. Это воинский трофей новгородцев, захваченный в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 г. София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода.
В 1930 г. Софийский собор стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно. В послевоенные годы храм был восстановлен. В нем разместили выставки «Рукописная и старопечатная книги», «Софийский дом в экономике и культуре Новгорода», «Софийские граффити». 14 августа 1991 г. сессия областного совета утвердила решение облисполкома о передаче Новгородской епархии русской Православной церкви Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Софийский собор вновь стал действующим, однако ценнейшие раритеты, такие как Успенский и Рождественский иконостасы с иконами XV-XVII вв., гробницы с мощами основателя собора — новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, икона XII в. — хранительница города — «Знамение Божьей Матери», паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым и другие, доступны для осмотра.
По книгам: Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001. Никитина Ю.И. Софийский собор. Л., 1980
Реставрационные работы на куполах Софийского собора начались осенью 2005 года, когда, по оценкам специалистов, золотое покрытие главного купола пришло в аварийное состояние. Кроме этого, специалисты решили заменить не подлежащий реставрации крест на главном куполе храма и обновить золотое покрытие крестов на малых куполах Работы вели мастера Северо-Западной ассоциации реставраторов «СЕЗАР». Средства на эти цели были предусмотрены федеральной целевой программой «Культура России». Изначально купола собора были покрыты свинцовыми листами, а его центральная медная глава была позолочена, только главы имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. Согласно информации из Новгородского Государственного музея — заповедника, золотое покрытие на куполе Софийского кафедрального собора необходимо обновлять как минимум раз в 30 лет.
В 20 веке купол кафедрального собора золотился трижды: до революции, после Великой Отечественной войны и в начале восьмидесятых годов. С главного купола Софии была снята позолота и проведена зачистка покрытия, после чего на купол нанесли слой специального раствора — сурика и лака. Затем купол покрыли тонким листовым сусальным золотом. Небольшие листочки золота размером 10 на 15 сантиметров по специальной технологии слой за слоем закрепили на всей поверхности барабана. После реставрации золотой купол будут охранять ястребы, воспитанники новгородского орнитолога Владимира Михайлова. Они будут отпугивать от нового золотого покрытия главного купола храма голубей и воробьев, которые способны повредить драгоценные пластины. Параллельно шли работы и по реставрации купольных крестов. Новый крест на главный купол изготовил известный новгородский кузнец Виктор Корнилов, который уже выковал одну копию креста Софийского собора — для передачи в Испанию взамен оригинала, возвращенного в Великий Новгород в 2004 году. Крест украсила отлитая из бронзы и посеребренная фигура голубя, которая традиционно венчает главный крест собора в течение многих столетий. 24 января 2007 года позолоченный главный крест был установлен на храме.
По материалам: ИА REGNUM, РИА «Новости», Седмица.Ru
После крещения Руси на всём её пространстве стали строиться церкви. Были они преимущественно деревянными и, как следствие, часто горели. А на пепелищах княжеским радением вырастали каменные храмы. Одним из таковых стал новгородский собор во имя Софии, Премудрости Божией. В 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце Х века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля. Ещё не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).
Какие обстоятельства предшествовали постройке Софийского собора? Издавна повелось связывать её с победой князя Владимира Ярославича над Византией в 1044 году. Но в летописях нет сведений об этом походе. Описан лишь поход Владимира на Константинополь в 1043 году, предпринятый после нарушения надменными ромеями узаконенных привилегий русских и закончившийся безусловным поражением войска русичей. Под стенами Константинополя русские дружины были встречены «греческим огнём», а приключившаяся вскоре буря довершила их разгром. Руссы удалились восвояси, а захваченных в плен воинов византийцы ослепили. Логично предположить, что после этого, крайне неудачного для себя сражения, Владимир мечтал взять реванш. И хотя надёжных источников, где говорилось бы о походе на Константинополь в 1044 году, не найдено, стоит сказать, что после этого года напряжённые отношения Руси и Византии несколько улучшились. Император Мономах отдал свою дочь Анастасию за четвёртого Ярославова сына — Всеволода, что должно было означать совершенное примирение враждующих сторон. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что именно из похода 1044 года Владимир Ярославич мог привести в Новгород иконы, ныне приписываемые ранней новгородской школе иконописи. Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезизвестного Луки Жидяты. Строительство завершили через пять лет.
Над собором, который следует признать одним из самых интересных и значительных храмов домонгольской Руси, трудились бок о бок русские мастера и греки. Софиский собор — едва ли не единственный по своему градообразующему значению храм России. Причём даже не столько в архитектурно-планировочном отношении, сколько в смысловом. Новгородская Святая София, призванная стать маяком, указывающим твёрдый берег христианской веры среди безбрежного языческого моря, должна была обладать теми качествами, которые несомненно притягательны для недавнего «поганца». Из них первое — это величественность и красота. Согласно «Повести временных лет», послы князя Владимира, в процессе «испытания вер» попав в Софию Константинопольскую, не знали — «на небе или на земле» находятся. Подобное чувство требовалось внушить и новокрещёным новгородцам, ради чего новгородская София была богато украшена и расписана фресками. Собор расписывали греческие мастера. Собственной иконописной школы на Руси к тому времени не существовало. От первоначальной стенописи собора почти ничего не осталось. До 1941 года в центральном куполе сохранялась древняя, потрясающая по выразительности фреска «Христос Вседержитель», но она была уничтожена при артобстреле. Почти все остальные Софийский собор утратил ещё раньше, повинуясь неизбежному ходу ремонтов и поновлений. Уцелели лишь фрагменты росписей в главном куполе (располагавшиеся вокруг образа Спасителя) и фреска «Святые равноапостольные Константин и Елена» в Мартирьевской паперти.
При соборе велись летописи, существовала ценнейшая библиотека, в ХI веке здесь открылась первая школа. Так что в почти поголовной грамотности новгородцев, подтверждённой берестяными грамотами, «повинна» в первую очередь именно Святая София. Традиции книжности, заложенные едва ли не одновременно с закладкой Софийского собора, продолжали давать свои плоды. Призывы умереть «за Святую Софию» значили для новгородцев то же самое, что «умереть за свою землю». «Где София, там и Новгород», — говорили они, не отделяя город от его главного храма. София — средоточие всей жизни древнего Новгорода, как в княжеский, так и в вечевой период его существования. Здесь хранили казну, принимали послов, избирали архиепископа. Избрание владыки, составлявшее особую привилегию республиканского Новгорода, происходило, как правило, через жребий, но иногда в нём принимало участие и вече. Такая практика продержалась до покорения Новгорода Москвой, великим князем Иваном III. При постройке Святая София имела несколько другой вид, чем теперь. Стены, сложенные из булыжника, известняка и плинфы, не были оштукатурены и имели розоватый цвет благодаря скреплявшей камни цемянке — раствору извести с прибавлением толчёного кирпича. Побелку наружной поверхности стен произвели лишь при епископе Нифонте (сер ХII в), при нём же кровлю и купола Святой Софии покрыли свинцом. И в дальнейшем все новгородские владыки стремились по мере сил поучаствовать в благоукрашении Софийского собора, понимая, что тем самым останутся в памяти новгородцев.
Всё лучшее, что создавалось в Новгороде и привозилось из других земель, шло на украшение Софийского собора. «Дому Святой Софии» принадлежали обширейшие владения во всех новгородских «уделах». Он имел земли на Волхове, Ильмене, Северной Двине, в верховьях Волги, на Шелони и Мсте. Несметные сокровища скапливались «у святей Софии на полатех». Начало упадка Софии Новгородской как богатейшего землевладельца и держателя огромной казны связано с утратой Новгородом самостоятельности и его полным покорением и переходом под руку московского великого князя, произошедшим в 1471-1477 годах. Вот тогда-то Новгород лишился вечевого колокола, многие бояре голов, а Софийский собор — казны и значительной части угодий. По некоторым данным, из Софии вывезли тогда триста возов золота, серебра, мехов, драгоценных каменьев, утвари и тканей. Казна, впрочем, впоследствии была возвращена, и новый расцвет Святой Софии связан с архиепископством святителя Макария — в будущем митрополита Московского. Свт. Макарий богато украсил Софийский собор, повелев над западным входом написать большую фреску с изображениями Пресвятой Троицы, Софии и Спаса (часть её сохранилась и по сей день), обложив серебром иконы первого и второго ярусов главного иконостаса и отлив для Софийской звонницы колокол весом в 250 пудов. Однако близились новые испытания. В 1570 году Иван Грозный предпринял «карательную экспедицию в Новгород, в ходе которой изъял из Софийского собора (а также из многих других новгородских церквей и монастырей) все иконы и утварь, которые ему приглянулись. Помимо прочего, он взял из Софии редкой работы бронзовые врата, установленные позже им в соборе Александровской слободы. Естественно, не обошлось и без конфискации земельных угодий. Тем не менее, и в ХVII веке Софийский собор оставался крупнейшим землевладельцем всей Новгородской округи, хотя шведская интервенция 1611-1617 годов сказалась на его облике не самым лучшим образом.
Вообще, после ухода шведов Новгород являл собой печальное зрелище. Его население сократилось вдвое, в упадок пришли ремёсла и торговля. И Святая София долго ещё несла на своём теле шрамы этого печального времени. Павел Алеппский, посетивший Московское государство в свите Патриарха Антиохийского Макария во второй половине ХVII века, писал о Софии, что она «очень стара и обветшала от долгого времени… Внутри этой церкви очень мрачно, ибо, при ее величине, высоте и сложности постройки, в ней мало света». И словно кто-то услышал упрёк Павла в «мрачности» Свтой Софии! В 1692 году её древние узкие окна растесали, да сверх того в толще стен прорубили несколько новых. В тот же период подняли пол (сейчас он выше первоначального уровня приблизительно на 1,3 метра), а в ХVIII веке вплотную занялись стенными росписями. Конечно, это не означало их реставрацию: в 1780-е годы древний собор оформили в совершенно новом вкусе. Впрочем, и эти художества не дошли до наших дней, скрывшись, в свою очередь, под росписями ХIХ столетия. К концу ХIХ века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырёхскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведённые в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упрёки в том, что рестарацию он провёл небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует всё же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрёк.
В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот 16 августа собор освтил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец.
Ситуация Софийского собора в некотором роде уникальна. Древний храм, памятник, внесённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, передан Церкви и Церковь несёт полную ответственность за его сохранность. Как показывает двадцатипятилетний опыт, несёт неплохо. Напоследок несколько цифр и фактов: На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения, кирпич использовался только при кладке сводов, арок и арочных перемычек над дверными и оконными проёмами. Из одного кирпича сложены своды куполов (для облегчения конструкции). В стенах имеются дубовые связи. Высота Софии от уровня современного пола до креста на центральном куполе — 36,7 м. Размеры основного объёма собора без учёта галерей: длина — 27 м, ширина — 24,8 м. Размеры с галереями: длина — 34,5 м, ширина — 39,3 м. Подкупольный квадрат: 6,19 х 6,28 м. Фундамент — ленточный, сложен из валунов, соединённых раствором. Его глубина в западной части собора составляет около 1,7 м, в восточной — до 2,5 м.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №6, 2012 г.