Великий Новгород. Десятинный монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Каменная церковь, выстроенная в 1397 г. боярином И. Онкифоровым. Первоначально четырехстолпный однокупольный одноапсидный храм. В 1670-х гг. устроено подцерковье, сооружен западный притвор с Знаменским приделом (упразднен в 1890-х гг.). В XVIII-XIX вв. сооружены северный Пантелеймоновский и южный Варваринский приделы. В 1889-1892 гг. при игум. Ангии реконструирован, переложены своды, увенчанные пятью куполами. В 1913 г. устроен нижний придел Старорусской Богоматери. Закрыт в 1930 г. Сильно пострадал в войну, в кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. обрушился, руины в основном разобраны. Уцелели фрагменты апсиды.
Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.А. Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2000
Первое упоминание о монастыре в новгородской летописи относится к 1327 году: «постави церковь святой Богородицы Рождество Архиепископ Моисей в Десятине». В 1397 году новгородский посадник Исак Онкифов возводит новый храм Рождества Богородицы. Это была типичная постройка новгородской архитектурной школы конца XIV — начала XV вв. –   кубический,   одноглавый, четырехстолпный храм, с одной апсидой и двумя приделами на хорах (Пантелеимона и Рождества Иоанна Предтечи). Фасады были расчленены лопатками на три части и соединялись вверху декоративными арками. Украшен храм был очень скромно. Лишь в нижних частях стен имелись вкладные кресты. Храм был выстроен из красного и розового ракушечника с применением кирпича. Позднее храм неоднократно перестраивался.
В середине XIX века Рождественская церковь имела в плане вид продолговатого четырехугольника с апсидой на восток (полукружие). Позднее церковь была увеличена с северной и южной стороны двумя апсидами. Основной куб имел барабан, который венчала золотая глава с крестом. Над приделами также возвышались небольшие барабаны с главками. Рождественский храм занимал центральную часть монастырской территории. Остальные здания располагались по правильному геометрическому плану в виде четырехугольника.
По материалам: http://artmus.natm.ru/content/istoriya-desyatinnogo-monastyrya

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы к началу XIX в. являлся единственной каменной постройкой в монастыре. Осуществленные в 1960 г. московским археологом М.Х. Алешковским раскопки руинированного храма, а также произведенная в 1973 г. под руководством Н.Н. Кузьминой консервация руин, сопровождавшаяся натурными исследованиями, позволили представить строительную историю храма. Результатом этой работы явилась разработанная Кузьминой графическая реконструкция памятника в формах XIV в. (Кузьмина, Филиппова. 2000 г. С. 14-16).
Исследования подтвердили факт строительства первого каменного храма монастыря в 1397 г. Собор представлял одноглавую 4-столпную постройку с 3-лопастным завершением фасадов, одной полуциркульной апсидой и западным притвором на ширину основного объема. Фасады разделялись лопатками на прясла. Карниз апсиды украшал бегунец и поребрик — характерный элемент новгородской фасадной декорации XIV-ХV в.в. (Кузьмина, Петров. 1993 г. С. 21-22). В зап. части храма размещались 2 угловые каморы, соединенные переходом. В них находились приделы во имя вмч. Пантелеимона и Иоанна Предтечи (Янин. 1976 г. С. 112; НПЛ. С. 404), устроенные к 1413 г. по инициативе Ивана Морозова.
Впоследствии храм неоднократно перестраивался. В 1628 г. в притворе собора появился придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». По повелению царя Алексея Михайловича собор был «исправлен на казенный счет». По мнению Кузьминой и Д.А. Петрова, в конце XVII в. собор был разобран до высоты 6-8 рядов каменной кладки и вновь выстроен из кирпича. Надстроенный храм получил 8- или 4-скатную кровлю. Впоследствии с севера и юга к основному объему пристроили каменные приделы: в 1760 г. — во имя вмч. Пантелеимона, в 1824-1826 г.г. — вмц. Варвары. В 90-х г.г. XIX в. стены и столбы основного объема были разобраны, при этом наружные стены приделов и престолы в них сохранили. Новый храм получил 5-главое завершение. В фасадной декорации Рождественского собора были использованы мелкий руст, сложный рисунок наличников с замковыми камнями, мелкая расстекловка больших окон. В 1913 г. в подвальном помещении собора был освящен придел в честь Старорусской иконы Божией Матери.
http://www.pravenc.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?