Великий Новгород. Церковь Власия на Волосовой улице.

Церковь Власия выстроена в 1407г. Предполагается, что в древности здесь стоял идол Волоса. Это типичный памятник начала 15 века. Постройка квадратная в плане, однокупольная, фасады имеют трехлопасное завершение. Древние своды и купол не сохранились. Церковь реставрирована в послевоенное время (автор реставрации Д.М. Федоров). При этом были обнаружены и восстановлены древние перспективные, т.е. уступчатые, порталы со стрельчатым завершением. В соответствии с современными исследованиями установлено, что с запада к основному объему примыкал притвор.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.

В 1407 году в Людином, или Гончарном, конце Софийской стороны на Волосове улице возвели церковь Власия. Она заняла место древней деревянной церкви 1184 года с таким же названием.
Название церкви связано с культом греческого великомученика Власия, ставшего на Руси покровителем скота, а название Волосовой улицы восходит к языческому славянскому скотьему богу Велесу (Волосу). Небольшая квадратная в плане приземистая церковь с одной невысокой главкой и плавными обводами — типичный памятник новгородского зодчества 15 века.
Из церкви Власия происходит икона ( Власий и Спиридоний ) 15 век./Русские Святыни. Ю.Г.Иванов Смоленск.2005.

Власьевская церковь в В. Новгороде расположена в северной части Людина конца, в южной части Софийской площади, образовавшейся в результате уничтожения укреплений Малого земляного города в 250 м от кремля (детинца) на перекрестке трех улиц — Мерецкова-Волосова, Каберова-Власьевской и Большой Власьевской улицы.
Происхождение названия улицы — Власьевская (Волосова), на которой стоит церковь, не менее интересно, чем история самой церкви. Известно, что христианский культ Власия, считавшегося покровителем крупного рогатого скота, унаследовал многие черты более древнего культа Волоса или Велеса, почитавшегося язычниками славянами также в качестве покровителя скота. Возможно, что здесь в древности стоял идол Волоса, на месте которого позже и была выстроена деревянная церковь Власия. По мнению Б.А. Рыбакова, в устойчивом наименовании Волосовой улицы сохранилась «память о языческом Волосе». Согласно другой версии, улица названа по храму св. Власия, поскольку Волос — это народная восточнославянская форма имени Власий. Другой учёный-археолог М.Х. Алешковский считал, что Волосова улица древнее Власьевской церкви, стоящей в конце, а не в начале улицы, поэтому её название восходит к антропониму Волос, широко распространённому среди новгородцев. В.Л. Янин утверждает, что, как и в случае с другими языческими капищами древнего Новгорода, упомянутая под 1111 годом деревянная церковь Власия была построена на месте славянского капища Велеса (Волоса), от которого христианский Власий унаследовал основные черты. Обосновывая свою точку зрения, Янин ссылается лишь на «декорум христианизации», включающий «идею торжества над поверженным язычеством». В.Л. Васильев пишет, что наличие здесь языческого капища археологически до сих пор не прослежено.
Под 1111 годом клировые ведомости впервые упоминают о деревянной церкви св. Власия Севастийского. Летописи 1184 г. сообщают: «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия». Затем в 1379 году строится на этом месте новая деревянная церковь. Существующая каменная церковь Власия была построена в 1407 году жителями Людина (Гончарского) конца. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. В 1775 году церковь подверглась некоторым перестройкам: внутри, для улучшения освещенности, были убраны хоры, с запада был пристроен тёплый придел Иакова с трехъярусной колокольней в стиле классицизм. В 1852 году был перестроен деревянный верх церкви. В 1853 году пристроен новый придел Иоанна. Покрытие храма изменяется на четырёхскатное, сделаны более широкими окна. В результате разрушения 1820-х годах бастионов и рва Малого земляного города, церковь оказалась стоящей на довольно большой открытой площади.
Во время немецкой оккупации Новгорода памятник значительно пострадал от пожара. В кон. 1940-х — нач. 1950-х годов был разобран церковный притвор и колокольня. Угроза сноса нависла и над самой церковью. Городские власти считали, что пострадавшие во время войны старинные здания мешали работе общественного транспорта и угнетающе действовали на психику горожан. Планы по разрушению церкви Власия вызвали активный протест со стороны научной общественности Москвы и Ленинграда и в 1954-1959 годах церковь Власия была отреставрирована. По проекту архитектора Д. М. Фёдорова она была восстановлена в формах XV века. При реставрации по незначительным следам удалось воссоздать купол и своды, обнаруженные в северном и западном фасадах части древних перспективных (уступчатых) порталов со стрельчатым завершением а также завершающиеся стрельчатой аркой окна. В 1974 гооду обрушилась средняя часть западной стены церкви.
Существующая ныне каменная церковь Власия является типичным памятником новгородского зодчества начала ХV века, а по сравнению с другими новгородскими храмами того времени она кажется несколько приземистой. Это небольшая однокупольная четырехстолпная, квадратная в плане постройка, фасады которой имеют трехлопастные завершения, выражающие конструкцию сводов различных членений здания. Древние своды и купол церкви Власия не сохранились. При восстановлении церкви после войны своды и купол по незначительным следам удалось воссоздать в первоначальных формах, в частности, художественный орнамент вокруг барабана. На северном и западном фасадах при тщательном исследовании памятника были обнаружены части древних перспективных (уступчатых) порталов со стрельчатым завершением. По сохранившимся фрагментам порталы были восстановлены полностью. По древним следам удалось воссоздать и завершающиеся стрельчатой аркой окна. Кроме того, к ее северному и западному фасаду примыкают нетипичные для новгородского зодчества плоскостные порталы со стрельчатым завершением. Вероятно, это заимствовано из средневековой северо-европейской архитектуры ганзейских городов, с которыми древнерусский Новгород был в тесной торговой связи. Над северным порталом сохранилась ниша с остатками фрески «Священномученик Власий». В настоящее время церковь закрыта и не действует.
Источники:
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. Гл. 9. Языческая реформа Владимира
Алешковский М. Х. Социальные основы формирования территории Новгорода IX-XV вв. // Советская археология. 1974. № 3. С. 102.
Васильев В. Л. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования). Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2005. С. 352-354.
Янин В. Л., Алешковский М. X. Происхождение Новгорода, стр. 38

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?