Церковь Петра и Павла в Кожевниках построена в 1406г. Построена на средства ремесленников-кожевников. Архитектура характерна для высшего расцвета Новгородской республики. Продолжает традицию парадных городских храмов второй половины 14 века.
Сразу за валом на Софийской стороне, на Дмитриевской улице возвышается церковь Петра и Павла в Кожевниках. Церковь построена в 1406 году. Это удивительное сооружение, отличающееся зрелостью и законченностью, представляет прекрасный образец зодчества 15 века. Авторы реставрации Л.М. Шуляк, Г.М. Штендер.
Церковь сооружена из крупных камней известняка а декоративные элементы выполнены из кирпича. Из него же сложены своды, главка, лопатки. Церковь кубического типа, одноглавая. Фасады имеют трехлопастное завершение как следствие сочетания перекрытия из среднего коробового свода с двумя полукоробовыми. Фасады декорированы выполненным из кирпича орнаментом, встречающимся ранее в новгородских церквах: пояски из треугольных впадинок (бегунец), круглые и пятиугольные нишки — розетки, аркатурный фриз, кресты и др. Апсида украшена вертикальными тягами — валиками. Внутреннее пространство выдержано в традиционном стиле построек второй половины 14 века.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.
В настоящее время — музей.
Территория Неревского конца не замыкалась внутри земляного вала, опоясывавшего Софийскую сторону Новгорода. К северу от вала расположена значительная группа древних памятников зодчества, местоположение которых летописцы связывают с Неревским концом, иногда называя его Кожевницким. Непосредственно за валом в начале Зверинской улицы, тянущейся от вала до Зверина монастыря, стоит одна из лучших новгородских построек — церковь Петра и Павла в Кожевниках, поставленная в 1406 году. Церковь эта принадлежит к кругу наиболее зрелых, художественно законченных памятников новгородского зодчества ХV века. Здание выстроено в основном из крупных блоков известняка, однако разнообразные декоративные мотивы, с большим художественным тактом, без каких-либо элементов излишества украшающие верхние части фасадов, выполнены из кирпича. Из кирпича сложены также лопатки, арки и глава церкви. Архитектурный образ здания является дальнейшим развитием традиции новгородского зодчества второй половины ХIV века.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках — кубического типа одноглавое здание. Фасады ее имеют трехлопастное завершение, оформленное многолопастной ползучей аркой. Напомним, что в угловых членениях новгородские зодчие ХIII-ХV веков применяли полукоробовые своды, а в остальных членениях, кроме среднего, над которым ставили купол, коробовые. Сочетание среднего коробового свода с двумя полукоробовыми по сторонам и давало конструктивную основу трехлопастных завершений. Фасады здания, очень строгие и законченные по пропорциям, в завершающих частях акцентированы лаконично и мастерски прорисованной кирпичной орнаментацией, отдельные мотивы которой встречаются и в более ранних памятниках Новгорода, начиная с середины ХIV века. Это — пояски из треугольных впадинок («бегунец»), круглые и пятиугольные нишки, розетки, поребрик, аркатурный фриз и рельефные кресты. На южном фасаде сохранилась пятичленная композиция из трех окон и двух ниш между ними, увенчанная декоративной пятилопастной бровкой. Апсида церкви украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арочками. Основные элементы внутреннего пространства здания полностью повторяли традиционное решение, выработавшееся во второй половине ХIV века.
Особенностью интерьера церкви Петра и Павла является устройство входа на полати не в толще западной стены, как это было обычно в новгородских храмах с конца ХII по ХV век, а в виде самостоятельной каменной лестницы, находившейся в северо-западном членении храма. Эта особенность церкви Петра и Павла повторяет прием, примененный значительно ранее зодчим прославленной церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.). Однако там этот прием был более оправдан, так как полати церкви Федора Стратилата, в отличие от полатей всех остальных новгородских церквей с конца ХII по конец ХV века, представляли не деревянный балкон в среднем западном членении здания, соединявший два замкнутых угловых придела, а большое открытое в храм помещение на каменном своде. Церковь Петра и Павла, поставленная на берегу Волхова, восточным фасадом обращена и реке. Мастерски нарисованный силуэт, мудро найденные пропорции и умело выбранное местоположение и поныне делают этот замечательный памятник одним из важнейших компонентов «восточного фасада» Софийской стороны Новгорода, наблюдаемого с противоположного берега Волхова. Сильно поврежденная в период фашистской оккупации Новгорода, церковь Петра и Павла в 1959 году была восстановлена в первоначальных формах. К северу от вала в начале бывшей Звериной улицы (Бредова), идущей до Зверина монастыря находится церковь Петра и Павла в Кожевниках. По клировым ведомостям, первоначальное построение церкви относится к 1227 году.
По своему месторасположению, на берегу реки Волхов, с XVI века эта церковь носит название «Кожевники» — в виду того, что эта часть за валом была заселена, в значительной степени, кожевниками, и это видно из писцовой книги по Новгороду, где в ближайших улицах владельцами домов значатся кожевники. На древнем изображении Хутынской иконы «Видение пономаря Тарасия» за валом на берегу Волхова у Зверина монастыря изображен человек, несущий на спине шкуру (кожу) и стадо мелкого скота. Это изображение также подчеркивает название «кожевники». В 1384 году деревянная церковь пострадала во время пожара. Новгородская летопись указывает 1406 год — время постройки каменной церкви. Автор и строитель неизвестны. Заказчики церкви — богатые кожевники. Кроме основного каменного храма, который носил название холодного, была построена «теплая» деревянная церковь Стефана Сурожского, сожженная шведами в 1615 году. В XVIII веке с юга пристроен каменный придел Трех Святителей, а позднее с запада к нему пристроена небольшая колокольня. В конце XV — начале XVI века храм разделяется на два этажа. В западной части были хоры, на которые в северо-западном углу храма вела лестница. Было выделено подцерковье — подклеть, а церковь была на втором этаже — «на сенях».
Архитектура оформления фасадов и барабана напоминает во многом церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса Преображения на Ильине улице. Фасады имеют трехдольное деление стен лопатками. Алтарная апсида оформлена гуртами в виде арок над окнами. Особо богато украшен верх западного фасада. По бокам верхнего среднего окна расположено по рельефному кресту. Над первоначальным древним порталом, имеющим острую форму, находится портал, пробитый в то время, когда церковь разделили на два этажа и по бокам которого имелись остатки живописи:с одной стороны апостолы Петр и Павел, с другой — Ангел с мечом. П. Гусев, анализируя эти изображения, основываясь на том, что изображение Петра и Павла исполнены масляной краской в ремесленно-живописной манере, а Ангел фресковой техникой, выводит заключение о разновременности и относит изображение Ангела к периоду не ранее XVI века. Основываясь на особенностях техники изображений Петра и Павла с правой стороны портала, П. Гусев выводит и датировку образования и перевода церкви в верхний этаж XVIII веком.
Памятник крестовокупольный, четырехстолпный, одноапсидный, одноглавый с хорами по деревянному настилу в западной трети и антресолями в восточных угловых компартиментах. Вход осуществлялся с двух сторон: с запада и юга. В интерьере четко выражен центральный пространственный крест (особенно в верхней части), рукава которого перекрыты Коробовыми сводами, а центральная часть — барабан — расположена на четырех подпружных арках, опирающихся на квадратные столбы. Особенностью интерьера церкви является устройство входа на полати не в толще западной стены, как это было обычно в новгородских храмах с конца XII по XV вв., а в виде самостоятельной каменной лестницы, находившейся в северо-западном членении храма. Церковь Петра и Павла — зрелый, художественно законченный памятник новгородского зодчества начала XV века. Единственная полностью реставрированная постройка в Новгороде с возвращением первоначальных форм и фактуры стен.
Список использованной литературы: Архив отдела государственной охраны культурного наследия Комитета культуры и туризма Новгородской области (Белевич М.С. Церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406. — Н.: Исторический паспорт НСНРПМ, 1976); Каргер М.К. Новгород Великий. — Л-М.: ГИ «Искусство», 1961, стр. 163-166.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) полностью восстановлена в первоначальном виде с неоштукатуренной поверхностью стен. Кладка из камней неправильной формы и различных оттенков в сочетании с лопатками и арочными перемычками, исполненными из брускового кирпича, создаёт здесь удивительно живописное впечатление.
Из книги: «История Русского искусства». Том 1. — Москва: «Изобразительное искусство», 1991