Великий Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу построена в 1207 по заказу «заморских купцов» — новгородцев, ведущих заморскую торговлю.
Перестроена в 1345 году после пожара.
Закрыта.

Средневековые храмы Новгорода обладают определенным своеобразием: небольшой, четырехстолпный одноглавый храм с его почти до предела упрощенными формами определяет облик новгородского зодчества второй половины XII в. Пятницкая церковь на Торгу выделяется необычными формами которые, можно сказать, контрастируют с привычными формами соседних зданий. После проведенных исследований и реставрационных работ 1954-57 гг.стало ясно, что необычные формы здания не выводимы из новгородской архитектурной традиции и могут получить объяснение только исходя из общерусского историко-архитектурного контекста домонгольского времени.
Впервые летопись сообщает о строительстве церкви Пятницы под 1156 г. Заказчиком ее названы «заморские купцы». Речь, по мнению исследователей, идет не об иноземцах, а о новгородцах, занимающихся торговлей с заморскими странами. Храм, вероятно, был деревянным: лишь Новгородская третья летопись называет церковь каменной, но это известие большинством исследователей ставится под сомнение. В 1191 г. летопись снова упоминает о строительстве Пятницкой церкви и опять, надо полагать, из дерева. Потом летопись сообщает, что 30 августа 1207 г. «заморские купцы» завершили строительство Пятницкой церкви. В научной литературе именно эта дата считается временем постройки каменного храма.
Многочисленные пожары неоднократно наносили урон как внутреннему, так и внешнему убранству церкви. 7 июня 1340 г. случился «велик и лют пожар с бурею и вихрем» «потом же пожару и церковь та падеся» . Пять лет церковь пребывала в руинах. 1345 г. стал временем ее второго рождения: «заложи владыка Василий святую Пятницу, что порушилась в великий пожар, поведением раба божия Андрея, сына тысяцкого и Павла Петровича». В том же году на память святого Симеона Столпника церковь была совершена. И в дальнейшем храм много раз страдал от пожаров. В 1524 г. в поновлении храма принимал участие Дмитрий Иванович Сырков, видный организатор строительных работ того времени в Новгороде.
Архимандрит Макарий, описывая состояния церкви на 60-е гг. XIX в., отмечал, что «она была поправлена даже в текущем столетии. К ней пристроен когда-то с южной стороны придел прп. Михаила Клопского, а бывшая при ней деревянная колокольня сломана в конце прошлого столетия. Приписанной Дворищенскому собору она сделалась с 1724 г. Впрочем до 1810 г. при ней был особый причт».
К кон. XIX — нач. XX вв. храм дошел со следами многочисленных перестроек, до неузнаваемости исказивших его первоначальный облик. Но несмотря на это, такие искушенные исследователи как В.В.Суслов и И.Э.Грабарь находили в сохранившемся здании черты, позволявшие отнести его нижние части к кон. XII — нач. XIII вв. Значение храма для истории древнерусского зодчества впервые в полной мере оценил Н.И.Брунов, полагавший, что храм относится к новому типу церковных зданий и наряду с храмом Михаила Архангела в Смоленске восходит к какому-то общему для обеих построек полоцко-смоленскому прототипу. Реставрационные работы, проведенные Г.М,Штендером, выявили первоначальные части, установили характер поздних переделок тех или иных частей здания, позволили сделать его графическую реконструкцию .
Необычайность архитектурного решения Пятницкой церкви состоит в заметно вытянутом по оси запад-восток плане храма, благодаря трем притворам церковь имеет не встречавшуюся ранее в новгородском зодчестве, крестообразную форму. Не по-новгородски решена алтарная часть: за линией восточной стены далеко выступает лишь центральная апсида, боковые полуциркульные полукружия «утоплены» в толще стены и снаружи не выявлены. Подкупольный квадрат, образуемый четырьмя столбами круглой формы сдвинут к западу. Пониженные по отношению к основному объему приделы и апсида с восточной стороны задают композиции здания ясно выраженную ступенчатость, которая находит отклик в трехлопастном завершении фасадов (форма установлена при изучении храма, перед проведением реставрационных работ) и барабане, располагавшемся на кубическом постаменте. Уникальной особенностью храма явились внутристенные переходы, связавшие вторые этажи притворов. На фасадах останавливают внимание сложнопрофилированные пучковые пилястры — явление невиданное в Новгороде до постройки Пятницкого храма. Они создают мощный импульс для формирования композиции с нарастающим по вертикали ритмом архитектурных форм. Столь динамичных композиций новгородское зодчество не знало. Правилом для местных мастеров было завершение фасадов спокойной линией волнообразных по очертанию полукружий — закомар. Башнеобразный тип храма, вариацией которого была Пятницкая церковь, появился в новгородском зодчестве впервые. Его возникновение и развитие связано с архитектурой других древнерусских школ домонгольского времени.
В сохранившемся здании динамика первоначального композиционного построения утрачена из-за перестройки обрушившихся верхних частей еще в XIV в. Исследование выявило в истории здания 15 строительных периодов. Многие части первоначального здания утрачены, в разное время кардинальной, а не косметической переделке подверглись важные в функциональном, конструктивном и художественном отношении звенья древнего здания. Поэтому северо-западная часть храма реставрирована в формах нач. XIII в., а юго-западная в облике 1345 г., восточная стена (за исключением нижней части) оставлена в перестройке сер. XVII в. Стены несохранившегося южного притвора выведены на небольшую высоту, а его полные размеры и общие конфигурации угадываются по следам на южной стене основного объема . Такая же разновременность и прихотливая сохранность форм показательна и для интерьера. Многослойность памятника продиктовала и принципы его реставрации. «Задача воссоздания целостности памятника как произведения искусства» не ставилась. В результате реставрационных работ памятник решен как «раскрытая для чтения своеобразная архитектурная энциклопедия, составленная из разновременных форм». При таком способе показа древней постройки на первый план выступает историко-строительный аспект, целостный же образ храма 1207 г. может дорисовать только воображение и сделанная на основе натурных исследований и аналогий графическая реконструкция памятников.
Новации, явившиеся новгородцам в Пятницком храме, (прежде всего, это система сводов и отвечавшая ей трехлопастное завершение фасадов), были активно востребованы в строительной практике XIII-XV вв. Об этом свидетельствует еще домонгольские постройки — ц. Михаила на Прусской улице и ц. Рождества Богородицы в Перыни. Трехлопастная форма в завершении стен прочно вошла в художественную систему новгородского храма XIV-XV вв., сделавшись одним из его главных опознавательных знаков.

По статье В.А.Булкина, доцента СПбГУ.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?