Церковь Федора Стратилата на Ручью построена в 1360-1361 г. Построена по заказу посадника — Василия Даниловича. В интерьере сохранилась фресковая живопись 14-го века, выполненная новгородскими мастерами.
Кубический тип четырёхстолпной одноглавой постройки имеет трёхлопастное завершение фасадов. Над оконными проёмами и порталами — стрельчатые завершения. Неизвестный Новгородский зодчий внёс много новых черт во внешнее оформление храма. Обилие декора — широко распространённые приёмы решения культовых памятников в Новгородском зодчестве второй половины 14-го века.
Церковь Фёдора Стратилата долгое время служила образцом при строительстве других храмов не только в Новгороде, но и в других княжествах русской земли.
Реставрирована в 1959 году. Уже продолжительное время в храме располагается музей.
Церковь Федора Стратилата на Ручью заложена в 1360 году посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья (ныне по засыпанному ручью распланирован проспект Ю.Гагарина). Завершена постройка в 1361 году. Храм является классическим памятником новгородского зодчества 14 века (автор реставрации Л.М. Шуляк). Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению представляет собой высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение, т.е. три арки, соединенные друг с другом, средняя из которых возвышается над боковыми. Снова виден возврат к трехчастному членению фасадов лопатками в соответствии с внутренней структурой — лопатки отвечают столбам, расположенным в здании. В отличии от прежних строгих и лаконичных фасадов здесь как и на фасадах, так и на барабане, апсиде появились многочисленные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочки, нишки, апсида кроме того украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Новое и в оформлении окон, порталов: они имеют стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые «бровки». Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На полати ведет лестница не в толще стены, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах имеются несколько потайных камер для хранения ценностей. Из-под поздней побелки расчищены фрагменты древней росписи, выполненной, как предполагают искусствоведы, Феофаном Греком. В основе росписи лежит красно-коричневый цвет. Рисунок росписи темно-коричневый.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.
Церковь Св. Федора Стратилата (на ручью) открыта с 10.00- 17.00, кроме чт.,пт. и последней ср. месяца. В названии улицы Федоровский ручей сохранилась память о засыпанном в 20 веке ручье, на берегу которого в 1360-1361 годах по заказу посадника Семена Андреевича была построена церковь. Чтобы представить, как выглядел храм в 14 веке, попробуйте мысленно убрать колокольню и трапезную, которые появились лишь в 17 веке. Кубическая, одноглавая Федоровская церковь надолго стала образцом для новгородских зодчих, поскольку впервые ее фасады украсили небольшие арки, стрельчатые окна, ниши (некоторые были расписаны фресками). В храме есть место заслуживающее пристального внимания — лестница в стене, ведущая на хоры. Там обнаружено множество надписей (своеобразных древних граффити), в частности упражнения в написании алфавита (например, пять раз повторено выражение (пойду бобром возле реки)). Вероятно, в церкви учили грамоте будущих дьячков. Поскольку церковь возводилась на частные средства, у южного фасада была устроена фамильная усыпальница, а на хорах — придел Симеона Столпника, небесного покровителя посадника-мецената.
Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. — Москва, 2002.
Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 — 1361 годах посадником Семеном Андреевичем. Русло древнего Федоровского ручья, на берегу которого стоял храм, в недавнее время было засыпано, и по засыпи проложена трасса автострады Москва — Ленинград.
Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века, была расчищена из-под побелки в 1910 году. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно. Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, — с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII — ХIV веков.
Живописная фактура стратилатовской росписи, как уже сказано, обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок церкви Спаса. Тот же красно-коричневый цвет лежит в основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки «движек». Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму. Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих харахтеристиках с персонажами росписи церкви Спаса. Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали композиций буквально повторяются в росписях этих церквей.
Источник: http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/feodor-stratilata/
Датой строительства Феодоровского храма, что на Ручью, считаются 1360-1361 годы. Известны и имена заказчиков этого храма: «Симеон Ондреевич с боголюбивою матерью своею Натальей». А кстати — почему «на Ручью»? Сегодня поблизости от храма никаких ручьёв не наблюдается; рядом с ним шумит широкая улица, ведущая прямиком к федеральной трассе М10, связывающей две российские столицы. Правда, называется эта улица странно — «Фёдоровский Ручей». В 1991 году бывшей улице Гагарина дали это имя, тем самым восстановив историческую справедливость , потому что до 1950-х годов и никакой улицы Гагарина не существовало, а на протяжении столетий протекал здесь достаточно полноводный Фёдоровский ручей, разбивавший на двое Торговую сторону. Вот на его берегу, со стороны Плотницкого конца, в 1360 году и начали строить каменную церковь Феодора Стратилата. На этом месте, как это обычно и бывало при строительстве новых храмов, уже стояла Феодоровская церковь. Археологи обнаружили остатки домонгольского фундамента в алтаре храма Феодора Стратилата — изучив характер кладки, они пришли к выводу, что появился он в начале ХII века.
Первоначально храм был посвящён Феодору Тирону. А уже в 1361 году «свершиша церковь камену святыи Федор на Федорове улици». Тогда же, судя по всему, в храме освятили два придела на хорах: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Симеона Столпника Дивногорца. Роспись, несомненно, появилась вскоре после освящения церкви Феодора Стратилата — и, скорее всего, её заказчиками выступили те же Семён Андреевич и его мать. В храме имеется надпись на северо-западном столпе, снабжённая датой — «в лето 86». Исследователи, проанализировав палеографические признаки, пришли к выводу, что речь идёт именно о ХIV столетии: это 6686 год, то есть 1378 год от Рождества Христова. Сама надпись сделана прямо по красочному слою, то есть фрески в храме Феодора Стратилата появились, видимо, именно в этом году, не позже. Но и не раньше, потому что роспись купола свидетельствует о знакомстве её автора с новгородскими фресками Феофана Грека; росписи же обыкновенно выполнялись, начиная с купола, — сверху вниз. Стоит заметить, что в 1374 году неподалёку от церкви Феодора Стратилата на Ручью и во многом по её «рецептам» была возведена церковь Спаса Преображения на Ильине улице. А в 1378 (судя по надписи на столпе) Спасо-Преображенский храм расписал великий Феофан Грек.
Оставаясь на протяжении веков приходской церковью Фёдоровой улицы Плотницкого конца, храм Фёдора Стратилата на Ручью к концу ХIХ века пришёл в упадок. Но в начале ХХ века он словно очнулся от мертвенного сна и неожиданно прославился — сначала на всю Россию, а потом и на весь мир. Это произошло благодаря открытию его древних фресок. Особенностью храма является обилие (несколько десятков) граффити, процарапанных по штукатурке и относящихся ко второй половине ХIV-ХVI веков. Они размещаются на стенах лестницы, ведущей на хоры, на западной стене хор и на откосе окна на хорах — львиная их доля приходится на стены лестницы. Это и сообщения о смертях и событиях приходской жизни, и автографы, и каллиграфические штудии, и упражнения в азбуке, и молитвенные формулы, и бытовые зарисовки, по необходимости исполненные кратко и образно. Чего стоит, например, надпись: «Сава со мной шел с Торга, избил меня. Я написал! Перед нами целый мини-рассказ не без психологизма и даже особой изысканности. Что же до пожаров, то они долгое время большого урона Феодоровскому храму не наносили — видимо, сказывалось близость спасительной воды. Но в конце ХVII века огонь всё-таки добрался до здания. В процессе послепожарного ремонта храм дополнили трапезной и колокольней. В трапезной устроили ещё два придела — свт. Николая Чудотворца и свт. Филиппа, митрополита Московского.
В начале ХIХ века приход настолько уменьшился и обеднел, что Феодоровский храм приписали к соседней церви во имя святого Никиты: это случилось в 1832 году. Здание ветшало; фрески портились, частью они оказались забелены; богослужения совершались лишь на престольные праздники (дни памяти великомученика Феодора Стратилата и святителя Николая Чудотворца). Потом нашёлся жертвователь — точнее, жертвовательница: купеческая вдова Е.А. Васильева. На её деньги храм отремонтировали и в 1880 году заново освятили. Увы, почти вся древняя живопись после этого оказалась скрыта под побелкой и масляной записью.
Новая эпоха в истории церкви Феодора Стратилата на Ручью началась в 1910 году, когда в храм пришли реставраторы. Деньги (в общей сложности около 5000 рублей) на расчистку скрытых росписей ХIV века выделил новгородский купец Леонид Иоакимович Стальнов, член Новгородского общества любителей древности, основанного в 1893 году, на волне заметного роста интереса к древней российской истории и культуры. К концу 1912 года реставрационные работы завершились — миру был явлен фресковый ансамбль ХIV столетия; кроме того, реставраторы открыли несколько композиций на фасадах и заново пробили заложенные кирпичом «аутентичные» окна — в целях улучшения освещения внутреннего храмового пространства. Как ни странно, в советские годы эта работа не прервалась — реставраторы трудились в храме в 1921, 1932, 1934, 1935 и 1961 годах. Война нанесла церкви Феодора Стратилата тяжёлые раны, но, по сравнению с послевоенным состоянием других новгородских храмов (из тех, что вообще уцелели), храм пережил эти страшные годы ещё сравнительно благополучно. Больше всего пострадали от снарядов западная трапезная пристройка и колокольня, лишившаяся шатра. Послевоенная реставрация затянулась до 1961 года, после чего древнюю церковь превратили в общедоступный музей.
В 1950-е годы реставрационными работами в церкви Феодора Стратилата на Ручью руководила легендарный реставратор — Любовь Митрофановна Шуляк. Именно тогда было восстановлено трёхлопастное завершение храма. Та реставрация завершилась в 1961 году, но спустя одиннадцать лет, в 1972 году, начался новый этап реставрационных работ, продолжившийся до 1992 года. В 1992 году церквовь была включена в состав группы исторических памятников Новгорода и его окрестностей — в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №72, 2014 г.
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью открывает целую серию памятников новгородского зодчества классической поры – второй половины XIV — начала XV в.в. Её облик сложился в результате длительного поиска новгородских каменных дел мастеров, став каноном храмового строительства для целого ряда возводимых в это время церквей. И хотя все эти храмы отличаются один от другого величиной и деталями, по существу они однотипны: квадратные в плане, четырёхстолпные, одноглавые, с трёхлопастным фасадом который делится лопатками на три вертикальных плоскости.
Среди них церковь Фёдора Стратилата выделяется особой гармоничностью пропорций и нарядным убранством. Многообразие декоративных рельефных фризов, аркатур, нишек, валиков и крестов подчёркивалось их цветной раскраской, следы которой обнаружили при реставрации.
В декоративности стрельчатых форм окон и порталов угадываются отзвуки готики, которая к этому времени стала интернациональным стилем Европы. Стремление к свободе в храме выразилось в приближении столбов-опор к угловым частям здания. В церкви были устроены обширные хоры, сообщающиеся деревянными переходами.
Западная пристройка церкви и шатровая колокольня относится к концу XVII в. Укрепившееся в XIV в. политическое положение Новгорода позволило знатным боярским семействам развернуть обширное храмовое строительство. Одна из самых впечатляющих построек того времени – церковь Фёдора Стратилата, недалеко от Фёдоровского ручья, что стало приставкой к названию нового храма. Церковь воздвигли в 1360-1361 г.г. по заказу знатного новгородца Семёна Андреевича и его матери Натальи, предположительно, на месте ветхого храма Фёдора Тирона 1115 года постройки.
В честь небесного покровителя Семёна Андреевича был устроен придел Святого Симеона Дивногорца, а на хорах придел Покрова Пресвятой Богородицы — в день этого праздника родился отец заказчика.
Церковь была приходской для Фёдоровой улицы Плотницкого конца, которая состояла из домов торгово-ремесленного люда. В 1696 г. церковь пострадала от пожара, и согласно надписи на старом иконостасе, была восстановлена при митрополите Иове с устройством придела Николая Чудотворца и святителя Филиппа митрополита Московского. С 1832 г. церковь Фёдора Стратилата была приписана к расположенной поблизости церкви Великомученика Никиты. Служба в ней совершалась только в храмовый праздник Фёдора Стратилата и Николая Чудотворца.
Считается, что при возобновлении регулярной службы и новом освящении Фёдоровской церкви, приблизительно в 1870 г., основная часть её древних фресок была забелена. Открытие древних фресок, забеленных в 1870 г., произошло в 1910 г. по инициативе Общества росписей древности, для изучения их была создана специальная комиссия Императорской Академии Художеств под руководством академика П. Покрышкина. Это была первая полномасштабная реставрационная работа монументальной живописи. Следующий этап реставрации в 1932 и 1934-1935 г.г. был связан с укреплением уже открытых росписей.
Сведений об авторах и времени исполнения фресок церкви Фёдора Стратилата нигде не сохранилось. Однако, стиль исполнения свидетельствует о том, что они появились уже после двух других крупных новгородских росписей в храме Успения на Волотове (1360) и в церкви Спаса Преображения на Ильине (1378), т.е. около 1380 г. Наличие в росписях большого количества греческих надписей позволяет с определённой долей уверенности предполагать о работе византийского мастера. При этом, во всех трёх церквях нередки совпадения письма и расположения образов в библейских мотивах, возможно, что это рука одного мастера – Феофана Грека или его учеников.
Росписи Фёдоровской церкви – это одно из своеобразных поздних проявлений той линии искусства, которая сформировалась в Византии в первой половине XIV в. Живописи этого направления свойственна динамизация – стремительный рисунок, сильные световые эффекты, усложнённые ракурсы фигур, результатом чего явилась новая необычайно драматически-напряжённая интонация образа.
Во второй половине столетия это направление в значительной степени определило художественное лицо Новгорода. Во многом оно связано с творчеством работавших здесь греческих живописцев. Имя Феофана Грека, гениального художника, сохранившееся в произведениях живописи церкви Спаса на Ильине был в Новгороде не одинок. Росписи церкви Фёдора Стратилата – это творение талантливых современников Феофана, находившихся с ним в теснейшем творческом контакте.
При реставрации церкви в 1953-1954 г.г. по проекту архитектора Л.М. Шуляк, было впервые выявлено и восстановлено первоначальное трёхлопастное покрытие здания. На месте западной пристройки были зафиксированы границы древнего притвора, а у южного фасада обнаружена небольшая усыпальница бояр-строителей церкви. В музее представлен саркофаг из фамильной усыпальницы Семёна Андреевича.
На гранях алтарных столбов церкви сохранились следы деревянной конструкции первого иконостаса спланированного при строительстве храма в 1361 г. Этот иконостас не дошёл до нас, но среди икон Фёдоровской церкви особенно выделялись: образ Христа Вседержителя XIV века и храмовая икона Фёдора Стратилата с житием. Обе иконы сейчаст находятся в Новгородском музее, а также старинный список с чудотворной иконы Богородицы Тихвинской.
http://turbina.ru