Великие Луки. Собор Богоявления Господня.

Каменная двухпрестольная церковь построена в 1757 году священником, прихожанами и горожанами. Предположительно, храм был поставлен на месте прежней деревянной церкви Николая Чудотворца Никольского монастыря, вокруг которой в своё время располагалось кладбище. Напоминанием об этом стала необычная находка: 6 февраля 2013 года при прокладке кабеля у дома 29 по проспекту Ленина (этот дом был построен в 1950-х годах на месте снесенного храма) были обнаружены древние останки нескольких человек.
Спустя 27 лет после постройки, в 1884 году собор был перестроен, как записано в клировой ведомости, «в византийский штиль». Главным престолом храма был Богоявленский, но по старой памяти и по названию второго престола (Святителя и Чудотворца Николая) великолучане называли собор Николаевской (Никольской) церковью с приходом «для дворцовых уездных крестьян». По этой же причине и теперешний проспект Ленина до 1920 года назывался Никольской улицей, несмотря на то, что в 1790 году улица была наименована Богоявленской. Прихожанами этого храма были не только жители Великих Лук, но и 4700 человек, проживавших в 51 близлежащей деревне. На колокольне собора висело шесть колоколов.
О внутреннем убранстве Богоявленского собора Великих Лук информации пока не найдено. За исключением заметки в «Известиях Императорской археологической комиссии» за 1914 год. Под заголовком «Гибель драгоценной старины» столичные археологи писали: «В церкви Николы большая прекрасно сохранившаяся икона Успения Божией Матери, – одна из тех, перед которыми молились навещавшие здешние храмы святители новгородские, – помещена на паперти, а из церкви вытеснена религиозными произведениями новой и бездарной живописи. На той же паперти на противоположной стене помещена большая икона «Крещение Господне», очевидно, древнего письма, впоследствии до того «подновленная», что уже с трудом можно угадать ея первоначальную живопись. Утварь, продырявившаяся от веков употребления, идет на лом. И таким образом один собиратель, заменив подобный «лом» новой, с виду роскошной утварью, приобрел сравнительно за ничтожную сумму серебряные ковшички работы Бенвенуто Челлини».
О внешнем облике храма можно судить по статьям А. Лопырева и фотографиям этого храма, сделанным во времена его расцвета и накануне гибели. Лёгкость и изящество архитектуры отличали это здание, простоявшее до конца 1940-х годов.
Возвращаясь к дореволюционному периоду жизни храма, можно добавить, что при этой церкви действовало сразу три школы. Церковно-приходская, учреждённая в 1893 году, содержавшаяся на средства собора в наёмном доме, и две школы грамоты: в деревнях Шелково (открыта в 1903 году) и Федьково (начала свою работу в 1910 году).
Священниками собора в разные годы были: Иосиф Николаевич Луганский (р. 1.09.1848 г.), Михаил Андреевич Кляровский (р. 1.11.1860 г.), Василий Димитриевич Дориомедов (р. 1883 – арестован 13.05.1930 г.).
В 1920-е годы храм был закрыт. В конце 1940-х годов пострадавшее в войну здание было разобрано, а на его месте был заложен фундамент нового жилого дома.
Источники: Великолукская Правда, 6 августа 1997 года. Известия Императорской археологической комиссии. Прибавление к выпуску 52. – Санкт-Петербург, 1914 г. Карпов К. И. Улицы Великих Лук. – Лениздат,1980. Орлов В. В. Окно в исчезнувший мир. Великие Луки. Экскурсии по городу /В.В. Орлов. – Великие Луки, 2012. Псковский паломник. Храмы и монастыри Великолукского уезда Псковской губернии. Вып 4. – Псков: Издательство «Гименей», 2011. http://lukigrad.ru/index.php/123

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?