Вознесенский собор — бывшая Петропавловская церковь Вознесенского монастыря. Ныне вместо стен окружена новостройками, отреставрирована. Вновь освящена в 1990 г.
Свято-Вознесенский собор — это бывшая церковь Вознесения Господня женского Вознесенского монастыря. Построена в 1752 году «тщанием игуменьи Маргариты Карцевой». Стиль барокко. Имела три престола: главный — во имя Вознесения Господня, и придельные пристроенные в 1826 году — во имя Святого Пророка Илии и во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. На колокольне висело 9 колоколов, самый большой из них весил 188 пудов 37 фунтов. После революции монастырь был закрыт. В 1924 году были выселены монахини и собор стал использоваться как склад. Реставрация началась в 1990 году и продолжалась почти десятилетие. Служба возобновилась в 1995 году.
Ильинский мужской монастырь располагался в восточной части Великих Лук и по средневековой традиции служил своего рода заставой, оберегавшей город. Увы, деревянные стены монастырского комплекса оказались ненадёжной защитой в лихие годы Смутного времени и сгинули в огне пожаров. Уничтоженную святыню в 1643 году отстроили заново, однако спустя тридцать лет пришедшие в упадок строения предназначали к сносу: с тем, чтобы на их месте устроить женский Вознесенский монастырь. Последних монахов перевели в другую обитель. Решение об этом в 1675 году принял митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий — по прошению горожан и престарелых монахинь разрушенного в годы Смуты Введенского монастыря.
Воплотить замысел оказалось нелегко: строительство монастырских стен и основных помещений заняло много времени и потребовало немало сил и ресурсов (например, церковную утварь для будущего храма игуменья Марфа с сёстрами собирала от жертвователей по всей епархии — от Великих Лук до Новгорода). Свою лепту в богоугодное дело вносили состоятельные горожане. Так, в 1692 году с благословения митрополита Корнилия на средства городского посадского человека Игнатия Базова в монастыре была выстроена деревянная церковь Вознесения Господня. Поставленная на месте пришедшего в негодность храма Спаса Нерукотворного Образа, она простояла до 1715 года. Впрочем, уже спустя десять лет после завершения строительства появились первые признаки её обветшания (сказался сырой северный климат), что вызвало озабоченность тогдашней настоятельницы монастыря игуменьи Ироиды. Увы, деревянные конструкции монастырского ансамбля с каждым новым десятилетием демонстрировали непрочность и недолговечность: торжественно освящённое игуменом Троице-Сергиева монастыря Рувимом в 1715 году новое здание церкви продержалось всего четыре года и погибло в большом городском пожаре вместе с другими монастырскими постройками — к великому горю насельниц. В 1724 году решением архиепископа Новгородского Феодосия игуменье Анфисе, возглавлявшей тогда бесприютную общину Вознесенского монастыря, было дозволено начать восстановление построек. Однако до возведения каменного храма дело дошло только в 1750 году — уже при игуменье Маргарите (Карцевой), стараниями которой начались масштабные строительные работы.
В 1752 году монастырскую территорию обнесли прочной стеной, тогда же было завершено здание белокаменной Вознесенской церкви. Колокольня храма высоко поднималась над одноэтажными окрестностями и в былые времена была видна даже из пригородов, а звон вознесенских колоколов разносился по всем окрестным деревням, сообщая о начале службы. Многострадальный монастырь постепенно обустраивал разорённое хозяйство: кроме деревянных келий для сестёр (а помимо игуменьи и казначеи здесь первоначально проживали ещё 15 монахинь) на его подворье появились караульное помещение, кухня, прачечная, конюшня и два коровника, а также сарай и сеновал для хранения корма для скота. Все постройки, отмеченные на плане города 1768 года, тесно примыкали друг к другу, составляя единый комплекс с южной и восточной стороны главного храма. С севера и со стороны Вознесенской улицы, ведущей к парадному западному фасаду главной церкви, во второй половине ХVIII века размещалась храмовая площадь. В конце столетия Великие Луки подверглись регулярной перепланировке: вдоль существующих монастырских стен проложили новые прямые улицы. Тем не менее, несмотря на перемены, обжитая монахинями территория осталась в прежних границах, — Вознесенский монастырь стал неотъемлемой частью города. Спустя два десятилетия неумолимое время опять потребовало обновления монастырских построек. Однако на сей раз было принято решение начать не с деревянных сооружений, пришедших в полную негодность, а с обновления главного храма. Сама атмосфера эпохи благоприятствовала этому: после Отечественной войны 1812 года русское общество переживало период национального подъёма, что закономерно отразилось на отношении властей к православным святыням.
В 1826 году началась масштабная перестройка Вознесенской церкви и колокольни. Площадь храма значительно расширилась благодаря новым приделам Пророка Илии и Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба. Эта часть здания была спроектирована тёплой, с деревянными потолками (в 1829-м году их заменили каменными сводами). Реконструкция проводилась под присмотром игуменьи Ксенофонты и казначеи Анны Дубровиной. В приделе Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба тогда установили новый иконостас. В 1829 году появились большие каменные ворота со стороны торговой площади (не считая двух других, обеспечивавших сообщение монастырской территории с городом). Все части монастырского комплекса были выстроены из камня и соответствовали единому замыслу (увы, имя архитектора осталось неизвестным). Стилистически получивший свой окончательный облик ансамбль Свято-Вознесенского собора соответствовал духу русского ампира: на это указывали античные элементы, например, двухколонные портики и общий парадный облик (несмотря на то, что большинство зданий имело один этаж). В преддверии ХХ столетия Вознесенская община процветала; следует заметить, что денег на хозяйственные нужды монастырь из казны не получал — всё благополучие являлось результатом трудов насельниц, число которых приближалось уже к двум сотням. Согласно Клировой ведомости Вознесенской церкви третьеклассного Великолукского девичьего монастыря за 1902 год, «земли в пользу монастыря под строением, садом и огородом 3 десятины 40 саженей (примерно полтора гектара). Внутри старых стен по-прежнему неспешно текла жизнь, наполненная молитвой, работой, надеждами и устремлениями.
После революционных событий 1917 года и начала государственной антирелигиозной кампании монастырь, как и тысячи других в стране, был уничтожен. Новые власти с их бескомпромиссным отношением к православным святыням уже в 1918 году запретили службы в главном храме. Обитательниц монастырского подворья выслали в деревню Баландино. Монастырское хозяйство подверглось разорению. Вскоре в монастырских постройках разместили воинские подразделения Красной Армии, часть келий перевели в жилищный фонд для семей железнодорожных рабочих и служащих, а также предназначили для нужд уездного союза сельскохозяйственных кооперативов. По постановлению Псковского Губисполкома в 1925 году Вознесенский собор, почти сто лет служивший городу верой и правдой и продолжавший действовать по договору с общиной верующих, был окончательно закрыт с целью оборудования в нём объединённого рабочего клуба. Соответствующая директива гласила: «Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т. к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым её закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации». В начале 1930-х годов начали разбирать колокольню — на её месте в 1936 году началось строительство нового жилого дома. После Великой Отечественной войны в здании бывшего храма хотели открыть краеведческий музей, но для него нашли другое помещение — дом священника на берегу реки Ловати. Помещение собора решено было передать городскому торгу под овощной склад.
После возвращения Свято-Вознесенского храма верующим в 1990 году здесь начались реставрационные работы. Восстановление происходило в короткие сроки — ведь собор оказался единственным крупным сооружением культового назначения, уцелевшим в ХХ веке в Великих Луках. Купола с позолоченными крестами установили на храм и колокольню в 1993 году, тогда же приобрели новые колокола. С тех пор вот уже более двадцати лет жители Великих Лук ревностно заботятся о своём достоянии, регулярно обновляя его отделку и внимательно следя за состоянием территории возле храма.
Центр монастырского ансамбля — Свято-Вознесенский собор — украшает Великие Луки с ХVIII века. Сегодня это старинное здание находится в центральной части города между улицами, названными уже в честь героев новой эпохи: Некрасова, К. Либкнехта, Пионерская и проспектом Ленина. Современный облик храма не вполне соответствует историческому (в ходе реставрации 1990-х годов деталям уделялось не слишком много внимания), однако и ныне белокаменные стены, купол и колокольня эффектно контрастируют с фоном существующей городской застройки. Во времена, когда большинство монастырских сооружений ещё не были разрушены, главная церковь выделялась и среди них не только размерами, но и стилистически, поскольку выстроена была ещё в эпоху барокко.
Архитектурная композиция храма строится вдоль единой горизонтальной оси, задающей симметрию объёмов с востока на запад. Основная часть церкви завершается куполом оригинальной формы, принятой в русском барокко: так называемым восьмериком на четверике, в свою очередь увенчанным восьмигранным барабаном и луковичной главой. Обращённый ввысь силуэт подчёркивает и трёхъярусная колокольня, повторяющая своей формой основной купол, но в более удлинённых пропорциях — благодаря чему она выглядит изящнее и легче. Большинство окон церкви имеют прямоугольную форму или привычное арочное завершение — внешние детали, обычно отличающие барочный декор, в убранстве Вознесенского собора выглядят довольно лаконично, что выдаёт провинциальность проекта. Восточная сторона церкви завершается пятигранной апсидой с шатровым покрытием, оформляющей алтарную часть. Устойчивость и симметричность всему сооружению придают пристроенные в начале ХIХ века приделы — Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба (с севера) и Святого Пророка Илии (с юга), подведённые под одну крышу с трапезной (бывшим притвором). В целом контраст между приземистым, вытянутым по горизонтали силуэтом основного помещения храма и прихотливым вертикальным членением купола и колокольни производит особое впечатление — словно символизируя противостояние земной жизни и стремления к духовному возвышению. Конечно, зодчие провинциального города не имели таких возможностей для украшения своего детинца, как, например, в российской столице. Поэтому вместо затейливой лепнины и рельефов, столь популярных в эпоху барокко, в украшении Свято-Вознесенского храма использовались более простые приёмы. Так, углы четверика основного купола оформлены широкими рустованными лопатками, эти же элементы применялись для вертикального и горизонтального оформления отдельных частей здания, что в целом подчёркивало замысел архитектора.
Основная часть Свято-Вознесенского храма была спроектирована одноэтажной, как и большинство монастырских построек в то время. Для того чтобы простая форма окон не делала строение ещё более приземистым, практически каждое из них оформлено наличниками и сандриками — небольшими карнизами, первоначально защищавшими окна от дождя, а затем превратившимися в декоративные элементы. Сандрики треугольной формы — то есть с фронтоном, отдалённо напоминавшим античные архитектурные элементы, визуально увеличивали высоту окон. В дверных проёмах сохранились кованые петли для навески дверных полотен, а в некоторых окнах — волнисто-ромбические решётки. Ярусное членение — один из характерных приёмов барочного зодчества, благодаря которому здание не только выглядит более эффектным, но и достигается эффект динамики: возникает впечатление, что оно возносится ввысь. Учитывая название храма, подобная архитектурная метафора оказалась более чем уместной. Проёмы яруса звона на колокольне украшены выступающим рельефом — архивольтами, придающими этой части башни особую значительность. А надпись на самом большом колоколе гласила: «10 февраля 1828 года вылит этот колокол в Великолукский Вознесенский девичий монастырь при державе государя императора Николае I старанием и усердием игуменьи Ксенофонты, в Москве на заводе Николая Самуина, весом 188 пудов 37 фунтов (более трёх тонн), лил мастер Аким Воробьев».
Внутреннее убранство собора сегодня представляет собой сочетание старинной архитектурной формы и духовного содержания, неподвластного времени. Добротные кирпичные стены опираются на древний бутовый фундамент с основательными подвалами, подкоробовыми перекрытиями; кирпичом был выложен и прочный пол, ныне вымощенный керамической плиткой. Две лестницы в южной части храма ведут на хоры и колокольню. Своды церкви формируются парусами — архитектурными конструкциями, обеспечивающими переход от прямоугольного основания здания к барабану восьмерика, который, в свою очередь, увенчан куполом. Образующийся в результате арочный потолок сочетается с оконными и дверными проёмами, имеющими такую же форму. Свет, льющийся из окон основной части собора и светового барабана, наполняет внутреннее пространство и освещает храмовые святыни. Со временем основания монастыря главной иконой храма являлся образ Вознесения — чудесного восшествия Спасителя во плоти на небо, свершившегося в присутствии апостолов и Девы Марии. День Вознесения Господня, приходящийся на сороковой день по Пасхе, отмечался прихожанами и обитательницами монастыря как большой престольный праздник.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №281, 2018 г.
В 1675 году митрополит Новгородский Корнилий по челобитной монахинь разрушенного литовцами Введенского монастыря приказал в городе Великие Луки на месте упраздненного в 1632 году Ильинского мужского монастыря выстроить Вознесенский девичий монастырь. Первые постройки монастыря были деревянными, во время пожара в 1719 году они сгорели. С 1724 года началось строительство каменных зданий. Для этого использовались средства денежной казны и добровольные пожертвования.
В 1750 году старанием игуменьи Маргариты на территории монастыря была построена каменная во имя Вознесения Господня церковь с двумя приделами: Святого Пророка Илии и Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Тогда же монастырь был обнесен каменной оградой, построены деревянные сестринские кельи и каменные настоятельские, кухня, прачечная, караульная, сарай, конюшня и сеновал. Согласно положению, принятому 26 февраля 1764 года, по штату в Вознесенском девичьем монастыре могли проживать: игуменья, казначея и 15 штатных монахинь. Так, в 1764 году в Вознесенском монастыре проживали: игуменья Маргарита, казначея Александра и 15 монахинь. На содержание монастыря получали из казны 531 рубль 80 копеек по штату от 26-го февраля 1764 года. В 1779 году в Вознесенском монастыре под присмотром игуменьи Феодосии и казначеи Анастасии проживали 15 монахинь преклонного возраста. Кроме того, в 1779 году сверх штата в монастыре проживали: вдова поручика Наталья Иванова, вдова майора Пантелеева — Евдокия, дочь погибшего на поле брани капитана Гаврила Никитича Низовцева — Анна. В монастырском храме в 1802 году службу вели: священник Фома Косьмин, диакон Федор Фомин, диакон Василий Иванов, пономарь Стефан Симонов.
В 1814 году настоятельницей Великолукского третьеклассного девичьего Вознесенского монастыря была игуменья Агния. При храме Вознесения состояли: священник Стефан Матвеевич Солавский, священник Григорий Ефимович Дегожский, дьякон Федор Фомин, дьячок Василий Иванов, пономарь Петр Федоров.
Согласно именному, данному Синоду указу от 6 мая 1788 года «О разделении епархий сообразно с разделением губерний» границы Псковской епархии были установлены в соответствии с границами губернии. С 1788 года Великолукский Вознесенский третьего класса девичий монастырь находился в составе Псковской епархии, которую возглавил архиепископ Псковский Иннокентий, настоятельницей Вознесенского монастыря была игуменья Анастасия.
На основании указа Святейшего Синода от 24 марта 1799 года благочинный над монастырями архимандрит первоклассного Псково-Печерского монастыря Венедикт 11 февраля 1823 года посетил с проверкой Великолукский третьеразрядный девичий Вознесенский монастырь. Настоятельницей монастыря являлась игуменья Ксенофонта, казначеей монастыря — Анна Горбунова. В монастыре проживали: 4 монахини и 14 послушниц, определенные указами. При монастырском храме числились священники: Алексей Алексеевич Сперанский, Игнатий Пикалев и дьячок Алексей Покровский. Отчет архимандрита Венедикта о проведенной проверке состояния самого монастыря и приходорасходных книг был представлен архиепископу Псковскому, Лифляндскому и Курляндскому Евгению 27 февраля 1823 года.
В заседаниях Великолукского духовного правления в 1824 г. принимал участие священник Вознесенского девичьего монастыря Игнатий Пикалев. В состав Великолукского духовного правления в 1828 году входил священник Вознесенского девичьего монастыря Алексей Алексеевич Сперанский.
С разрешения Псковской духовной консистории от 23 февраля 1826 года за №1536 в Вознесенском монастыре ежегодно проводился крестный ход 24 октября в день особо чтимой иконы Богоматери Всех скорбящих радосте.
По приказанию архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия от 20 мая 1827 года в Вознесенском монастыре в приделе Святого Пророка Илии были начаты ремонтные работы на отпущенные из казны средства. В приделе был заменен иконостас, вместо деревянных потолков были сделаны каменные своды, крышу покрыли железом и покрасили. Работы по ремонту велись под присмотром игуменьи Ксенофонты и казначеи Анны Горбуновой, в 1829 году ремонт был завершен. Одновременно с ремонтными работами в храме шло строительство в самой обители. Был построен одноэтажный каменный настоятельский дом в шесть комнат. Возвели два сестринских корпуса: один на западной стороне, он имел двенадцать комнат, другой — на южной стороне, он имел десять комнат. Были построены два каменных сарая с деревянными хлевами, ограда, отделявшая сад от монастыря, большие ворота со стороны торговой площади, свечная лавка, караульные помещения при воротах, построены трое каменных ворот и две калитки. Одновременно укрепили колокольню, которая находилась на Вознесенской церкви. На колокольне висело девять колоколов. На самом большом колоколе имелась надпись: «10 февраля 1828 года вылит этот колокол в Великолукский Вознесенский девичий монастырь при державе государя императора Николае 1 старанием и усердием игуменьи Ксенофонты, в Москве на заводе Николая Самуина, весом 188 пудов 37 фунтов (более трех тонн), лил мастер Аким Воробьев». 2-й по величине колокол весил 63 пуда, 3-й — 34 пуда, 4-й и 5-й по 12 пудов, 6-й — 2 пуда, 7-й — 1 пуд, 8-й и 9-й — менее пуда.
В 1833 году Великолукском девичьем монастыре в храме Вознесения Господня службу вели: священник Алексей Алексеевич Сперанский, священник Тимофей Михайлович Ратьковский, диакон Николай Николаевич Перновский, дьячок Алексей Михайлович Покровский. Пономарь — Иван Иванович Цветков.
В 1834 году на средства великолукской помещицы Анны Дубровиной старанием игуменьи Колисфении в приделе Бориса и Глеба был установлен новый иконостас. В приделе Св. Пророка Илии, перед образом Рождества Христова хранились частицы мощей Святого Священномученика Харлампия, они находились в серебряном ковчеге, который находился в стеклянном футляре на медном постаменте. На одной стороне ковчега была сделана надпись о том, что этот ковчег с благословения епископа Псковского и Лифляндского Нафанаила был устроен стараниями игуменьи Колисфении с сестрами в 1840 году.
В 1835 и 1838 гг. царскими указами монастырям, в том числе и великолукским, полагалось отвести в пользование от 50 до 150 десятин земли. Так монастырь обзавелся значительными земельными владениями, расположенными не только в Великолукском уезде. Монастырь имел крупное хозяйство. Сестры монастыря и послушницы занимались обработкой садов и огородов, уходом за скотом.
В 1853 году в храмах Вознесенского девичьего монастыря службу вели: священник Тимофей Михайлович Ратьковский, священник Самсон Федорович Богоявленский, диакон Семен Васильевич Рудаков, дьячок Андрей Михайлович Ивановский, пономарь Андрей Васильевич Богоявленский.
С 1855 года настоятельницей Вознесенского девичьего монастыря была назначена игуменья Палладия — 50 лет от роду, казначеей монастыря стала монахиня Филарета — 48 лет. В это время в монастыре проживали 16 монахинь преклонного возраста и 12 послушниц от 18 до 48 лет. В 1856 году стараниями настоятельницы монастыря Палладии стены Вознесенского храма заново были расписаны историческими сюжетами, был обновлен иконостас, крыши монастырских построек были покрыты новым железом. На эти ремонтные работы было израсходовано 11000 рублей, в основном это были добровольные пожертвования. В 1860 году был обновлен иконостас в приделе пророка Илии. Стены двух приделов, трапезной и крыльцо были расписаны историческими картинами. На эти работы было затрачено 5000 рублей родственников игуменьи Палладии, тайных благотворителей и великолукского купца Ивана Николаевича Побойнина, ставшего впоследствии иеросхимонахом Оптиной Пустыни — Иеронимом.
В двух верстах от города в 1868 году по инициативе игуменьи Палладии в память посещения города Великие Луки Афонскою святыней была построена часовня во имя Священномученика Харлампия и Великомученика Пантелеймона, которая принадлежала Вознесенскому девичьему монастырю. Богослужения в часовне ежегодно свершались: 10 февраля в память Священномученика Харлампия, 27 июля в память Великомученика и целителя Пантелеймона, 2 сентября в память об отправлении Афонской святыни из города в 1866 году. В этот день свершался из монастыря и крестный ход.
При игуменьи Палладии в монастыре были продолжены строительные работы. Так, на северной стороне монастыря находился одноэтажный каменный корпус из восьми комнат, в 1867 году над ним надстроили второй деревянный этаж, одновременно были построены два деревянных флигеля на средства родственников игуменьи Палладии и монахини Мартирии.
В Вознесенском храме монастыря хранилась частица мощей Святого Великомученика Пантелеймона, переданная по настоятельной просьбе игуменьи Палладии от русского монастыря Великомученика Пантелеймона на Афоне, о чем имелось свидетельство от 12 марта 1874 года. Частица эта находилась в маленьком серебряном с позолотой ковчеге, вложенном в приготовленную для того икону Святого Пантелеймона, что была поставлена в Вознесенском храме за левым клиросом, в зимнее время киот с мощами и иконою переносили в теплую церковь.
В 1876 году к Вознесенскому девичьему монастырю была приписана городская кладбищенская церковь во имя Казанской иконыБожьей Матери с двумя приделами: Всех Святых и Апостолов Петра и Павла. Церковь была построена в 1821 году на средства титулярного советника Григория Нечаева. В 1881 году к ней была пристроена каменная ризница, одновременно с этим был обновлен иконостас, стены храма были расписаны, все работы были проведены под присмотром игуменьи Палладии на добровольные пожертвования прихожан. При храме была построена колокольня, на которой крепились 7 колоколов. Самый большой имел вес 150 пудов, согласно надписи на колоколе, он был отлит в Ярославле 6 ноября 1842 года на деньги великолукского купца Михаила Савича Глодовского. Второй по весу колокол был изготовлен в Москве Николаем Симгиным, имел вес 45 пудов. Третий колокол весом 4 пуда с надписью «Самгиным»; 4-й колокол весом 1 пуд, 5-й, 6-й, 7-й маленькие колокола без указания веса и надписей. Престолов в ней было три: во имя Казанской иконы Божьей Матери; в южном приделе — во имя всех Святых; в северном приделе — Святых Апостолов Петра и Павла. Богослужение свершалось лишь в храмовый праздник. При церкви имелась деревянная сторожка. Ежегодно бывало два крестных хода из городского Воскресенского собора: в 1-ю неделю Всех Святых; 8 июля в день празднования явления иконы Казанской Богоматери.
В 1876 году в Великолукском девичьем третьего класса Вознесенском монастыре было пять членов причта: два священника, диакон, дьячок и пономарь. Согласно указу от 15 октября 1876 года, при женском монастыре было положено иметь: настоятеля храма, помощника настоятеля, двух псаломщиков. В 1876 году в Вознесенском монастыре службу вели: настоятель храма — священник Александр Александрович Лавров, он окончил курс Псковской духовной семинарии, в 1860 году архиепископом Псковским и Порховским Евгением был определен в священники храма Вознесения Господня Великолукского девичьего монастыря. Помощником настоятеля храма являлся священник Клавдий Михайлович Тихомиров, он окончил курс Псковской духовной семинарии, в 1874 году епископом Псковским и Порховским Павлом был определен помощником священника храма Вознесения Господня. При храме был псаломщик-диакон Николай Мутовозов, он окончил курс Псковской духовной семинарии, в 1876 году епископом Псковским и Порховским Павлом был определен в диаконы храма Вознесения Господня. Псаломщик Андрей Васильевич Богоявленский обучался в Великолукском духовном училище, с 1846 года был назначен псаломщиком в Вознесенский монастырь. Сверхштатный пономарь Филипп Васильевич Цвинев обучался в Великолукском духовном училище, в 1860 году указом Московской духовной консистории был определен в Вознесенский монастырский храм на место пономаря. Все священнослужители проживали в своих домах на территории города. По указанию Синода от 20 апреля 1876 года на содержание священнослужителей в монастыре была назначена от казначейства сумма в 420 рублей: настоятелю — 180 рублей, помощнику настоятеля — 120 рублей, двум псаломщикам полагалось по 60 рублей каждому.
Рядом с монастырем, на Вознесенской площади на средства, собранные горожанами в 1881 году, была поставлена чугунная часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, в память о кончине государя императора Александра П. Часовня была поставлена на постаменте из тесаного камня, вокруг часовни по краям панели были размещены девять чугунных колонн, соединенных чугунными цепями. Богослужения в ней свершались: 23 ноября — в память князя Александра Невского, 1-го марта — в день кончины государя Александра II проходила панихида.
В 1884 году по распоряжению епархиального начальства в монастыре на воспитании находилось восемь девочек-сирот из лиц духовного звания.
В монастыре была своя библиотека, где находились книги религиозного содержания, богослужебные книг, имелись книги исторического содержания. Кроме того выписывали журналы «Творения Св. Отец» с 1843 по 1863 годы; «Духовная беседа» с 1864 по 1870 годы; «Домашняя беседа» с 1864 по 1869 годы; «Православный собеседник» с 1868 по 1870 годы; «Душеполезное чтение» с 1892 года; «Церковные ведомости» и «Псковские епархиальные ведомости» выписывались постоянно. Для чтения дома книги выдавались под расписку.
С 1854 года по 1892 года — 38 лет настоятельницей монастыря являлась игуменья Палладия (урожденная Анна Степановна Юревич), много сделавшая для развития и процветания Вознесенского девичьего монастыря. С 1892 года после смерти игуменьи Палладии во главе монастыря стала игуменья Людмила (в миру Любовь Павловна Колпакова), казначеей монастыря — монахиня Аполинария (в миру Александра Ивановна Зазерская).
В 1894 году в монастыре был построен деревянный двухэтажный флигель из шестнадцати комнат с отделением монастырской больницы на три кровати. В 1896 году при монастыре была открыта лавка, она размещалась в монастырской ограде. В лавке в пользу монастыря продавались изделия монастырских рукодельниц — изделия вышитые гладью, шелком, золотом, сотканные на ткацких станках коврики, испеченные в монастыре просфоры. В лавке продавались небольшие иконки и книги религиозного содержания.
В 1898 году каменный сарай монастыря был надстроен каменным помещением для ковровой и живописной мастерских. В 1902 году живописная мастерская была переведена в новое здание. Надстройка была переделана на одну малую и две больших комнаты и светлую переднюю. В этих помещениях в 1902 году была устроена церковно-приходская школа, которую посещали 42 девочки.
В 1902 году на содержание монастыря из казны выделялось 531 рублей 80 копеек. Из них на жалование игуменьи полагалось — 28 рублей 59 копеек, казначеи — 8 рублей 58 копеек и 15 монахиням по 5 рублей 78 копеек. Пособий от казны на хозяйственные надобности монастырь не получал. От мельницы, рыбных ловель монастырь в 1902 году имел — 228 рублей 69 копеек, которые расходовались на еду. На нужды монастыря: дрова, вино, просфоры в 1902 году израсходовали 8 рублей, на ремонт храмов, домов и содержание ризницы — 57 рублей, на наем служителей — 115 рублей. Певчим платили 133 рубля, в пользу причта — 606 рублей 75 копеек, для раздачи нищим было израсходовано 3 рубля 80 копеек. В хозяйстве монастыря содержали 40 коров, имелись сенокосы. На деньги от земли и молочного хозяйства монастырь имел 2600 рублей в год.
В 1906 году при храме Вознесения Господня по штату было определено 3 священника. В 1910 году в монастыре вели службу: 1-й священник — Клавдий Васильевич Вознесенский, окончил курс Псковской духовной семинарии в 1886 году, службу в Вознесенском монастырском храме вел с 1895 года. Одновременно состоял законоучителем в Великолукском городском училище и при доме трудолюбия, являлся членом попечительного совета женской гимназии. 2-й священник — Дмитрий Андреевич Кляровский, он окончил курс Псковской духовной семинарии в 1886 году, с 1909 года вел службу в монастыре. Он был избран членом правления Великолукского духовного училища. 3-й священник — Михаил Клавдиевич Тихомиров, он окончил курс Псковской духовной семинарии в 1900 году, с 1906 года служил в монастырском храме. Состоял законоучителем и заведующим Вознесенской церковно-приходской школы. Был избран членом правления Великолукского духовного училища. При Вознесенском храме состояли два псаломщика: Николай Васильевич Рудаков, обучался в Порховском духовном училище, Филипп Васильевич Цвинев, обучался в Великолукском духовном училище. Священники и псаломщики проживали с семьями в своих домах на территории города. В штате монастыря в 1910 году числились: игуменья Людмила, казначея Аполинария, 16 штатных монахинь, 16 сверхштатных монахинь, 76 рясофорных послушниц, 57 послушниц-белиц, 10 призреваемых девочек-сирот.
В 1910 году на содержание церковной школы, которая размещалась в собственном доме, из средств монастыря выделялось 724 рубля.
Краевед А.П. Лопырев в начале ХХ века о игуменье Людмиле и Вознесенском монастыре писал: «Это была одна из выдающихся игумений монастыря, под ее руководством Вознесенский монастырь стал одним из крупнейших в России; в 1910 году в нем было 167 монахинь и послушниц. Это был многолюдный и богатый монастырь: его неприкосновенный капитал в виде банковских билетов составлял 76 000 рублей. Годовой доход монастыря был 16 000 рублей. В монастыре действовала церковно-приходская школа на 50 девочек, приют для пяти девочек — сирот, богадельня и своя монастырская больница. Была живописная и ковровая мастерские».
В 1918 году Вознесенский монастырь был закрыт, а его обитатели высланы в деревню Баландино, где была основана одна из первых коммун. В монастырских постройках разместились воинские части, семьи железнодорожных рабочих и служащих, уездный союз сельскохозяйственных кооперативов. Вознесенская церковь, согласно договору с общиной верующих, продолжала действовать недолго. 24 марта 1924 года Великолукский уисполком принял постановление: «Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т.к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым ее закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации». Президиум Псковского губисполкома 4 июля 1924 года постановил: «Учитывая потребность в помещениях для оборудования объединенного рабочего клуба и для организации культурно-просветительной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а также наличие других храмов, обеспечивавших удовлетворение религиозных потребностей, церкви бывшего Сергиевского и Вознесенского монастырей в городе Великие Луки закрыть.
http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru
Соборная Петропавловская церковь бывшего Вознесенского монастыря, 1751 — XIX в.
Построена в стиле барокко, состоит из западной галереи, притвора, колокольни, основного объёма типа «восьмерик на четверике» с боковыми пределами и гранёной апсидой. Здание полностью восстановлено с редчайшим грибовидным перекрытием купола. Материал – кирпич. Вознесенский монастырь был закрыт в 1918 году. Колокольня была разобрана в предвоенные годы. Во время войны монастырь подвергся сильным разрушением. При послевоенном восстановлении города, комплекс, кроме соборной церкви, срыт и фактически уничтожен новой застройкой. Собор вновь открыт в 1992 году, в 1993 г. восстановлена колокольня, в 1995г. – Ильинский придел.
http://r-oc.1gb.ru
Кирпичный храм построен в 1752 году в женском монастыре. Архитектурный стиль — позднее провинциальное барокко. Первоначально имел один престол (Вознесенский), в 1826 году были освящены престолы в честь св. Ильи и Бориса и Глеба. В 19 веке к собору была приписана расположенная на кладбище церковь Казанской иконы Божией Матери. Длина здания храма около 38 м, ширина до 24.
До 1912 года храм выходил прямо на улицу, но после там был построен дом (современный адрес улица Некрасова, 6). В 1918 году монастырь был закрыт, с 1925 года — собор закрыт и частично разграблен советскими властями. В 1936 году коммунистичскими властями была снесена колокольня. Сам собор существенно пострадал в войну, его внешний вид изменился. В 1950-е годы здесь пытались разместить краеведческий музей, но здание храма осталось жилым помещением.
Верующим храм был возвращён после 1990 года. В настоящее время действует регулярно.