Церковь Преображения построена в усадьбе графа П.А. Румянцева-Задунайского в посл. четв. XVIII в. в псевдоготическом стиле. По архитектуре близка работам Ю.М. Фельтена.
В советское время действовала. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX – нач. XX вв.
Храм был построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного храма. Представляет собой памятник церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени.
Из статьи «Действующие храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова». Издание Брянского Епархиального Управления, 2007 г.
Выдающийся памятник русской архитектуры посл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих. Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепо-ванными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты.
Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.
Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными «каннелюрами». Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками — кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; э четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. 18 в.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М. Наука, 1997.
Первые упоминания о селе встречаются в польских грамотах нач. ХVII в. Село Великая Топаль известно с 1620 года, когда было отдано старосте Мозырскому — Стравинскому, а затем не раз меняло своих хозяев. В 1633 году здесь упоминается деревянная униатская церковь Святого Духа. В середине ХVII в. местечко Топаль становится центром Топальской сотни Стародубского полка. Здесь располагалось сотенное правление, решались важнейшие административные и судебные дела всей округи. После перехода Малоросии под власть российских государей наиболее заметными владельцами здесь были: Михайло Рубец, Савва Рагузинский, Гаврила и Моисей Владиславичи (с 1739 года), которые устроили здесь великолепную усадьбу, а возле неё был разбит «французский парк» и устроены оранжереи.
В 1770 году Топаль была куплена Екатериной II и подарена графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. При П.А. Румянцеве-Задунайском в 1780 г. перестраивается деревянный дои и возводится каменная церковь Спаса Преображения — один из лучших образцов культовой архитектуры в псевдоготическом стиле, сохранившейся на Брянщине. Храм хорошо дошел до настоящего времени без каких либо переделок. В 1820 году рядом с церковью на средства княгини Варвары Сергеевны Голицыной была выстроена пирамидальная колокольня в 20 саженей, которая не сохранилась до настоящего времени. Последними владельцами этого села были князья Долгоруковы, известные в прошлом меценаты и благотворители Новозыбковского уезда.
Храм был закрыт в предвоенные годы и в нем было устроено зернохранилище. Церковь снова стала действующей в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время это был один из немногих храмов, в которых богослужения не прерывались. Возможно, благодаря этому церкви удалось сохранить и свой прежний облик и внутреннее убранство.
Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012
Расположен Спасо-Преображенский храм на исконно казачьих землях станицы Топальская (в настоящее время — село Великая Топаль), где менее ста лет назад проживало 3 тысячи 750 казаков Всевеликого войска Донского. Построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского вместо прежнего деревянного храма. Храм представляет собой замечательный памятник русской архитектуры посл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю. М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.
Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепованными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие, во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной.
Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковых сторон южных башен. А также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах. Не менее выразителен интерьер храма.
Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами, узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными «каннелюрами». Завершаюший стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками-кронштейны с лепными гирляндами, а ниже-плоские прямоугольные ниши. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне, в четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в.
http://www.hram.klintsy.ru/hrami/hram.php?id_seria=3
По описанию 1767 г., в Великой Топали существовал старый деревянный храм Преображения с приделами Архистратига Гавриила и Евфимия Великого. Вместо него в 1780 г., по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, был построен каменный храм, сохранившийся до наших дней. Он представляет собой выдающийся памятник русской архитектуры последней четверти XVIII века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, предположительно работы петербургского архитектора Ю.М. Фельтена.
Несколько позже княгиней Варварой Сергеевной Голицыной была построена пирамидальная колокольня, в 20 саженей высотой, и второй каменный храм в честь Святителя Николая (1850). Эти постройки не сохранились.
В предвоенные годы Преображенский храм был закрыт и обращён в зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны богослужения возобновились. Последнее освящение храма было совершено Преосвященнейшим Палладием, митрополитом Орловским и Брянским, 27 августа 1972 г., о чём свидетельствует подпись на антиминсе.
Храмы Брянщины
Оригинальна по композиции сохранившаяся до наших дней Преображенская церковь (1781-1787) в селе Великая Топаль возводилась под наблюдением Д.Г. Котляревского. Ее постановка в комплексе усадебных построек обусловила размещение парных колоколен не над входом в храм, а на его северном фасаде, обращенном к барскому дому. В духе обманок XVIII века на боку здания была создана убедительная имитация двухколоколенной паперти с «ложным» портиком главного входа. Здесь двухбашенность окончательно превратилась в своего рода эмблему румянцевских церквей, присутствующую всюду, независимо от структуры здания или его размещения в ансамбле.
Преображенская церковь единственная из храмов Румянцева выполнена в «готическом» стиле. Интерес заказчика к этому модному направлению проявился в сооружении стилизованных под средневековые замки усадебных домов в Троицком-Кайнарджи и Вишенках. Подобная архитектурная тема, восходящая к увеселительным павильонам на Ходынском поле (возведенным к празднованию победы в русско-турецкой войне 1768-1774 г.г.), в сознании современников приобрела военно-триумфальное звучание. В усадьбах Румянцева классицизм и «готика» обычно соседствовали в архитектуре основных построек. При «готических» дворцах в Троицком и Вишенках строились храмы «классического вкуса». В Великой Топали произошла своеобразная инверсия – напротив классицистического дома возводится церковь с ярко выраженными «готическими» чертами. Характер оформления фасадов и деталей позволяет связывать происхождение ее проекта не с московской баженовско-казаковской «готикой», а с петербургской линией этого стиля, представленной прежде всего проектами и постройками Ю.М.Фельтена. Его возможное авторство подтверждает и убранство интерьера лепниной в стиле раннего классицизма, напоминающее характер отделки столичных церквей архитектора, например армянской на Невском проспекте. Похожие лепные украшения присутствуют и внутри Успенской церкви в Вишенках, что позволяет говорить о работе одних и тех же мастеров, привлекаемых Румянцевым для отделки своих усадебных церквей.
А.В. Чекмарев «Двухколоколенные храмы в усадьбах графа П.А. Румянцева-Задунайского». Статья опубликована в сборнике «Русская усадьба» № 12. — М., 2006 г.