«Церковь построена владельцем села Велегож князем Иваном Юрьевичем Трубецким, прозванным Меньшим, в отличие от своего дяди, фельдмаршала и любимца Петра I И. Ю. Трубецкого Большого. В 1730 году, будучи противниками верховников, оба Трубецких (дядя и племянник) активно поддержали восстановление самодержавия, за что Анна Иоанновна пожаловала князя Ивана Юрьевича Меньшого в камергеры. Факт значительный, проясняющий многое. Покровительство самой императрицы придавало Трубецкому чувство уверенности, столь редкое в эпоху произвола временщиков и безраздельного засилья иноземцев. Задуманное и осуществленное в Велегоже строительство, требовавшее средств и известных хлопот, служит для нас лишним подтверждением прочного положения заказчика. Вполне вероятно также, что Трубецкой лично следил за строительством и сам входил во все его нужды. Во всяком случае, такая возможность у него была. Как известно, Анна Иоанновна возвратилась из Москвы в Петербург только в 1732 году. В Москву перебрались не только царский двор, не только важнейшие правительственные учреждения (Сенат, Синод и коллегии), но и значительные архитектурные силы, привлеченные для возрождения старой столицы. Помимо петербургских зодчих во главе с Ф.С.Растрелли в Москве начинали свою деятельность вернувшиеся к тому времени из заграничной командировки петровские пенсионеры. Круг зодчих, к которым мог обратиться Трубецкой, был достаточно широк. И все же в целом московское зодчество того периода, которому предшествовала полоса почти полного застоя архитектурной жизни, несет отпечаток доморощенности и немного наивной многозначительности. Этими чертами в полной мере наделена архитектура Рождественской церкви.
Общей композицией центрическое крестчатое здание восходит к образцам конца XVII века. Двусветный восьмерик Рождественской одноглавой церкви окружен одноярусными алтарем и приделами (трапезная перестроена во второй половине XIX в.), образующими ветви креста. Приделы завершены главами на каменных барабанах, что на первый взгляд еще сильнее роднит памятник с лучшими творениями «нарышкинского барокко». Однако образ Рождественской церкви совершенно иной. Новые ордерные принципы декоративного оформления еще грубоватого пилястрового стиля и новая система пропорций не оставили и следа от вертикальной устремленности и эмоционально-декоративной насыщенности архитектуры прототипов».
(Из книги М.Дунаева и Ф.Разумовского «В среднем течении Оки». Москва, Искусство, 1982 )
Село Велеговши (Велегож) расположено в
лесистой местности, на полу-склоне правого
берега Оки, в расстоянии от гг. Тулы 60 верст, от уездного Алексина 25 верст и от ст. Иваново Моск.-Курской ж. д. в 9 верстах.
В состав
прихода, кроме с. Велеговшей, входят соседние деревни: Благодать, Горки, Харино и Антоновка. Общее число прихожан
423 души муж. пола и 527 жен.
пола крестьян, земледельцев. Между ними есть раскольники-беспоповцы 8 душ муж. пола и 7 жен. пола.
История прихода
становится более известною с 1730 г., когда на месте
сгоревшего, не известно когда
построенного, храма, был устроен
в 1731 г., на средства прихожанина
князя Ивана Юрьевича Трубецкого,
настоящий каменный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы,
впоследствии в 1859 г. значительно расширенный деревянною
пристройкою трапезной церкви и деревянной колокольней, на средства церковные
с помощью прихожан. Почти одновременно с главным алтарем храма в нем устроены два придела:
правый – во имя
Нерукотворного Спаса и левый – во
имя св. Николая Чудотворца. В 1867 г. храм пострадал от пожара, и иконостас в нем заменен новым пятиярусным.
Причт состоит из священника и псаломщика, доходы
церкви составляют проценты с капитала
в 1400 руб., а причт
пользуется процентами с капитала
в 600 руб. и церковною землею, которой состоит 1 десятина 1650 сажень усадебной, 30 десятин
полевой и 4 десятины сенокосной.
При церкви состоят
церковно-приходское попечительство с 1863 г. и церковно-приходская школа с 1884 г.
П. И. Малицкий
«Приходы и церкви Тульской
епархии» Тула 1895 г.
Алексинский уезд, стр. 78.