Деревня Видягина расположена в заливе (Глубокая лахта) на южном конце Кенозера. Деревянная церковь Андрея Первозванного с приделом пророка Илии, 1899 г. Маленькая часовня Андрея Первозванного и пророка Илии, между 1883 и 1890 гг.
Г.П.Гунн: «В дальнем конце Глубокой лахты на полуострове стоит деревенька Видягина в шесть домов, за ним открывается Видягинское, или Домашнее, озеро. В это озеро впадает бегущая все время под уклон, шумя и скача по камням, подобно горной реке, речка Порженка, названная так, очевидно, за свою порожистость. Течет она из Порженского озера…».
Видягина всегда была небольшой деревенькой: в 1873 г. в ней было 10 дворов и жило в них 62 жителя. Южнее деревни перед самым лесом стоит деревянная церковь – чуть ли не самая поздняя из культовых построек Кенозерья. Церковь построена в 1898-1899 гг. для прихожан пяти деревень: «Ведягиной. Горбачихи, Тырыжкиной, Косицыной и Семеновой» — с помощью купца Мартынова, уроженца Ведягина. Храм освятили во имя апостола Андрея Первозванного 1 июля 1899 г., а ровно через два года в трапезной был освящен придел пророка Илии.
Г.П.Гунн: «Церковь срублена в подражание каменным церквам и даже удивляет, что она деревянная. Но северные плотники неожиданно поставили на четырехскатной кровле четырехстенный сруб с широкими окнами, выполняющий роль светового барабана, и уже на его кровле водрузили главу. Дополнительный сруб придал основному четверику большую стройность, уменьшил его массивность. Подобное новшество делает сооружение непривычным для северных мест и напоминает чем-то церкви Закарпатья…Церковь находится на самом выигрышном для обзора высоком месте, и в то же время она не занимает плодородную землю, столь ценимую здесь».
Между церковью и деревней едва видна из высокой травы часовня Андрея Первозванного и пророка Илии: низкий сруб, широкие скаты крыши, галерея со стороны входа, стройная луковица на острие крыши. Замшелость крыши придает часовне особенную древность. Не часовня, а персонаж из сказки. Церковь не ремонтировалась ни разу.
Еще удивительно, что и церковь и часовня освящены во имя одних и тех же святых. За церковью на берегу залива — оборудованная стоянка для туристов. Видягино связано оборудованной тропой с Порженским погостом (12 км). Тропа начинается от туристической стоянки. Однако, дорогу можно сократить, если, дойдя до Порженского озера (6 км), у истока Порженки удастся найти лодку у рыбаков или егерей. Для этого надо пропустить поворот направо и дойти до избушки для рыбаков и дальше до берега озера. Порженка будет шуметь слева от вас. Если никого на озере нет, значит надо вернуться и свернуть теперь уже налево. До Порженского погоста топать еще 5-6 км вокруг озера. Дорога хорошая, да и займет она 1,5 часа.
Из книги «КЕНОЗЕРЬЕ. История и культура» kenozerjelive.ru
Часовня апостола Андрея Первозванного и Пророка Божия Илии располагается в деревне Ведягино, на мысу, отделяющем озеро Ведягинское (Домашнее) от Кенозера. Часовня была приписана к Кенозерскому приходу, храмы которого находились в тринадцати километрах от Ведягино, позднее Видягинскому приходу (1916 г.), Олонецкой епархии. Часовня построена между 1883 и 1889 г.г. Впервые упоминается в церковных документах за 1890 год среди часовен Кенозерского прихода. Располагается на берегу озера в его юго-восточной части, среди куста деревень: Семеново, Горбачиха , Тырышкино. Недалеко, к северо-востоку, расположена жилая застройка. Характерной чертой ландшафта в который вписан рассматриваемый памятник, является равнинная открытость. Часовня находится на пути от деревни в строну леса отделяющего Видягино от Порженского.
Планировочная структура часовни традиционна и состоит из одного помещения, предназначенного для молящихся и небольшой открытой паперти с западной стороны. Вход в собственно молитвенное помещение часовни располагается на продольной оси запад-восток и представляет одностворчатую простой плотницкой работы дверь, открывающуюся внутрь.
Небольшая клеть с узкой открытой папертью срублена «в обло» из брёвен диаметром 22-25 см и перекрыта общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. Тесовая двухслойная кровля закреплена охлупнем и потоками на курицах. В центре крыши, над охлупнем, на низкой шейке, поставлена глава с крестом, обитая городчатым лемехом. Свесы двускатной крыши с запада и востока оформлены подшивкой, имеются причелины с прорезным орнаментом. Залобник над папертью поддерживается четырьмя стойками с резными «кувшинчиками». Ограждение паперти сделано из досок, забранных в стойки.
Оконные блоки на продольных фасадах представлены одной разновидностью, смещены к восточной стене, расположены напротив друг друга. Оконные и дверные колоды трехкосящатые, обрамлены наличниками с калёвками и подоконными досками, украшенными по нижнему краю волнообразной резьбой.
Внутри бревна протесаны «в лас», то есть гладко, с круглыми углами, восточная же стена не протесана. Перекрытия плоские из плах. Убранство интерьера не сохранилось. Размеры часовни 5,2 х 3,5 метра. Высота до конька крыши 4 метра.
В 1989 г. студенческим отрядом Архангельского государственного педагогического института под руководством архитекторов Института «Спецпроектреставрация» выполнены ремонтно-реставрационные работы. В 2007 г. ООО «Наследие» выполнены научно-исследовательские и проектные работы, архитектор Уткин Н. Н. В 2008 г. ФГУ НП «Кенозерский» проведены ремонтно-реставрационные работы.
Заручевская Е. Б. //Церковно-приходская жизнь Кенозерья и Лекшмозерья конца XVIII – начала XX в.в.; http://arhispovedniki.ru/gallery/
Деревня Ведягина располагается на мысу, отделяющем озеро Ведягинское (Домашнее) от Кенозера. Порядок деревенских домов повторяет очертания берега. В низине, близко к воде, стоит часовенка, обращённая к домам северным фасадом. Часовня, посвященная двум святым: святому Апостолу Андрею Первозванному и Пророку Илии, не упоминается в перечне часовен Кенозерского прихода в 1883 году, но уже присутствует в церковных документах за 1890 год.
Небольшая клеть с узкой открытой папертью срублена «в обло» из брёвен диаметром 22–25 сантиметров и перекрыта общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. Тесовая двухслойная кровля закреплена охлупнем и потоками на курицах. В центре крыши, над охлупнем, на низкой шейке, поставлена глава с крестом, обитая городчатым лемехом. Залобник над папертью поддерживается четырьмя стойками с резными «кувшинчиками». Ограждение паперти сделано из досок, забранных в стойки. Смещенные к восточной стене окна продольных фасадов обрамлены наличниками с калевками и подоконными досками, украшенными по нижнему краю волнообразной резьбой. Стены внутри часовни вытесаны «в круглый угол», перекрытия плоские из плах. Убранство интерьера не сохранилось.
В 1989 году студенческим отрядом Архангельского государственного педагогического института под руководством архитекторов Института «Спецпроектреставрация» были осуществлены ремонтно-реставрационные работы. До реставрации у часовни отсутствовала паперть, разобранная в первой половине XX века, а кровля была прибита гвоздями. Паперть и кровля были воссозданы по аналогичным конструкциям кенозерских часовен. Существующий облик часовня приобрела после реставрации 2008 года, когда крыша и главка памятника были выполнены из нового материала. Размеры в плане: 5,2×3,5 м.
1. НАРК. Ф. 501, оп. 1, д. 8, л. 3, 1890 г.2. НА ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Ф. 1, оп. 1, д. 198, л. 15, 2007 г. Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 106.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo-i-proroka-ilii-1890-g/