УСПЕНСКИЙ СКИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИОАННОВСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1903 – 2003
Из письма святого праведного Иоанна Кронштадтского к игумении Леушинского монастыря Таисии:
«Ваулово и его первые владельцы
Старинное село Ваулово Романова-Борисоглебского уезда Ярославской губернии с начала ХУ1 века принадлежало знаменитому дворянскому роду Алябьевых. Первый из известных нам представителей этой фамилии, Александр, приехал из Польши к великому князю Московскому Василию Ш и был пожалован имениями в Муромском уезде. Его внук Венедикт по прозванию Голова в жалованных грамотах под 1573 годом именуется «Голова Афанасьев сын Алябьев», а его дети «писаны в детях боярских» по тому же городу Мурому. В дальнейшем род числился уже по Ярославской губернии.
Алябьевы не случайно избрали Ваулово местом устроения своей усадьбы: село располагалось недалеко от Волги, в одиннадцати верстах от древнего города (или посада) Романова, названного так в конце ХШ века по имени его основателя святого благоверного князя Романа Угличского (название Романов-Борисоглебск город получил лишь в 1822 году). Изначально Романов строился как небольшая крепость, а позднее превратился в тихий живописный волжский городок с великолепными храмами, над созданием и украшением которых работали лучшие мастера ярославской художественной школы. Его отвесно спадающие к Волге берега летом покрывались ковром густой травы, сохранявшей свой ярко-зеленый цвет благодаря множеству подземных ключей.
Село Ваулово тоже расположено в живописной местности. Раскинувшееся в низине, оно окружено холмами и тенистыми рощами. Истинным украшением его является небольшая речка Вздержиножка (или Сдержиножка, как по-своему называл ее отец Иоанн Кронштадтский) с заросшими кустами берегами и переброшенным через нее мостиком.
Один из первых владельцев Ваулова, князь Василий Яковлевич Алябьев, построил в селе деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1729 году она сгорела, и спустя двадцать лет на ее месте племянник князя полковник Афанасий Иванович Алябьев построил новую – каменную, двуглавую, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом в честь Святителя Николая Чудотворца. Освятили ее в 1751 году. Спустя несколько лет, в 1767 году, в Ваулове появилась теплая зимняя одноглавая церковь во имя преподобного Александра Свирского. Устроителем ее был племянник Афанасия Ивановича поручик Василий Алексеевич Алябьев. Вблизи этой церкви Алябьевых и хоронили (могилы их не сохранились).
Последний владелец Ваулова, граф Владимир Павлович (1833 – 1908), был правнуком участника Семилетней войны (1756 – 1763), автора нескольких исторических трудов, в том числе «Записок капитана Якова Яковлевича Мордвинова. Журнал о походах в Соловки и на Валаам остров», собирателя известной коллекции рукописных повестей и романов – Я. Я. Мордвинова, и сыном Павла Ивановича и Анны Владимировны Мордвиновых.
Оказавшись единственным наследником огромного родового состояния, Владимир Павлович особое внимание уделял своим владениям в Ярославской губернии и в особенности Ваулову, которое любил с детства. Там он начал и успешно завершил обновление давно обветшавших церквей. В 1884 году в церкви во имя преподобного Александра Свирского его тщанием были сооружены новый престол и жертвенник, исправлен купол и вновь вызолочен крест. В одном из сохранившихся документов Ярославской Духовной Консистории говорится:
Указом Ярославской Духовной Консистории на имя благочинного – протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева…объявлено из нас мне, священнику села Ваулова Павлу Зефирову, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства 4 июня 1885 года за N 3948 архипастырском разрешении на производство, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, наружных и внутренних исправлений церковной главы… на зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского, с тем чтобы по окончании исправлений о последующем было донесено местным священником и церковным старостой.
Означенные церковные работы ныне приведены к окончанию:
1. Церковная глава исправлена заново как внутри, так и снаружи, причем внешний вид ее сохранен со всею точностью … . 3. Бывший некогда вызолоченным старинный, кованого железа, фигурный крест на церковной главе по исправлении тех частей, которые найдены были поврежденными, а также служащие для прикрепления сего креста к самой главе железные цепи ныне вновь вызолочены с употреблением для таковой позолоты клейменного лаборатории Министерства финансов листового червонного 95-й пробы золота, имеющего в каждой книжке оного весу по одному золотнику.
Поднятие означенного креста на церковную главу состоялось 11 числа сентября месяца, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественная литургия, а предварительно оной – водоосвящение, совершены были в храме во имя преподобного Александра Свирского, причем на Литургии вслед за сугубой ектенией возглашена была ектения о упокоении душ усопших рабов Божиих храмоздателей в веси сей и сродников их, блаженных ктиторов и благодетелей святого храма сего и всех служивших в нем священноиереев, священнодиаконов и чтецов. По отпусте Литургии учинено было освящение обновленного креста … .За сим последовал вокруг того же храма крестный ход с предношением имевшего быть поднятым на главу креста и при пении ирмосов праздничного канона Крест начертав, Моисей… Пением тех же ирмосов, а также стихир самогласных, положенных на целование честного креста сопровождалось и самое утверждение креста на церковной главе, после чего перед храмом было благодарственное Господу молебствие с пением на Бог Господь взамен тропаря Богородице, христианом Помощнице тропаря Спаси, Господи, люди Твоя и с провозглашением, во-первых, многолетий Государю Императору и всему царствующему Дому; Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому; господину нашему Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою; во-вторых, вечной памяти тем лицам, о коих было вознесено заупокойное моление на Литургии по сугубой ектении, и наконец в-третьих, многолетия благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникм, градоначальникам и всем православным христианам.
Указом Ярославской Духовной Консистории на имя блаженного протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева от 22 мая прошлого, 1884 года за N 2985 объявлено было нам, священно- и церковнослужителям, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства в 16-й день того же мая архипастырском разрешении на сооружении, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, в… зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского новых престолов и жертвенника, с тем, между прочим, условием, чтобы верхние доски прежних престолов и жертвенника, буде таковые окажутся годными к употреблению, не были уничтожены, а оставлены были в церкви на хранение впредь до того времени, когда представится возможность написать на них иконы для поставления их в храме села Ваулова.
О том, что верхние доски старых престолов, как оказавшиеся годными к употреблению, оставлены были на хранение в церковной ризнице, было уже донесено… Духовной Консистории… Ныне с помощью Божией на упомянутых досках написаны: на доске бывшего жертвенника – икона Божией Матери «Знамение», в точную меру и подобие подлинной чудотворной иконы, находящейся в иконостасе Знаменского собора в Новгороде; на доске бывшего престола – икона Господа Вседержителя, сидящего на Престоле, с помещенного в книге первой «Христианских древностей» (изд. Прохорова) рисунка, снятого Зильценбергом с мозаичного изображения, находящегося в Софийском соборе в Константинополе.
Обе означенные иконы, писанные под смотрением профессора исторической живописи Феодора Григорьевича Солнцева петербургским живописцем Константином Лонгиновичем Барковым, помещены в новых деревянных позолоченных рамах в Успенской церкви села Ваулова, в церковной трапезе, на западной стене храма, над входными дверями; более же пригодного для поставления сих икон места в вауловском храме не оказалось. На сооружение упомянутых икон и следующих к оным рам никаких расходов церковных сумм произведено не было.
Настал и сам день торжества Православной Церкви Российской – 6 апреля 1885 года. Утро было светлое. Восходившее на небосклоне во всей исполненной величия красе весеннего своего блеска солнце присутствие своим возвещало, что и оно, со своей стороны, является вместе с верующими на земле воздать подобающую честь и поклонение святым и равноапостольным трудникам на ниве Христовой. С 9 часов утра раздался на колокольне Успенской церкви благовест к Литургии. В сем же храме было приступлено к совершению водоосвящения. Около половины десятого часа собрались в ту же церковь воспитанники Вауловской сельской школы, народ и соседний помещик Владимир Николаевич Шмаков с сыном и шурином. По окончании водоосвящения последовал из Успенской церкви крестный ход в Александро-Свирскую церковь, в которой предстояло совершение самой Литургии. Шествие направлялось по прямой, соединяющей два названных храма. На расстоянии ста саженей дороге. Снегу было еще очень много, и серединою дороги, по насту могли идти только дети. Все же прочие лица, как с иконами, так и без оных, должны были идти друг за другом по валикам, коими обложена была дорога с обеих сторон. Впереди всех шел один из учеников школы, неся возженный фонарь. За ним несены были хоругви, выносной крест, икона Божией Матери в выносной раме, образ Воскресения Христова, местночтимая Грузинская икона Божией Матери. Далее шли двое учеников Вауловской школы с возженными свечами. За ними несены были иконы: явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому и вновь сооруженная икона святых Мефодия и Кирилла. Священник с крестом и псаломщик шли в белых праздничных облачениях.
Как самый храм Успения Пресвятой Богородицы, так ивесь путь от означенного храма к Александро-Свирской церкви окроплены были святою водою. Во время шествия, после положенного начала Благословен Бог наш, петы были Христос воскресе – трижды и все ирмосы пасхального канона. При пении 9-й песни – Светися, светися… крестоход вступил в Александро-Свирскую церковь. Трезвон колоколов в продолжение всего шествия производим был с колоколен обеих вауловских церквей. Вслед за размещением икон на предназначенных местах началось освящение храма полным освящением и чтение часов. Благовест церковный проджолжался на колокольне Александро-Свирской церкви.
Было уже свяше половины одиннадцатого часа утра, когда началось совершение самой Литургии.Церковь была переполнена молящимися. По пропетии причастного стиха петы были стихиры на Хвалитех из службы 11 мая святым Мефодию и Кириллу, а по отпусте Литургии прочитана были Послание Святейшего Синода чадам Святой Соборной и Апостольской Церкви Российской и Слово на день 6 апреля 1885 года, составленное протоиереем Никитиным и изданное Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви… С особенным умилением слушали предстоявшие чтение послания Святейшего Синода; у многих из слушателей на глазах были видны слезы.
После того в том же порядке, как и перед началом Литургии, был совершен вторичный крестный ход. Выход из храма и обход оного вокруг сопровождаемы были пением тропаря Яко апостолов единонравнии. На всех четырех странах крестный ход был останавливаем для совершения литии. За сим перед южной стеной того же храма, на открытом дворе, совершено было молебствие, к которому вынесены были из церкви два аналоя в белых праздничных одеяниях. На один из них возложены были Евангелие и крест, на другой – икона святых Мефодия и Кирилла. Молебен отпрален был благодарственный с приложением тропаря и канона святым Мефодию и Кириллу и с пением вместо песни Тебе Бога хвалим славословия великого. Многолетия провозглашены были: 1) Государю Императору и всему царствующему Дому, по обычаю; 2) Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому; 3) Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою; 4) учащим и учащимся; 5) благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникам, градоначальникам и всему христолюбивому воинству и всем православным христианам.
Погода была прекрасная. Полуденные лучи весеннего солнца, согревая окружающую природу после суровой зимы, вливали особую теплоту в сердца молящихся, а блестящая игра сих лучей на белых одеяниях и на художественных украшениях иконы святых Мефодия и Кирилла невольно производили отрадное впечатление: золотые крестики, коими испещрено было поле означенной иконы, представлялись огненными языками, среди которых стояли как бы совершенно живые и исполненные веры и надежды угодники Божии, свидетельствовавшие, что, несмотря ни на какие препятствия, слово, исходящее из уст их, воспламенит любовью ко Христу сердца многих людей и соделает для них ясными пути к достижению Царствия Небесного. Клейма же иконы, в разноцветных красках своих, являлись радугой, окружавшей равноапостольных подвижников, сияющих при блеске учения Христова, и влагавшей, по обетованию Божию, в сердце каждого упование на то, что для всех немощных не будет более потопа в грехах их, если только сами они воспользуются светозарным благовестием первоучителей славянских и оплодотворят оное в сердцах своих.
По окончании молебствия крестный ход в прежнем порядке, под звон колоколов с обеих колоколен направился от Александро-Свирской церкви по всему селу Ваулову. В продолжение шествия пелись попеременно пасхальный эксапостиларий Плотию уснув… и стихиры Да воскреснет Бог… и проч. Путь и все лежавшие на оном усадебные строения и причтовые дома и службы снаружи, а помещение Вауловской школы, пред оторой шествие останавливалось для отправления литии, не только снаружи, но и внутри были окроплены святой водой. По обратном внесении икон в Успенскую церковь произнесены были здесь сугубая эктения и отпуст, после чего все прикладывались к кресту. Все служение окончилось в исходе второго часа пополудни.
В помещении сельской школы особого молебствия отправлено не было, как по той причине, что незадолго перед тем, именно 2-го апреля, уже совершено было там молебное пение, так и в виду предстоящего в непродолжительном времени окончания учебных занятий, завершаемых по принятому порядку благодарственным молебствием.
Успенский скит и протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)»
В. П. Мордвинов прожил 75 лет. Несмотря на то, что его последние годы были омрачены тяжелой болезнью (опухоль мозга), он продолжал приводить в порядок и архив, и имения, в том числе ярославское. К началу 1903 года он принял решение подарить Ваулово С.-Петербургскому Иоанновскому монастырю, созданному трудами протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Иоанна Ильича Сергиева, с которым был давно знаком.
Возрождение
В 1997 году на месте скита по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (ныне пребывает на покое) был организован православный приход во имя преподобного Александра Свирского. Старостой его стала Анна Никандровна Лихоманова, позднее принявшая монашеский постриг с именем Иоанна. Общими усилиями всех членов прихода был восстановлен один из уцелевших домов и при нем устроена домовая церковь в память основателя и покровителя Успенского скита – святого праведного Иоанна Кронштадтского. Приход содержится за счет частных пожертвований и небольшого подсобного хозяйства с огородом и несколькими коровами. При приходе действует воскресная школа. Из тутаевского Воскресенского собора по праздникам и воскресным дням приезжают священники и совершают богослужения. Уставные службы, кроме Божественной литургии, вычитываются ежедневно. Ученики тутаевской православной школы имени святого праведного Иоанна Кронштадтского были в Ваулове первыми молитвенниками и первыми же трудниками. Они привели в порядок сохранившиеся здания и расчистили липовую аллею.
Проведены раскопки частично уцелевшего фундамента церкви преподобного Александра Свирского. Эти раскопки и сохранившиеся фотографии храма позволили архитектору Владимиру Медведеву выполнить проект его восстановления.
В оживающем Ваулове 28 августа 1998 года прошел первый православный детский сбор. Дети из школ Тутаева, Рыбинска, Курбы, из сел Норского и Покрова возродили традицию вауловских крестных ходов. На расчищенных руинах храма преподобного Александра Свирского была совершена праздничная Литургия. После этого крестный ход прошел от Ваулова до Артемьева, где на месте разрушенного храма был установлен памятный крест. С тех пор детские праздники на Успенье Пресвятой Богородицы стали ежегодными, на них собирается множество детей со всей округи.
В настоящее время в Ваулове проживают восемь сестер. При них в последние три года на попечении общины живут дети из трудных семей. Здесь они обретают покой и уют, ласку и тепло. Община много и успешно взаимодействует со школой села Столбицы. Учителя часто привозят детей в Ваулово, где они участвуют в общих трудах и богослужениях. Сестры тоже нередкие гости в школе. Сложился обычай вместе праздновать Пасху, Рождество Христово и другие великие праздники.
Торжественно празднуются в Ваулове дни памяти Небесных покровителей этого святого места – святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Александра Свирского. Владыка Михей имел обычай в день памяти преподобного Александра Свирского совершать торжественное богослужение в Ваулове, а в день памяти святого основателя скита совершал Божественную литургию в Тутаеве, где находится школа имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в Ваулово приезжал совершать торжественный молебен.
Издательство «Отчий дом», Москва 2003, В составлении текста принимали участие: иеромонах ВЕНИАМИН (Лихоманов), Монахиня ИОАННА (Лихоманова), И. А.ВАСИЛЬЕВА, Е. В. ГРИДНЕВА, Т. В. КОЛБАСОВА, К. В. КОНЮШЕВ, Л. И. КУЗЬМОВА, Л. В. НИКОЛЕНКО, С. Б. СЕМЕНОВА
Прим. модератора: В 2007 году в обители начали восстанавливать храм в честь Успения Божьей Матери. Внешний вид воссоздан по облику прежнего.