Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи»: Васнецов Виктор Михайлович. «Военная телеграмма» (1878). Картина В.М. Васнецова «Военная телеграмма» была представлена художником на 6-ой выставке Товарищества Передвижных художественных выставок в тот период, когда мастер был уже полон размышлениями над новыми произведениями на былинно-сказочные темы. В «Военной телеграмме» он вновь подтвердил существующее мнение о нем, как о «типисте», то есть художнике правдиво и мастерски изображающем разнообразные типы людей, их характерные особенности. Это определение возникло еще с 1874 года, времени первого участия Васнецова в 3-ей выставке Передвижников с картиной «Чаепитие в трактире» (Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых).
В картине представлен сюжет, связанный с известиями о тяжелой неудаче войск при третьем штурме Плевны 30 августа 1877 года во время Русско-турецкой войны 1877–1878 года. На ней изображена толпа горожан и крестьян, пришедших в город на заработки. Они собрались около стены дома, на котором в витрине вывешены сообщения с театра военных действий. Известия эти драматичны и художник в выразительной сцене показывает реакцию людей на услышанное. Он дает точные и меткие характеристики каждого из них. Сцена наполнена атмосферой печали, негодования и растерянности у читающих и слушающих новости с фронта. Действие происходит в ненастный дождливый день, вторящий общему настроению взволнованных людей. Об этой картине с одобрением отозвался Крамской в письме к Репину: «Чтение телеграммы» – очень типично и жизненно. Мне эта картина очень нравится».
На этой же выставке Васнецов показал еще два жанровых произведения – «Победа (Известие о взятии Карса)» (1878, Саратовский государственный художественный музей) и «Балаганы в Париже» (1877, Государственный Русский музей). На ней же Васнецов выступил и с картиной «Витязь» (“Витязь на распутье” 1878, Серпуховской историко-художественный музей), первым произведением, открывшим новую тему в творчестве мастера. Эта картина вызвала шквал негодования критики, и особенно художников. Иван Крамской, писал Васнецову о том разочаровании, которое испытал, когда увидел его «Витязя», потому что, по его мнению, «тип и только пока один тип составляет сегодня всю историческую задачу нашего искусства».
В марте 1878 года Васнецов принял окончательное решение уехать из Петербурга в Москву и заняться исключительно историко-былинной живописью. В апреле он уже будет в Москве. А картину «Военная телеграмма» приобрел в свое собрание П.М. Третьяков.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва