Васнецов Виктор Михайлович
«Апокалипсис», 1889
Эскиз к неосуществлённой росписи во Владимирском соборе в Киеве
Холст, масло 216,5 x 136 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Триптих «Апокалипсис» является эскизом к неосуществленной росписи во Владимирском соборе в Киеве.
В 1885 году историк искусства и археолог Адриан Викторович Прахов, который являлся автором программы росписи во Владимирском соборе в Киеве, предложил Васнецову принять участие в украшении собора. Работы планировалось завершить в кратчайший срок, к июлю 1888 года, и приурочить освящение собора к юбилею тысячелетия крещения Руси князем Владимиром Святославичем. Тем не менее художественный процесс затянулся почти на одиннадцать лет и был завершен лишь в 1896 году.
В 1889 году Васнецов работал над триптихом «Апокалипсис» – эскизом росписи плафонов центрального нефа. В основе композиции лежит текст последней книги Библии – Откровение Иоанна Богослова, в которой содержится пророчество о событиях конца света.
В средней части триптиха художник поместил композицию «Воинствующий Христос», изобразив в ней образ Слова Божия. «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”» (Откр. 19:11-16).
В верхней части Васнецов изобразил ангела, стоящего на солнце и призывающего птиц на вечерю Божию (Откр. 19:17-18), в нижней – вавилонскую блудницу рядом со зверем (Откр. 17:3-6).
Художник использует яркую и необычайно насыщенную цветовую палитру – багровые, огненные красно-оранжевые, ультрамариновые и бирюзовые оттенки, которые подчеркивают сверхъестественную природу будущих событий.
Комиссия при Церковно-археологическом обществе отклонила эскиз Васнецова, как указывал сам художник, «на том основании, что “Апокалипсис” в силу своей непонятности не читается в церквах, а потому и изображение из него не следует делать в церкви». Васнецов заменил этот триптих другим – «Единородный Сын Слово Божие», «Распятие» и «Бог Саваоф». Эскизы к этим композициям также хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи.