Васнецов Аполлинарий Михайлович
«Пейзаж», 1892
Холст, масло 71 x 62 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В поэтичном этюде 1890-х годов объединены мотивы, характерные для русского пейзажа конца XIX века. Тропинка вьется в тумане среди бледных лугов, уходя в необъятную даль. Мотив дороги воспринимается как символ судьбы, одиночества и бесприютности человека среди природы.
Печальная равнина изображена в таинственный предрассветный час, когда всё зыбко и подвержено неуловимым превращениям. Сумрачные тона вносят в пейзаж минорные ноты. Художник нашел благородную, почти монохромную гамму изменчивых дымчато-серых тонов, передающих пульсацию света и тени. Небольшая картина вмещает широкий простор земли и неба, почти безграничное незамкнутое пространство.
Для творчества Аполлинария Васнецова 1890-х годов характерен пейзаж эпического склада. Художник сосредоточился на теме родины, обобщая типичные и существенные черты русской природы.
В эти годы в пейзажах Васнецова появились черты неоромантизма и модерна. В них чувствуются ноты печали, художник использует пасмурную цветовую гамму. В картине «Сумерки» (1889) элегические настроения воплощены в темных красках затухающего дня. В картине «Элегия» (1893) и в сюжете, и в сумрачном состоянии природы выражено размышление о бренности человеческой жизни.
В этюде «Утро» широта размаха соединена с бессилием, стремление – с щемящей тоской. Сумеречность, мистическая настороженность наполняют пейзаж неясными предчувствиями. Характерное для неоромантизма переживание текущего времени приводит к восприятию природного ландшафта как исторической сцены. Уныло простирающаяся равнина воспринимается как один из национальных символов, образ родины и судьбы.