Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Васнецов Аполлинарий Михайлович «Осень. Вид из окна столовой. Рябово» (1919). Первые послереволюционные годы были тяжелым периодом в жизни Аполлинария Васнецова. Немолодой живописец вынужденно оставил преподавательскую должность в Училище живописи, ваяния и зодчества из-за противоречий с представителями новых художественных течений. Перемены в мире искусства, утрата позиций реализма и невозможность общения с учениками стали еще одним непростым испытанием. Картины и этюды, написанные в этот период, редко покидали пределы мастерской. Утешение, творческие и душевные силы Васнецов обрел, создавая серию из девяти акварелей «Моя Родина» 1918-1919, 1924 годов. Небольшие работы пронизаны теплом и светлой радостью воспоминаний о родном вятском крае. Источником сюжетов и вдохновения для лирического повествования стали бережно хранимые альбомы с ранними пейзажами и зарисовками мастера. В письме другу Николаю Хохрякову художник отметил: «Много раз меня спасало искусство в трудные минуты душевного состояния и напастей судьбы…пишешь себе да пишешь…Глядишь, и горе улетело».
В одной из картин серии «Осень. Вид из окна столовой. Рябово» Васнецов стремится рассказать о далеких воспоминаниях детства и природной красоте родного края. Пейзажная акварель представляет осенний вид на уголок двора, соседние крепкие избы и бесконечные зеленые холмы. Северный природный мотив окутан прозрачным осенним воздухом, в нем четко рисуются даже самые дальние предметы. Художником удачно решена колористическая задача. Бледно-голубые холодные облака контрастируют с теплом малиновой и золотистой листвы, непростое сочетание объединяется охристо-серым оттенком забора и крестьянских изб. Рельефный объем растений подчеркивается автором спокойными ровными горизонталями сельских построек.
Картины серии «Моя Родина» пронизаны глубиной чувства, любованием природой и ощущением тепла. Правдивого и детального изображения камерного уютного мира Аполлинарий Васнецов добился, используя любимую технику – проработку красочного тона шероховатым «живым» штрихом угля или тонкого карандаша.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва