Васнецов Аполлинарий Михайлович «Новгородский торг XVII века», 1908-1909

Васнецов Аполлинарий Михайлович
«Новгородский торг XVII века», 1908-1909
Бумага, цветная автолитография 62,5 x 84 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аполлинарий Васнецов получил известность и признание современников как мастер эпического пейзажа, однако не менее значимыми в его творчестве были картины на темы русской истории. Хотя большая их часть посвящена истории, архитектуре и быту Москвы, художник уделил особое внимание и одному из древнейших русских городов – Великому Новгороду.

Интерес к Новгороду возник в период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра. Васнецов дважды побывал в этом городе, делая многочисленные зарисовки древней архитектуры и бытовых подробностей. Для передачи особого северного колорита и освещения он писал этюды на берегах озера Ильмень и в окрестностях города («Спас-Нередица в половодье», «Новгород Великий. Детинец», «Новгород», «Башня в Валдайском монастыре», «Валдайское озеро»). Был написан и ряд исторических полотен: «Варяжские корабли в Великом Новгороде», «Прошлое Великого Новгорода», «Пристань в Великом Новгороде. XV век», «Мост через реку Волхов и Святая София». Собранные во время поездок материалы были использованы Васнецовым и позднее, когда в 1908–1913 годах он вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И.Н. Кнебеля. Несмотря на высокое художественное мастерство, с которым многие художники издания выполняли заказ, на первом месте была содержательная часть. Издание задумывалось как пособие для школьников и должно было доступно и ярко отразить наиболее важные моменты русской истории. Васнецов подготовил всего шесть иллюстраций, одной из которых был «Новгородский торг XVII в.», вышедший в 1909 году. На небольшой репродукции сконцентрированы самые важные составляющие жизни Великого Новгорода в эпоху расцвета его могущества. На первом плане торговая площадь с торговыми лавками и складами по краям. Сюда собирались на торг русские и иностранные купцы. Справа храм Иоанна Предтечи на Опоках, в подвалах которого хранились важные документы Новгородской республики, городская казна и ценные товары. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане за рекой Волхов возвышается Новгородский кремль – сердце города с боярскими теремами и собором Св. Софии.

Как и все исторические работы Васнецова, «Новгородский торг XVII в.» отличает продуманность композиции и научная точность деталей. Художник не ограничивался зарисовками с натуры, проводя долгие часы в архивах и библиотеках за изучением источников. Каждая архитектурная деталь, элемент костюма или бытовая подробность должны были получить фактологическое обоснование. Эта кропотливая работа не осталась незамеченной – издание Кнебеля было высоко оценено современниками как за художественные качества, так и за историческую достоверность, а многие репродукции приобретались частными лицами для украшения рабочих кабинетов и гостиных.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?