Васнецов Аполлинарий Михайлович «Москва-река. Село Коломенское»

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Васнецов Аполлинарий Михайлович «Москва-река. Село Коломенское» (1927). В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов – живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!… Особенно, когда на природе и когда природа красива!». Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ Васнецов находил в городских парках – Лефортовском, Найденовском, Свешниковском, среди притаившихся в зелени старинных домов, усадеб и древних монастырей. В период 1920-х годов палитра художника становится особенно яркой, оптимистичной и живописной. В коллекции Третьяковской галереи хранятся этюды из подмосковной поездки мастера, переданные в дар его сыном Всеволодом. Пейзаж «Москва-река. Село Коломенское» 1927 года необычен колористическим решением. В нем мало оттеночных нюансов, свойственных поздней живописи мастера. В простом летнем мотиве Васнецов стремился показать краски природы при ослепительном солнце. Небольшое полотно характерно использованием почти чистых контрастных цветов: ярко-синяя гладь реки окружена чистой зеленью берега, смелое сочетание смягчается спокойным серо-голубым небом.

Лето 1927 года Аполлинарий Васнецов провел в селе Коломенское. Необыкновенное по красоте место на берегу Москвы-реки привлекало его древней уникальной архитектурой, богатой историей и многочисленными легендами. Первое упоминание о поселении относится к 1339 году, с этих пор там располагалась княжеская, затем и царская резиденция. Самым известным памятником архитектурного комплекса стала церковь Вознесения, заложенная в 1533 году князем Василием III.

В 1923 году архитектор и реставратор П.Д. Барановский выступил с инициативой по созданию в селе Коломенское музея под открытым небом. Помимо сохранения каменных построек XVI века, под его руководством на территорию подмосковной усадьбы перевозились многие памятники деревянного зодчества. Аполлинарий Васнецов был дружен с Барановским и по его приглашению поселился на время работы в одном из древних зданий. О своем пребывании в историческом месте художник отмечал в письме другу живописцу Николаю Хохрякову: «Живу я в башне Часозвона, окно с железной решеткой, высокая, узкая, сводчатая комната, как каземат, холодно и сыровато, но при всем том интересно и занятно».

Несмотря на непростые условия жизни, летние месяцы завершилось интересной серией этюдов. Небольшие работы, написанные в Коломенском, стали одними из самых жизнерадостных и живописно выразительных последних работ художника.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?