Васнецов Аполлинарий Михайлович «Медведчики (развлечение). Старая Москва»

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Васнецов Аполлинарий Михайлович «Медведчики (развлечение). Старая Москва», (1911). Приятного прочтения! С 1890-х годов и до последних дней жизни Аполлинарий Васнецов работал над старой Москвой – главной темой своего творчества. Картины принесли ему известность не только живописца, но и историка, археолога, исследователя народной жизни. Художник выполнил большой цикл архитектурных пейзажей в акварели и масляной живописи, посвященных историческому облику города. Красота и поэтичность древней столицы, события, связанные с ней, неоднократно находили отражение в русской живописи. На полотнах В. Сурикова, А. Рябушкина главная роль отдавалась большим историческим событиям и бытовым сценам. Аполлинария Васнецова в большей степени привлекали древняя архитектура и загадочная жизнь старины. Среди исторических работ художника можно выделить самостоятельную серию, в которой он стремился отразить далекий средневековый мир с его верованиями, обычаями и духовными представлениями. Народный дух мастер видел как «в основе мятежный, совмещающий в себе нередко самые противоречивые элементы, которые, тем не менее, живучи и развиваются». Изображая народную жизнь, автор смело обращался к традиции раскрашенного настенного листа и лубочным сюжетам.

В 1984 году И.Н. Аржаникова передала в дар Третьяковской галерее одно из лучших графических произведений Васнецова – «Старая Москва. Медведчики». На акварели представлено интересное явление русской культуры, связанное с языческим почитанием зверя. Главных персонажей – поводырей с медведем – Васнецов изобразил на узкой городской улочке, окруженной деревянными постройками. Сюжет разворачивается в Скородоме – московской крепости, до середины XVIII века опоясывающей город кольцом. Все пространство небольшой акварели покрыто легкой серебристой снежной дымкой. Для придания эффекта старины Васнецов использует любимую технику и колорит: охристый цветовой тон он прорабатывает шероховатой линией углем и итальянским карандашом. Поводыри с музыкой и криком покидают двор, окруженный толпой зевак: представление с учеными медведями закончено, и «артисты» следуют дальше в поисках новых зрителей. Медведчики – самостоятельное древнее культурное явление, выходящее из языческих времен. Выступления с могучим зверем, в образе которого издревле угадывали черты языческого бога Велеса, были популярны на Руси и просуществовали достаточно долго. Последних замечали в Москве в конце 1920-х годов. С медведем связаны многочисленные обряды и верования, он являлся воплощением добрых сил, несущих благополучие и плодородие. По велению поводырей медведь мог обойти вокруг дома, плясать во дворе, отгоняя беду и лечить.

Кропотливый научный подход Васнецова к работе над художественными реконструкциями древней Москвы во многом предопределил их непреходящую актуальность, снискал положительную оценку ученых – археологов, историков, исследователей народного быта.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?