Васнецов Аполлинарий Михайлович
«Элегия», 1893
Холст, масло 123 x 177,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX — первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Большое полотно изображает старинное кладбище с мраморными надгробиями, траурным рядом кипарисов и фигурой человека, сидящего на скамье в позе философа, размышляющего о бренности жизни.
Мотивы памяти о смерти, «суеты сует» и мимолетности жизни имеют долгую историю в европейском искусстве. Аполлинарий Васнецов опирается на позднюю романтическую традицию, перерастающую в символизм. Ему близка эстетика швейцарского символиста Арнольда Беклина, автора знакового пейзажа «Остров мертвых» (1880). К искусству Беклина восходит преднамеренная неопределенность, музыкальность, лиризм и скрытый трагизм полотна. Из арсенала Беклина Васнецов почерпнул и мотив философа, погруженного в одинокое созерцание. Юноша так долго грезил о минувшем, что почти преодолел законы времени. Фигура как будто слилась с таинственной жизнью развалин, природой и тысячелетней историей.
В картине разбросаны незначительные подробности, которые заставляют вдуматься в скрытый смысл вещей: знаки и надписи на могильных плитах, сломанное дерево, таинственный барельеф. Изображены сумерки, когда неодушевленное оживает, и природа, переставая быть зрелищем, как бы прислушивается к мыслям человека. Деревья, небо, море, очертания гор проникнуты одним меланхолическим настроением.
Побудительным мотивом к созданию картины был особый душевный опыт, пережитый Васнецовым в Крыму, на старинном кладбище усадьбы Кучук-Ламбат на мысе Плака. Отсюда открывается вид на Аюдаг, гору Кастель, Судакские горы и море. Художник переночевал на заброшенном кладбище, написал несколько этюдов с натуры, однако реальный пейзаж стал лишь отправной точкой к созданию картины. Скорее, произведение можно назвать живописным комментарием к переживаниям и поэтическим мечтам художника.
В картине есть доля визионерства. Неясная романтическая тоска завораживает зрителя, погружая в философскую медитацию и вызывая щемящую грусть – чувство необратимости времени. Созданный художником элегический мираж выражает призрачность самой жизни.
Картина была очень популярна. Она отвечала настроениям времени, когда концепция символизма, казалось, витала в воздухе. На 23-й выставке ТПХВ в 1895 году холст привлек внимание Л.Н. Толстого, который похвалил работу за цельность впечатления и глубину чувства. В 1900 году картина была показана на Всемирной выставке в Париже, где Васнецов получил серебряную медаль.
Аполлинарий Васнецов не был символистом, он как бы остановился на грани символического мышления. Экзистенциальная тема «Элегии» много значила для художника и его современников. В конце жизни Васнецов вновь обратился к мотивам и стилистике «Элегии». Картина «Шум старого парка» (1926) стала живописным откликом на смерть старшего брата художника Виктора Васнецова.