Васнецов Аполлинарий Михайлович «Демьяново. К вечеру в поле»

Васнецов Аполлинарий Михайлович
«Демьяново. К вечеру в поле», 1903-1917
Дерево, масло 24 x 33 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1903–1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.

Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым («Бабушкин сад», 1878) и Василием Максимовым («Все в прошлом», 1889), развивали московские живописцы, члены «Союза русских художников» – Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.

В Демьянове Аполлинарий Васнецов неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.

История поместья уходит вглубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы – Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Фёдоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.

Серия демьяновских этюдов позволяет заглянуть в усадьбу того времени. Работы писались с натуры, по свежему впечатлению. Центральной темой становится красота русского пейзажа на протяжении всех времен года.

Важным качеством усадеб, особенно привлекавшим художников, была связь с природным окружением. Демьяново расположено на пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды. Нетронутая естественная природа начиналась сразу же за границами парка. На территории поместья были мрачные еловые леса, просторные поля, луга, белоствольные березовые рощи. С возвышенных мест открывались широкие дали, и всюду горизонт замыкался стеной лесов. Прогулки по окрестностям позволяли пережить связь обжитой природной среды и далеких «пассионарных» пространств, окружавших усадьбу.

В «быстрых» этюдах художник стремится закрепить особое настроение места, дня, природного состояния. В этюде «Демьяново. К вечеру в поле» точно передан мягкий предвечерний свет, тающие краски полей и неба. Художник обогатил свою живопись чувствительностью к меняющимся краскам, изменчивости освещения, подвижности воздуха. Естественная гармония летнего вечера по-своему символизирует усадебную жизнь.

В первые десятилетия XX века пейзажный этюд стал любимым способом артистического высказывания Аполлинария Васнецова и живописцев «Союза русских художников». Васнецов научился с эмоциональной точностью передавать сложные ощущения, вызванные тем или иным мотивом. За самыми непритязательными сюжетами всегда стоит целостный образ природы и российской действительности.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?