Васнецов А. М. «Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900)

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Васнецов Аполлинарий Михайлович «Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900). Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX — первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

На рубеже столетий Аполлинарий Васнецов оригинально разрабатывает жанр исторического пейзажа. На 28-й выставке ТПХВ были показаны картины, воссоздающие воображаемую панораму средневековой Москвы – «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века» ( Государственный Русский Музей, 1900), «Москва XVII столетия: Москворецкий мост и Водяные ворота» (Государственная Третьяковская Галерея, 1900), «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (Государственная Третьяковская Галерея, 1900). Пейзажи убедительны, величавы и историчны. Они пользовались успехом у публики, два полотна были приобретены в Третьяковскую галерею. Ретроспективная фантазия художника вызвала восхищение бывших учителей – Виктора Васнецова и Ильи Репина.

Тему и цель этих работ сам автор определял как «проникновение в темную даль прошлого посредством пейзажа». Великому посаду – исторической местности «предградья» Кремля художник посвятил более тридцати живописных и графических произведений.

Романтически сумрачный пейзаж изображает примыкавший к Кремлю южный участок Китайгородской стены вдоль набережной реки Москвы, который был снесен еще в конце XVIII — начале XIX века. За городскими стенами открывается завораживающая панорама средневекового города – от Беклемишевской башни Кремля на восток к Водяным Воротам, и на север, к Воскресенским (Иверским) воротам Китай-города.

В вечернем сумраке угадываются части знакомых построек – главы Успенского и Архангельского соборов, столп Ивана Великого, Спасская башня, собор Василия Блаженного. Сложность освещения, контражур передают атмосферу старинного, таинственного и поэтичного города, уже не существующего в действительности. Жестко кадрированная композиция с неожиданными ракурсами и пространственными сопоставлениями усиливает масштаб и театральную фееричность зрелища.

Изображенный вид включил несколько несохранившихся архитектурных сооружений древней столицы. В центре одна из достопримечательностей XVI — XVII веков – массивные Спасские Водяные ворота Китай-города. Художник воссоздал облик, который могли иметь ворота в конце XVII века, показал их мощный объем, двухскатную крышу, образ Нерукотворного Спаса и опускные решетки – герсы. К воротам подходит наплавной Москворецкий мост, составленный из плотов, скрепленных между собой. Значение этой важной артерии, соединявшей Замоскворечье с Китай-городом, подчеркнуто энергичной диагональю.

Пристань судов, мост и рыбные ряды привлекали сюда массу народа. По мосту движется оживленная толпа. Стрельцы, охраняющие ворота, останавливают людей, стремящихся попасть в город после захода солнца.

Художник изучал древние планы, описания иностранных путешественников, много рисовал с натуры. В 1900 году Васнецов даже поднялся над Москвой на воздушном шаре, чтобы лучше понять исторический ландшафт города. Природный ландшафт и архитектурный пейзаж становятся важными факторами, характеризующими историю.

В первое десятилетие ХХ века художник создал серию картин, восстанавливающих облик, пульс и характер жизни Москвы XVII века. В них убедительно переданы историческая атмосфера и бытовая среда древней столицы, воссоздан вид несохранившихся архитектурных сооружений.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?