Собор Антония и Феодосия — православный собор в городе Василькове Киевской области расположен на холме среди древних валов по улице Соборной, 61. Образец архитектуры украинского барокко.
Собор построен в середине XVIII века крепостным мастером Киево-Печерской лавры С. Д. Ковниром на заказ лаврского архимандрита (по легенде , от васильковского собора в лавру проложен подземный ход). Размеры храма 20 х 20 метров , высота центрального купола в интерьере 28 метров. Четыре боковых купола венчают квадратные помещения между рукавами апсид . Окна украшены фигурными наличниками. Характерной деталью архитектуры считаются фронтоны с карнизами двойной кривизны (скульптор С. Тальянец). Здание собора внешне напоминает Козелецкий собор Рождества Богородицы . В интерьере сохранились росписи В. Бибибкова.
В 1961 году советская власть закрыла храм. До 1990 года его помещения или использовалось не по назначению, либо вообще были без всякого ухода. В 1990 году, после предыдущих реставрационных работ, продолжавшихся 8 лет, храм возобновил свою деятельность. Главная святыня — чудотворная икона Божией Матери Троеручницы.
Собор действующий УПЦ МП. Настоятель: протоиерей Алексей Ефимов.
До нас дошло ее описание, сделанное в середине XVII столетия. В далеком 1653 году, путешествуя в Москву, наш город посетил антиохийский патриарх Макарий. Его сопровождал архидиакон Павел Алепский, который и оставил описание тогдашнего города Василькова и соборной церкви в честь Антония и Феодосия Печерских. Итак, храм находился на территории Детинца. Павел Алепський так описывает соборную церковь:
«Это церковь красивая, высокая; иконостас её очень велик, подобно иконостасам греческим, но икона Владычицы там большая, великолепная, поражает удивлением умы; подобной мы и раньше не видывали и после никогда не видали. Богоматерь так прекрасно выписана, что как будто говорит; риза Её как бы тёмно-красный блестящий бархат, мы никогда не видывали подобного изделия: фон тёмный, а складки светлые, как складки настоящего бархата. Что касается убруса, который покрывает Её чело и ниспадает вниз, то тебе кажется, как будто он .переливается и колеблется. Её лик и уста приводят в изумление своею прелестью; им не хватает только слова. Мир Божий над ними! Господь, сидящий на Её лоне, прекрасен в высшей степени: Он как будто говорит. Как уже упомянуто, я много видал икон, начиная с греческих стран до сих мест и отсюда до Москвы, но нигде не видал подобного или равного этому образу. Казацкие живописцы заимствовали красоты живописи лиц и цвета одежд от франкских и ляшских живописцев — художников и теперь пишут православные образа, будучи обученными и искусными. Они обладают большой ловкостью в изображении человеческих лиц с совершенным сходством, как мы видели это на портретах Феофана, патриарха иерусалимского, и других »..
Очевидно, что церковь в честь Антония и Феодосия Печерских, будучи деревянной, увенчивалась тремя куполами. Это было характерной особенностью для главных городских храмов того времени. Возле собора стояла также деревянная колокольня. Двор церкви был обнесен деревянным забором. Наверное, в конце первой половины XVIII ст. деревянная церковь была уже настолько старой, что Духовный Собор Киево-Печерской лавры, которой, напомню, принадлежал город Васильков, постановил разобрать старый деревянный храм, а на него месте выстроить новый кирпичный собор. Именно с этой целью на окраинах Василькова был построен завод для производства кирпича. Кто именно из архитекторов был автором проекта нового кирпичного собора Антония и Феодосия Печерских в Василькове и до сих пор неизвестно. Однако известно, что строительством руководил крепостной Киево-Печерской лавры, «каменных дел мастер» Степан Ковнир, который принимал участие в возведении колоколен на Ближних и Дальних пещерах, а также в возведении Большой лаврской колокольни. Строительные и отделочные работы проводились в течение трех строительных сезонов 1755- 1758 гг. Собор возвели благодаря всесторонней помощи управляющего Василькивским хозяйством Киево-Печерской лавры архимандрита Луки. Храм построен встиле украинского барокко — в плане он восьмиугольный и увенчан пятью куполами. Престол один – во имя Антония и Феодосия Печерских.
В штат работников собора входили: настоятель храма, священник, дьякон, два псаломщики и проскурня. Возле собора также была возведена кирпичная колокольня, в которой устроили теплый храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Средства на это дело выделило управление при Святом Синоде. Финансовую помощь для возведения колокольни оказывали также и местные благодетели. В теплом храме был установлен один престол — во имя Главы Иоанна Предтечи.
В 1895 году в один из куполов собора попала молния. Повреждения были настолько сильными, что купол пришлось ремонтировать. В 1905 году храм обворовали, в результате чего полицией проводилось следствие. В течение 1906-1908 гг. соборную церковь расширили, пристроили к главному входу в храм большой деревянный притвор. Он просуществовал до середины 80-х гг. XX ст., когда во время реставрационных работ его разобрали. В середине XX ст. в соборе в честь Антония и Феодосия Печерских хранились две иконы Богородицы, которые существенно выделялись среди других: первую(Чудотворную) передали храму из городка Ольшаница; другая удивляла прихожан своей уникальной иконописью. Очевидно, это именно о ней с таким увлечением писал Павел Алепський. Среди святынь собора был также серебряный крест, изготовленный 1730 г., с надписью, что он принадлежит замковой церкви св. Антония и Феодосия Печерских: «Св. Господь сооружися в церковь преподобного Феодосия Васильковскую замковую 1730 года, месяца июня».
По материалам статьи А. Бабича «Собор дущі, собор освіти» газета «Тисячолітній Васильків» №1 2011