Васильевское. Церковь Воскресения Словущего.

Кирпичная, оштукатуренная, приходская церковь в стиле московского барокко выстроена на средства думного дьяка Е.И.Украинцева. Основа церковного здания — храм типа «восьмерик на четверике». На вытянутом вверх восьмерике поставлен декоративный барабан с главкой. С востока к церкви примыкает трехчастная апсида, с запада — широкая двухпридельная трапезная. От колокольни частично уцелел первый ярус. В декоративном убранстве храма заметно влияние как допетровского зодчества, так и форм барокко. Храм опоясывают развитые карнизы, окна восьмерика помещены в узкие, вытянутые вертикально филенки. Боковые входы в церковь украшены перспективными порталами. Декоративное убранство трапезной в стиле позднего классицизма. Главный престол Воскресенский, в трапезной приделы Владимирский (правый) и Петро-Онуфриевский (левый). Иконостас временный. Возвращена верующим в 1992, реставрируется.
С сайта «Храмы Подмосковья» http://50rus.hramy.ru/

В 1705 году Е.И. Украинцевым была построена каменная церковь Обновления храма Воскресения Христова (Воскресения словущего).После смерти Е.И. Украинцева Пётр I отобрал Васильевское у его наследников и подарил село Гавриилу Ивановичу Головкину, сделав собственноручную запись: «11 ноября 1708 г. … Пожаловали Мы господину Головкину после умершего дьяка Украинцева в Звенигородском уезде с. Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми принадлежностями. Пётр». Граф Головкин — первый в России государственный канцлер, был троюродным братом Царицы Наталии Кирилловны, матери Петра I. После смерти Г.И. Головкина в 1734 году его имение было разделено между сыновьями — Иваном и Михаилом, при этом Васильевское вместе с Троицким досталось Михаилу. Иван получил Михайловское. После ареста М.Г. Головкина все его имения были отписаны на Императрицу.
1764 г. Село принадлежало генерал-майору и члену Государственной коллегии Михаилу Яковлеву, при котором был сделан и освящён новый придел в Воскресенском храме — во «имя Владимирския Пресвятыя Богородицы». В фонде Московской духовной консистории в деле «По прошению генерал-майора и военной коллегии члена Михаила Яковлева о построении в вотчине его в Звенигородском уезде в селе Васильевском при церкви Обновления Храма Воскресения Христова вновь придела» (ф. 203, оп. 755, д. 145) хранится «доношение» генерал-майора и государственной коллегии члена Яковлева члену Святейшего Синода митрополиту Тимофею от 12 мая 1764 г., в котором он пишет: «…в Звенигородском уезде в вотчине моей в селе Васильевском имеется каменная церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова при которой церкви имеется два священника а служба Божия совершается в оной церкви одна в зимнее время за неимением теплой церкви как священники так и приходские люди претерпевают немалую тягость а при той церкви при обширности трапезы можно в одной стороне сделать придел. Того ради прошу … дозволить мне во упоминаемой трапезе сделать деревянный придел во имя Владимирския Богородицы.» Дальше идет переписка о том, достаточны ли размеры трапезной для того, чтобы устроить придел.
В доношении Звенигородского духовного правления в Московскую духовную консисторию от 18 сентября 1764 г. говорится, что в селе Васильевском «… в трапезе вновь теплый придел во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы … построен и церковным боголепием и прочими всеми потребностями удовольствован и ни в чем недостатка нет и ко освящению имеется в готовности».
Во время нашествия Наполеона, село Васильевское оказалось на территории, занятой неприятелем. Церковь во время нашествия неприятельского была разграблена. 1813 г. церковь исправлена и 16 января освящен главный алтарь (настоящая), а придел не освящен «в связи со скудостью в утвари». После раздела имущества, состоявшегося в 1822 году, село Васильевское отошло И.А. Яковлеву — отцу Александра Ивановича Герцена. А.И. Герцен в автобиографическом сочинении «Былое и думы» предстаёт перед нами сознательным врагом Царя и Церкви. Вся его жизнь была положена на борьбу с русским самодержавием. В Васильевском он провёл детство и юность. Кроме Васильевского, И.А. Яковлев владел в этих местах селом Покровское и деревней Раево.
1850 г. Сообщение клировой ведомости: «Церковь каменная с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Обновления Храма Воскресения Христова, в пределе теплом во имя Владимирския Божия Матери. Утварию посредственна. Причта издавна положено два священника, один дьякон и четыре причетника и в 1814 г. один священник и два причетника убавлены. Земли при сей церкви усадебной одна десятина, пахотной и сенокосной тридцать две десятины. На содержание священно-церковнослужителей постоянного оклада нет, содержание их скудно. Здания, принадлежащие сей церкви — богадельня устроена когда и кем и на сколько человек неизвестно.»По наследству имение Васильевское перешло дочери Александра Никитича и Александры Сергеевны Паниных — Софье Александровне, бывшей замужем за князем Григорием Алексеевичем Щербатовым.
Григорий Алексеевич Щербатов (1819-1881), выпускник юридического ф-та С.-Петербургского университета, возглавлял Цензурный комитет, являлся куратором Санкт-Петербургского университета, председателем Агрономического общества. В 1854-1855 гг. Г.А. Щербатов участвовал в обороне Севастополя в составе ополчения. Супруга Г.А. Щербатова — Софья Александровна, урождённая Панина, — занималась в основном благотворительной деятельностью. Во время их владения имением Васильевским была поновлена церковь Воскресения словущего.
Метрика церкви, хранящаяся в фонде Московского археологического общества. Составлена в 1887 г.: Церковь находится в селе Васильевском на ровном месте при Москве-реке. Одноэтажная. Алтарь в настоящей с тремя полукружиями и граней нет. Церковь с трапезою в длину 40 арш. (28,448 м.), в ширину 15 арш .( 10,668 м.), а в вышину 15 саж. (32 м.) Вся построена из кирпича, а фундамент из белого камня. Стены выложены сплошною кладкою и залиты известью. Кирпич толстый около 17 фун. Стены находятся в первобытном виде и пристроек нет. Связи железные. Наружные стены гладкие. Карнизы кирпичные в виде поясов. На церкви кровля круглая из железа, выкрашена медянкою. Фонарь на сводах глухой цельный, без всяких украшений. На фонаре вверху есть поясок. Шея гладкая. На церкви глава маковицею, покрыта белой жестью в 1886 г. Кресты на главах медные, вызолочены, 6-ти конечные, без цепей. Окна узкие, продолговатые к верху сведены полукругом. В алтаре три окна с восточной стороны в пять светов. Двери три: южная, северная и входная дверь железная, а южная и северная деревянные, обиты снаружи железом и окрашены медянкою. Петли на дверях простые. Вход на паперть устроен с 3-х сторон. Церковь внутри устроена крестообразно. Алтарь отделяется от храма каменною стеною с тремя пролетами, двери царские и двое боковых. Придел в настоящей один. Трапеза устроена в виде палаты и в ней пристроены два алтаря в позднейшее время. Своды круглые без опоры на столбах. Пол в настоящей церкви лещадной, а в трапезе плитяной. Алтарь без разделения. Своды в алтаре круглые. Голосников нет. Помост в алтаре возвышен на одну ступень против храма. Переделок в алтаре не было. Престол деревянный, простой, без ступеней. Ширина и длина престола 5 четвертей (88,9 см), а вышина 5 четвертей и 3 вершка (102 см.). Престол ничем не обложен. Горнее место устроено на открытом месте. Жертвенник устроен в одном среднем предалтарии с престолом, поставлен на открытом месте. Деревянный: ширина и длина 1 арш с 1 верш. (75 см.), а вышина 5 четвертей 2 верш (98 см.). Иконостас нового устройства с колоннами, деревянный без резьбы в два яруса. Царские двери резные посередине, а другие гладкие наложенною выложенною резьбою. Около царских дверей поставлены по обеим сторонам 2 столба, а внизу и вверху поставлены над столбами тумбочки разукрашенные резьбою с позолотою. Над царскими дверями сделано сияние с голубем. Пред алтарием от одного клироса до другого устроена солея каменная. от пола храма значится на 1 четв. (17,78 см.) и отделена решеткою. Амвон каменный окружен решеткою. Клиросы устроены деревянные, за клиросами сходы как за правым, так и за левым поставлены две иконы устроенные в иконостасах. За правым клиросом во имя Святителя Николая Чудотворца, а за левым во имя Казанския Божия Матери и обложенные серебряными накладками. Колокольня кирпичная построена в 1705 г. думным дьяком Украинцевым. Колоколов пять: большой колокол 62 пуда вылит в Москве на заводе купчихи Александры Павловны Финляндской, урожденной Богдановой 1862 года марта 22 дня, а других надписей нет.
1940 г. Решением исполнительного комитета московского областного совета депутатов трудящихся от 20 июля 1940 года №1036/7 храм Воскресения словущего закрыли — однажды к нему подъехали крытые машины зелёного цвета. Всю драгоценную утварь, иконы и колокола погрузили и увезли неизвестно куда, а в храме Воскресения словущего организовали токарное производство. Перед приходом немцев по приказу советского командования село было сожжено, а каменные дома взорваны — жителям давали 20 минут на сборы. Такие действия были оправданы с точки зрения обороны правого берега Москва-реки. Колокольня церкви Воскресения Словущего также была взорвана; при этом пострадала трапезная. После войны в храме устроили ледник — весной рубили лёд на реке и складывали в подвале, покрывали соломой, и всё лето использовали для хранения молока.
1977-1980 гг. В Васильевском снимался фильм «Эскадрон гусар летучих» — режиссеры-постановщики С. Степанов и Н. Хубов, главный оператор М. Якович, киностудия детских и юношеский фильмов им. Горького. Это явилось новым этапом разрушения храма. Была поломана кирпичная ограда; часть надгробий церковного кладбища выбросили наружу. Сам храм частично пострадал от пребывания съёмочной группы. Трижды производились взрывы, от которых сыпались стёкла с веранд ближайших домов; были уничтожены старинные липы, росшие вдоль церковной ограды, разведён огромный костёр (для съёмок), при этом сгорела маковка. На церковном кладбище устроили конюшню. Вскоре после съёмок фильма неизвестные люди под видом реставрационных работ сняли с храма Воскресения железную крышу и увезли на грузовике.
http://orthodox-ruza.ru

Церковь Воскресения Христова в с.Васильевское Рузского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624). Храм реставрируется по проекту архитектора В.В.Овчинниковой.
Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г.

Село Васильевское некогда было дворцовым. По писцовым книгам 1625-26 гг. находилось Звенигородского уезда городского стана, в вотчине за атаманами Нагаем Тобылцовым, Иваном Желесковым, Викулою Завьяловым, Иваном Костровым и Спаса Нового монастыря, что на Крутицах в Москве, а писана за ними та вотчина по государевым жалованным грамотам 1619, 1620 и 1626 гг.
В селе Васильевском находилась церковь Воскресения Христова, когда и кем построенная – неизвестно. Первое сведение о Воскресенской церкви встречается в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» под Звенигородской десятиною за 1628 г. В 1673 г. Спаса Нового монастыря власти вотчину жеребей села Васильевского с пустошами «променили боярину Артемону Матвееву». В 1677 г. поместья и вотчины боярина А. Матвеева село Васильевское и деревня Агафоновская, купленные им у разных лиц, отписаны в Приказ Большого Дворца, и в 1681 г. по указу государя Федора Алексеевича это село с деревнями и пустошами отдано боярину Семену Ивановичу Заборовскому в поместье. После его смерти оно досталось в 1681 его вдове Федоре Степановне, которая продала его в 1690 г. за 6000 руб. думному дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцову.
В 1693 г. 26 февраля выдана Украинцову жалованная грамота, что «село Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми угодьями и с крестьянами отдана думному дьяку Украинцову и его детям, и внучатам, и правнучатам в роды их неподвижно». По переписным книгам 1705 г. Звенигородского уезда Тростенского стана значится: «за думным дьяком Емельяном Игнатьевичем Украинцовым село Васильевское от вотчины Троицы-Сергиева монастыря, а в селе церковь во имя обновления храма Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; деревня Агафонова и деревня Мышкина на реке Москве; да в селе двор вотчинников, двор скотный. В них три человека, всего в селе с двумя деревнями 57 дворов, крестьянских людей в них 198 человек».
По смерти Е.И. Украинцова село Васильевское показано Гаврилу Ивановичу Головкину. В 1708 г. 11 ноября государь из Глухова к думному дьяку Автоному Иванову писал: «пожаловали мы господину Головкину после умершего думного дьяка Украинцова в Звенигородском уезде село Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми принадлежностями, которое справьте за ним как надлежит». На подлинном написано: «Петр». В том же году село Васильевское было утверждено за гр. Г.И. Головкиным, у которого оно находилось во владении и в 1731 г. В 1795 г. оно принадлежало вдове Марии Петровне Яковлевой.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.

Часть №1. Москва-река, совершая путь от истоков к устью, делает множество излучин. В одной из них, с трёх сторон окружённое лентой реки, уже набравшей силу от притоков, на левом пологом берегу стоит древнее село Васильевское. Места вблизи Васильевского издавна привлекали людей, и они заселили этот край в глубокой древности. В ХIV-ХV вв. эти места входили в состав обширного Звенигородского княжества. Здесь проходил старинный торговый путь, связывавший Москву и Рязань с Новгородом: в ХV веке так шли в обход Тверских торговых застав через Волоколамск, Микулин и на Торжок. Торговые пути были самыми удобными, наезженными, людными дорогами, и не только для торговых, но и всяких иных целей. Зимой по льду, летом по воде или по берегу. Цари и владыки, монахи и миряне, богомольцы и торговый люд, воины и захватчики — кто с молитвой, а кто и с мечом — проходили здесь.
Первое летописное упоминание о Васильевском относится к 1498 году. Связано оно с именем преподобного Иосифа Волоцкого и с именем его юного крестника и духовного сына удельного князя Рузского Иоанна Борисовича (1408-1503). Движимый желанием оказать помощь отцу Иосифу в его пустынносозидательных трудах, пятнадцатилетний князь в жалованной своей грамоте 1498 года отписал село Васильевское, село Каринское с деревнями, село Богородицкое, деревню Неверово во владение Московскому Симонову монастырю, где подвизался в то время брат преподобного, отец Вассиан. Итак, в княжеской жалованной грамоте 1498 года Васильевское значится селом, и, следовательно, здесь уже была церковь. Вероятно, при ней возник в дальнейшем монастырский скит, однако летописных упоминаний об этом нет. Год основания этого храма, нам не известен. За долгую свою историю село Васильевское было монастырским, дворцовым, потом принадлежало первым лицам государства, возглавлявшим «посольское», иностранное ведомство, дворянам из рода Романовых.
В писцовых книгах, хранящихся в РГАДА, мы находим, что в 1619 году Васильевское находилось в вотчине за атаманами: Нагаем Ивановым сыном Тобыльцовым, Иваном Желесковым, Викулою Завъяловым, Иваном Костровым, и Фёдором Семёновым сыном Кочетом, «писана за ними та вотчина по государевым жалованным грамотам», — т. е. пожалована государем в вотчинное владение пяти донских казацких атаманов. Пожалование вотчинных владений казацким атаманам было благодарностью от юного государя Михаила Фёдоровича Романова и его государевых родителей за воинскую доблесть и верность казаков при освобождении Москвы от шляхты, а также за их дальнейшие усилия против иных иноземных кандидатов на русский трон в 1613 году. От тех славных лет на память нам, потомкам, остались древние липовые аллеи, заложенные 400 лет тому назад. Они живые свидетели того времени.
Первое сведение о Воскресенской церкви мы встречаем в приходных Патриарших книгах дани с действующих «жилых данных» церквей казённого приказа за 1628 год: «Церковь Воскресения Христова в Васильевском, дани 4 алтына с деньгою, наместнических 6 денег, заезда две деньги, в корм и Московский проезд гривна». Здесь: дани — в Патриаршую казну, наместнических — в Новоспасский монастырь, заезда в корм и Московский проезд — платёж, взимавшийся для обеспечения объезда архиреем своей епархии, его проезд до Москвы и обратно. Кем и когда была построена церковь, неизвестно, писалась ежегодно под Звенигородской десятиной. В селе в это время было «4 двора вотчинников, 9 дворов крестьянских, людей в них 14 человек и 5 дворов бобыльских. В них 5 человек». К селу принадлежала деревня Агафоновская, в которой было 3 двора крестьянских с 5 человеками (мужчинами). Через несколько лет все земли казаков перешли во владение Новоспасского монастыря, и Васильевское стало монастырским селом.
В 1690 году бояре Заборовские, владевшие тогда селом, продали Васильевское с деревнями думному дьяку Посольского приказа Емельяну Игнатьевичу Украинцеву (1641-1708) за 6000 рублей; он то и строит здесь каменную церковь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, существующую и поныне. С горы и от реки церковь видна как на ладони на ровном и небольшом (62х50 м) месте; как плывущий корабль-крепость цвета зари, стоит храм. В одну линию, параллельно реке, выстроена была колокольня (ныне утрачена), трапезная и четверик, устремлённый ввысь восьмериком и шлемовидной главой на высокой шее. Сплошная кирпичная ограда толщиной около метра и высотой около 3,5 метра с четырьмя угловыми круглыми башенками и всего одними вратами, объединёнными с колокольней, делает церковь настоящей крепостью. Совсем недавно, у края леса в Васильевском, были обнаружены древние подземные кирпичеобжигательные печи. Рядом с ними найдены залежи красной глины и кирпичи-большемеры. Вероятно, кирпичи для храма изготавливались и обжигались здесь; было налажено местное производство.
По переписи 1705 года: «да в селе двор вотчинников, двор скотный, людей в них три человека, всего в селе с двумя деревнями (Агафонова и Мышкина) 57 дворов, крестьянских людей в них 198 человек». В 1762 году, на основании указа императрицы Екатерины II от 8 августа, село Васильевское перешло на 50 лет — до 1813 года — в вотчинное владение помещиков Яковлевых, генерал-майора Михаила Александровича (1708-1767) и супруги его Марии Петровны. Ближайшие к Васильевскому село Поречье, сельцо Кривошеино, деревни Полушкино, Михалево, Бережки, Воскресёнки, Мышкино, Агафоново также принадлежали им.
Воскресенская церковь за время, прошедшее после думного дьяка Емельяна Украинцева, не претерпела изменений. Михаил Яковлев пишет «Доношение» члену Святейшего Синода митрополиту Тимофею от 12 мая 1764 года: «В Звенигородском уезде в вотчине моей в селе Васильевском имеется каменная церковь во имя Обновления Храма Восресения Христова, при которой церкви имеется два священника, а служба Божия совершается в оной одна в зимнее время за неимением тёплой церкви; как священники так и приходящие люди испытывают немалую тягость, а при той церкви при обширности трапезы можно в одной стороне сделать придел. Того ради прошу дозволить мне во упоминаемой трапезе сделать деревянный придел во имя Владимирской Богородицы». На что и было получено им вскоре дозволение. Всё было устроено и готово к освящению 18 сентября того же года. Благодаря усердию Михаила Александровича, храм обрёл вместе с новым тёплым приделом сразу три летних престольных праздника — во имя Владимирской иконы Богородицы. Яковлевы построили при церкви богадельню.
Помещичий Яковлевский дом в Васильевском не сохранился. Фундаменты его, а также основания столбов ограды и подходящая к дому въездная липовая аллея вместе с ивовой аллеей у реки, заложенные при владельцах, указывают на его местоположение вблизи церкви с восточной стороны. «Дом каменный… с мезонином, длиною 27, а шириною 16 аршин» (19,1х11,4 м).
Из журнала: «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №3/2021 г./Екатерина Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви

Часть №2. В 1812 году во время нашествия французов село Васильевское, стоявшее на пути наступления врага, подверглось сильнейшему разорению. Церковь была разграблена. Она была «исправлена» только к январю 1813 года, освящён главный алтарь, а придел тогда не освящён «в связи со скудостью в утвари». Из клировой ведомости Воскресенской Васильевской церкви за 1821 года мы узнаём, что сведений о её создании и истории «отъискать невозможно за бывшим в 1812 году нашествии неприятельском», но зато есть сведения о приходе: «В селе Васильевском помещика Гвардии Капитана Ивана Алексеевича Яковлева дворов 25, в них душ крестьян 145 мужчин и 120 женщин, а всего того ж помещика в приходе с деревнями 142 двора, в них 705 мужчин и 766 женщин. Всего в приходе — 1471 человек». В 1840 году село Васильевское с деревнями, заложенное племянником Ивана Алексеевича Яковлева Николаем Голохвастовым за 400 000 рублей ассигнациями, было продано с торгов на аукционе князю Николаю Григорьевичу Щербатову, генерал-майору кавалерии, герою Бородинского сражения. Князь Николай Григорьевич Щербатов, купивший после Яковлевых село, недолго владел Васильевским: он умер в 1845 году. В середине ХIХ века имение несколько раз перешло из рук в руки известных дворянских фамилий и в 1877 году снова вернулось к Щербатовым: стало собственностью князя Александра Григорьевича Щербатова — это был свадебный подарок его матери, Софии Александровны Щербатовой, урождённой графини Паниной.
Время с 1881 по 1917 гг. в Васильевском имении князей Щербатовых можно назвать особо благодатным — по тому обилию добрых и разумных дел, которые изливались на народ и церковь рачительными владельцами. Они создали здесь образцовое опытное высокопродуктивное сельское хозяйство, где крестьяне обучались культурному земледелию и животноводству, давали хороший заработок на лёгких работах женщинам и детям, устроили и содержали лечебницу с родильным отделением, школу-четырёхлетку, клуб для детей, сиротский приют и мельницу. Князь Александр Григорьевич Щербатов все годы был церковным старостой Воскресенского храма в Васильевском, и нужды церкви были ему близки и знакомы. В 1903 году Воскресенская церковь тщанием князей Щербатовых была расширена: её трапезная часть с двумя приделами стала более вместительной — 20х17 м. Приделы были посвящены: правый (южный) иконе Божией Матери Владимирской, а левый (северный) — прп. Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Сделано центральное отпление. Помещение котельной расположилось под трапезной. Проект выполнил архитектор Н.Д. Струков.
В 1908 году село Васильевское попало в зону сильного наводнения, отчего пострадало и церковное здание. В связи с этим оно было заново оштукатурено и покрашено. Иконостас был переклеен, снова выкрашен и вызолочен. Некторые иконы переписаны. Снаружи церковь была заново выкрашена тёмно-красным суриком, в тон прежней красно-коричневой минеральной краски, имевшей цвет пасхального яйца. С началом Первой мировой войны князья Щербатовы создали на свои средства военно-санитарный поезд №67 и курсировали с ним под непосредственным руководством княгини Ольги Александровны Щербатовой с её младшими детьми, вывозя раненых с фронта, а в имении был устроен госпиталь. Вскоре после революции княжеская семья покинула Россию. В 1919 году, на два дня, 27-28 сентября, в усадьбу Васильевское, в пустой, холодный и разграбленный помещичий дом Щербатовых, приезжал перепуганный Ленин, сразу же после неудавшегося на него покушения — взрыва в Леонтьевском переулке.
После революции 1917 года службы в Воскресенской церкви ещё довольно долго по-прежнему совершались. Официально она была закрыта в 1940 году. Одним из последних священников, служивших в храме, был протоиерей Николай Виноградов, ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он погиб в лагере НКВД — в Усть-Вымлаге Коми АССР в декабре 1937 года. Память совершается 24 декабря, в день его мученической кончины. За последующие годы советской власти храм был превращён в руины. В ноябре 1941 года при приближении линии фронта храм взорвали по приказу советского командования: рухнула колокольня, обрушились своды трапезной, была повреждена ограда. Село сожгли. Кирпичи и белый камень цоколя, надгробия, растаскивались в дальнейшем местным населением как бесплатный строительный материал. Финальным аккордом разрушения были съёмки фильма «Эскадрон гусар летучих» в 1980 году — пиротехники взрывали то, что осталось от храма. Как печальный символ безбожия простояла эта церковь до конца ХХ столетия.
И вот, в 1991 году, остатки храма с издевательской надписью «Объект культурного наследия России», возвратили верующим. В конце 1991 года настоятелем был назначен священник Павел Карташёв. Архиепископом Можайским Григорием, при посещении Васильевского и осмотра трапезной в 1998 году, высказывались мнения о том, что, вероятно, лучше разобрать руины трапезной и отстроить церковь заново. С 1993 года началось восстановление этого храма. К концу 2020 года реставрация Воскресенской церкви в селе Васильевском в объёме собственно храма, алтаря и трапезной была завершена. Процесс реставрации занял 27 лет, притом что строительство храма было осуществлено за 2 года. Храм украсился новым великолепным иконостасом, иконами, утварью. Никаких нарушений принципов современной реставрации здесь не было допущено, в чём огромная заслуга главного архитектора проекта Вероники Викторовны Овчинниковой и настоятеля храма, священника Игоря Шумилова, которые не стремились к высокой скорости, которая была бы в ущерб качеству. Пока осталась без реставрации древняя кирпичная ограда храма, и впереди самая главная и трудоёмкая задача — восстановление колокольни.
Из журнала: «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №3/2021/Екатерина Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?