Васильевское. Церковь Василия Великого.

Среди села стоит Васильевская церковь, построенная в 1807 г. на средства прихожан и сделанная из старицкого известкового камня. Храм имел два придела: правый — во имя Святой Троицы и левый — иконы Скорбящее Божьей Матери. Живопись в приделах сделал старицкий живописец Иван Ефимович Жуков. В 1901 г. в приходе церкви было 181 хозяйство, в которых проживали 1445 человек (662 мужчины и 783 женщины). Прихожане были из с. Васильевское и дд. Терпилово, Чадово, Никоново, Болотьково. Священником церкви в это время был Александр Иванович Фирсов, 41-го года, псаломщиком — Василий Семенович Соколов, 24-х лет. В 1937 г. была закрыта Васильевская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под зернохранилище.
По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Васильевское, в нем церковь каменная во имя Святителя Василия Великаго построенная в 1807 году, покрыта железом, утварию довольна, опись утвари церковной и приходорасходныя книги имеются, однокомплектная, земли при ней отмежевано 36 десятин, приходских дворов 133, а в них мужеска пола 436, женска 446 душ, в близости имеются селы: Ушаково и Казнаково в 2-х, Станишино В 3 верстах, от епархиальнаго города Твери в 55, а от уезднаго города Старицы в 25 верстах.
В 1828 году служили: Благочинный священник Иаков Гаврилов — 44 года. Окончивший богословский курс по аттестату данному семинарским правлением, науки проходил при честном поведении с хорошим успехом. Проповеди сказывает. Не вдов. Во священника произведен в 1805, а благочинным в 1819 годах. Граммату имеет. Родства между собою ни какаго не имеют. В дурных поступках не замечены. Жена его Ольга Алексеева — 41 год. Дети их: Михаил ­ 13 лет в Старицком вышшем уездном училище, прозванием Зверев, Глеб — 10 лет в Старицком вышшем уездном училище прозванием Дедов, Любовь — 5 лет, Елисавета — 1 год. Диакон Андрей Степанов — 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончиший богословский курс по аттестату выданному семинарским правлением принадлежит ко 2-му разряду. Проповеди сказывает. Не вдов. Во диакона произведен в 1827 году. Грамоту имеет. До диакона подозрительнаго дела не было. Жена его Елена Алексеева — 18 лет. Дьячек Иван Иванов — 33 года. Читает и поет хорошо. Из уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен был дьячком и в стихарь посвящен Тверскаго уезда в село Копылево в 1816, а в оное переведен в 1826 годах. Грамоту и переходящий указ имеет. Оный дьячек в бытность его Тверскаго уезда в селе Копылеве дьячком же за драку тогож села с священником Прокопием наказан был отрешен от дьяческой должности и был послан в монастырь на год. Жена его Евдокия Иванова — 31 год. Дети их: Василий — 9 лет в Старицком нижшем прих. училище прозванием Томилин, Матрена — 6 лет, Пелагея — 3 года. Пономарь Алексей Михайлов — 21 год. Читает и поет порядочно. Из нижшаго отделения уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен пономарем и в стихарь посвящен в 1825 году. Грамоту имеет. До пономаря подозрительнаго дела не было. Жена его Федосья Андреева — 21 год. Сын их Иван — 1 год. Умершаго диакона дети: Андрей — 17 лет в Старицком вышшем уездном училище позванием Гусев, Евдокия — 15 лет, Елена — 13 лет. Стефановы. Вдовая дьячиха Евдокея Иванова — 31 год. Дети ея: Сергей — 12 лет в Старицком вышшем приходском училище прозванием Тархов, Ирина — 10 лет, Константин — 8 лет в Старицком нижшем приходском училище прозванием Тархов, Мария — 6 лет. Ивановы. Вдовая пономарица Агрипена Петрова — 40 лет. Сын ея Михаил Матвеев — 19 лет в философии прозванием Молков.
Прихожан в селе Васильевском, в сельце Чадове, в деревнях: Терпилове, Болотькове, Никонове — 133 двора (436 мужчин, 446 женщин).
По данным 1901 года: Село Васильевское, от Твери 55 верст, от Старицы 35 верст. Церковь Васильевская, построена в 1807 году, каменная, престола три: в холодной Святителя Василия Великого, в теплой: правый Святой Троицы, левый Скорбященской Божией Матери. Церковные документы: опись, метрики с 1802 года. В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Фирсов 41-го года, студент семинарии, в служении с 1881 года, священником с 1886 года. Псаломщик Василий Семенович Соколов 24-х лет, в должности с 1899 года. Прихожан в селе Васильевском, в деревнях: Терпилове, Чадове, Никонове, Болотькове — 181 двор (662 мужчины, 783 женщины).
В 1914 году служили: Священник Анатолий Вишняков 27-ми лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик Николай Воскресенский 38-ми лет, на службе 13 лет, в Васильевском храме 8 лет. Прихожан в деревнях: Терпилово, Чадово, Никоново, Болотьково — 683 мужчины и 805 женщин.
По материалам изданий Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. — Старица, 2007. Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1914.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. В его экспозиции – только шедевры. Их можно пересчитать по пальцам – эти жемчужины искусства Святой Руси. И в этом «Святая Святых» выставлены две иконы из сельского храма, о котором пойдет речь: церкви Святителя Василия Великого (с. Васильевское, Старицкий р-н Тверской области). «Одна – с Богоматерью Одигитрией и святителем Николаем Мирликийским на обороте, – читаем мы в путеводителе по Музею Андрея Рублева (Москва, 2012), – вторая – с фрагментарно сохранившимся «Рождеством Богоматери» и полностью переписанной в позднее время оборотной стороной». Авторы путеводителя характеризуют их как «лучшие памятники тверской иконописи в собрании музея». «Значение и художественный уровень (икон), – пишет в замечательном исследовании «Село Васильевское и деревня Рамейково. Церковь Свт. Василия Великого. Этнографический очерк» (Старица, 2013) этнограф Марина Анатольевна Зенина (родители которой, раскулаченные в начале 30-х г.г., родом из д. Рамейково), – показывает включение их в самые крупные публикации музея: «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств ХIV – ХVI в.в.» 1970 г., «Живопись Древней Твери» 1974 г., а также во все значительные издания, посвященные самому музею (1972 г., 1989 г., 2007 г. и др.)».
Что же это за храм, сохранивший для потомков столь удивительные сокровища? Приведем важнейшие сведения о нем, взятые, главным образом, из упомянутого исследования М.А. Зениной. История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней – поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: двор попов, двор проскурницын, двор понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих.
Но 1594 г. – это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х г.г., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова – Василий и названия храма – Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей.
Но вполне возможно, что храм еще более древний. Ведь упомянутые в начале очерка иконы датируются исследователями первой четвертью (первая) и первой половиной (вторая) ХV века. Конечно, иконы могли быть написаны и не для этого храма, и быть переданы туда позже. И все же!.. А Василий Поликарпов во второй половине ХV века мог возвести новое здание церкви, разобрав прежнее за ветхостью. Как это сделали его далекие потомки в начале ХIХ века.
Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.
Итак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) – во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) – во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом – холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной – теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида – одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, – вспоминает Константин Егорович Филиппов. – Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения».
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах – старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, – многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон – сцены с изображением Иисуса Христа. В главном приделе частично сохранился резной деревянный иконостас. В настоящее время известны семь икон из церкви с. Васильевское. Они были обнаружены экспедициями Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, руководимыми главным хранителем музея В.В. Кириченко – 6 икон в 1967 г. и 1 («Рождество Богоматери») в 1968 г.
Итак, две уже упомянутые древние двусторонние запрестольные выносные иконы (на древках, их выносили из алтаря на крестные ходы во время главных праздников): «Богоматерь Одигитрия (Смоленская); Никола Чудотворец» первой четверти ХV в. и «Богоматерь Толгская; Рождество Богоматери» первой половины ХV в. Кроме того, «Св. Николай с 12 клеймами» ХVII в., «Св. Сергий Радонежский с 16 клеймами» ХVII в., «Деисус: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча» ХVIII в. (3 иконы). Деисус впоследствии был передан из Музея им. Андрея Рублева во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. К сожалению, другие иконы, находившиеся в храме (а их по воспоминаниям местных жителей было немало), хоругви, утварь и т.д. были утрачены, в основном, в «лихие 1990-е».
Но вернемся к истории церкви Свт. Василя Великого. Она была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й. К моменту закрытия в храме служили два священника: о. Анатолий Вишняков и о. Иоанн (фамилия пока не установлена). После ареста священников храм закрыли, а в здании разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские. По воспоминаниям В.А. Горшковой, иконы начали растаскивать еще во время существования склада. «Но пока был склад, многие из них еще оставались, в перестройку иконы еще висели внутри, – вспоминает К.Е. Филиппов. – Хоругви лежали в небольшом помещении. Потом двери уже не запирались, все иконы и хоругви исчезли. Поскольку в церкви были керосин, бензин и азотистые удобрения, от фресок мало что осталось. В 1980-е г.г. сняли паникадило и увезли в неизвестном направлении». «Лет 15 назад, – вспоминала в 2012 г. Елизавета Михайловна Смирнова (в девичестве — Филиппова), — приехали какие-то люди, привезли огромную лестницу, вырезали фреску и увезли ее не известно куда».
Духовная красота, жизнь по заповедям Христовым, благодать соборной молитвы в храме, думалось, навсегда ушли из с. Васильевского. Но Бог поругаем не бывает. В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью Тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова в храме начались восстановительные работы. Под духовным водительством о. Романа в храме свт. Василия Великого возрождается приходская жизнь. К сожалению, 21 апреля 2012 г. ушел в лучший мир главный благотворитель — Леонид Васильевич Дворников. Приостановились работы по восстановлению храма. Особенно тяжелая ситуация с трапезной, где, как мы помним, расположены два престола: много лет назад обвалилась крыша, в помещении гуляет ветер, идет снег, дождь, сыпятся остатки фресок…
http://znamenie-brody.ru/o-khrame/vasilevskaya-tserkov-s-vasilevskoe

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?