Васильевское. Церковь Троицы Живоначальной.

Церковь Троицы представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм с трехчастной апсидой, низкой трапезной и сильно вынесенным крытым крыльцом на западном фасаде. Луковичное завершение крупных световых глав (кроме центральной) утрачено. Церковь выдержана в стилистике соборных храмов 17 в., хотя штукатурные классицистические детали, появившиеся в кон. 18 в., после пожара (тянутые карнизы, треугольные сандрики и капители), прикрывающие первоначальное убранство, придают ей облик более позднего сооружения. Фасады двусветного четверика расчленены лопатками на три прясла с ложными дугами закомар в аттиковом ярусе, отделенном карнизом. Между ярусами окон также проходит пояс с пилой и рядом сухариков. Крупные проемы, обычные для 17 в., первоначально имели килевидные очелья. Одно из таких очелий, срубленное под поздний декор, явственно проступает из-под обвалившейся штукатурки над восьмигранным окном (средняя ось верхнего света на западном фасаде), а килевидные порталы боковых входов в верхней части закрыты примыканием поздних крылец. В то же время крупные, прорезанные арками барабаны глав декорированы классицистическими пилястрами. Главный западный вход выделен крытым крыльцом со сложной фигурной кровлей. Его фасады украшены пилястровыми портиками с треугольными фронтонами. Интерьер четверика перекрыт коробовыми сводами, ориентированными по сторонам света, с подпружными арками, опирающимися на крещатые столбы со срезанными внутренними углами; центральная и угловые ячейки — со световыми барабанами на парусах. Трапезная раскрыта в храм тремя проемами; ее высокий коробовый свод разделен двумя продольными подпружными арками и имеет глубокие распалубки. В алтарной части — цилиндрические своды с конхами; крыльцо перекрыто коробовым сводом.
Клеевая роспись исполнена иконописцем из с. Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 г., о чем свидетельствует храмозданная запись на восточной грани северо-западного столба. В кон. 19 — нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись — выдающийся памятник палехско — шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления. Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена «Новозаветная Троица», в парусах — евангелисты, на нижней стороне подпружных арок — пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены «Страстей» (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены «Преображение» и «Моление о чаше», а на южной — «Тайная вечеря» (восточная сторона).
На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проемы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гризайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проемы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трех стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты. На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря — «Ветхозаветная Троица», на стенах — апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции «Страшный суд».
Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса — одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл. Первоначально ее оштукатуренные стены красились в темно-красный цвет, на фоне которого выделялись побеленные детали. В стройной композиции (четыре яруса с полуярусом) привычная схема постановки восьмериков на четвериковом основании несколько наивно сочетается с формами зрелого классицизма. Наряду с небольшой главкой на граненом барабане, венчающей купол с люкарнами, это делает колокольню не только памятником своего времени, но и сугубо традиционным местным сооружением.
В соответствии с этой традицией массивный нижний четверик с полуярусом над ним играет роль парадных ворот. Благодаря рустовке стен и обрамлению высокой арки парными дорическими колоннами с раскрепованным над ними антаблементом этот ярус приобретает вид своеобразной триумфальной арки. Три верхних восьмериковых яруса прорезаны арками звона. Эти ярусы последовательно уменьшаются в плане, а их диагональные грани выделены раскреповками и украшены филенками или колонными портиками (в верхнем ярусе, на гранях которого чередуются сквозные и ложные арки, колонны поставлены по углам). Проемы слегка заглублены в ниши, их обрамляют архивольты с замковыми камнями и пилоны с профилированными импостами. В убранстве ярусов, разделенных развитыми профилированными карнизами с сухариками и кронштейнами, широко использованы разнообразные по форме филенки. В устоях нижнего яруса по сторонам проезда размещены подсобное помещение и внутристенная лестница.
Богадельня. Расположена в северной части ограды; примыкает к угловой башне, служившей первоначально свечной лавкой. Прямоугольное кирпичное здание, невысокое и скромное по архитектуре, несколько раз меняло свою функцию: сначала оно служило богадельней, потом его приспособили под церковноприходскую школу, а еще позже здесь разместили кузницу. Верхняя часть стен и двускатная кровля с небольшим залобком на южном фасаде поздние. Стены вверху и внизу пробиты вентиляционными отверстиями и побелены. Убранство составляют лопатки, отмечающие углы и центральную часть фасада, над ними раскрепован карниз в несколько полочек. К первоначальным элементам относятся также подоконные полки и сохранившийся железный ставень крайнего левого окна. Интерьер разделен поперечной стеной на два помещения, связанных между собой и имеющих отдельные выходы на территорию комплекса.
Архив и кладовые расположены в юго-западном углу ограды, на перепаде рельефа. В кон. 19 в. здание, в котором располагался вотчинный архив, а под ним — кладовые, было частично переделано в связи с размещением в нем богадельни. Скромное сооружение в формах раннего классицизма обладает типичной для сельских построек огрубленностью и, одновременно, декоративной насыщенностью фасадов. Небольшой прямоугольный объем, смыкающийся с полукруглой башней ограды, поставлен на высокий подклет, фасады побелены по кирпичной кладке. Двускатная железная кровля переходит в конусовидное покрытие на северном торце. Широкие простенки основного этажа, отделенного от подклета профилированным карнизом, декорированы короткими парными пилястрами. Суженные прямые сандрики и накладные доски под проемами ограничивают окна сверху и снизу. Стены завершает многополочный карниз с сухариками. Интерьер подклета, разделенный на два помещения, перекрыт сводами, планировка основного этажа — коридорная, с помещениями в сторону улицы.
Ограда состоит из довольно высокого кирпичного цоколя, квадратных столбов и звеньев железной решетки. В нее включены также пять ворот и три угловых башни — часовни, кирпичных и побеленных. Северный участок ограды разрушен, сильно повреждены ворота перед южным фасадом церкви Троицы и северо-западная башня, где находилась свечная лавка. Сохранившиеся детали убранства в виде профилированных филенок на пряслах цоколя и столбах, завершения последних железными вазонами (большинство утр.), а также рисунок кованой решетки с сердцевидным мотивом завитков свидетельствуют о сохраняющемся влиянии барокко.
Ворота представляют собой яркий пример переработки мотивов барокко и классицизма на основе народных традиций. Их композиция нарядна: центральный арочный проезд, выделенный колонным портиком, и фланкирующие прямоугольные калитки с изогнутыми фронтонами над ними завершены трехглавием. Особую роль в облике ограды играют угловые башни — часовни, выполненные в формах раннего классицизма. Круглые в плане, с легкими ризалитами по сторонам света, они завершены высокими и сложными по очертанию купольными гранеными кровлями, увенчанными главой с крестом. Грани ризалитов фланкированы филенками с ромбовидными нишами, а скругления фасадов между ними украшены ложными арочными окнами с замковыми камнями. Стены завершает профилированный антаблемент. В отличие от северо-западной башни с выходом на площадь, две остальные обращены входом на территорию комплекса. Федоров, 1754, с. 105; О возобновлении икон.., с. 29; Акты.., 1856, № 240, с. 256; Гундобин, 18606 (сведения о работе Т. Медведева); Березин, Добронравов, 1898, с. 38-40; Ежегодник Владимирского… комитета, 1878, с. 141; Село Васильевское.., 1901; Смирнов, 1906. Вып. 4, № 642; Муравьева, 1971, с. 21; Русакомский, 1980, с. 240-242; Сурин, 1982, с. 63, 75-82; Шлычков, 1983, с. 132-134; Сурин, 1989, с. 76-77; РГИА. Ф. 1088. Оп. 5. Д. 272. Л. 168, 169, 186, 186 об., 198-199, 200-204, 205, 208 об., 211 об. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 547-555

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?