Васильевка — древнее и знаменитое село. Оно гордится своей связью с именем русского поэта и писателя, Нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина, который провел в селе Васильевка детство и юность, проживая у своей тети Софьи Пушешниковой.
Село названо в связи со своим первым храмом во имя святителя Василия Великого. Первый храм в честь святителя Василия Великого сгорел в августе 1766 года, второй, построенный на том же месте и освященный в 1771 году, просуществовал до 1825 года, когда был упразднен за ветхостью.
Последний каменный храм был построен на средства дворянина майора Никанора Глотова на более удобном и возвышенном месте. Этот храм имел три престола: главный – во имя иконы Казанской Божией Матери, правый – во имя святителя Василия Великого и левый – во имя святых мучеников Кирика и Иулитты. В 1894 году храм был капитально отремонтирован: снаружи и внутри оштукатурен, сделан дубовый резной иконостас. Так как вновь построенная церковь имела главный престол во имя Казанской Божией Матери, то в церковных и других губернских документах она именуется уже и как церковь Казанская.
http://gorod48.ru/news/246250/
Село Васильевское, Васильевка и Глотово тож, отстоит от г. Орла в 150 верстах и в 45 верстах от г. Ельца. О времени основания села и образовании церковного прихода никаких сведений не сохранилось.
Васильевским село называется по своему первому храму во имя святит. Василия Великого, а Глотово ему присвоено по имени первого основателя дворянина Глотова, выходца из Сибири, которому за особые услуги была подарена земля по реке Семеньке.
Теперь сильно разросшийся приход состоит из села и 9 деревень с названиями по имени бывших владельцев-помещиков: Козаковской, Глотовской, Пушешниковской, Жадовской, Рудинской, Ромашковской, Бахтияровской, Колонтаевской и Прилеп, названной так, очевидно, потому, что эта деревня, населенная исключительно государственными крестьянами, как бы «прилепилась» к дворянским владениям былого времени.
Всех жителей в приходе 1175 душ муж. пола и 1195 жен. пола. Все они занимаются земледелием, чему благопрепятствует черноземная почва, и только некоторые из крестьян ходят на заработки в города Москву, Екатеринославль и Ростов.
Настоящий каменный храм села Васильевского является третьим по счету со времени открытия прихода. До него были два храма деревянные и однопрестольные в честь свят. Василия Великого. Первый из них сгорел в августе 1766 г., а второй, построенный на том же месте и освященный в 1771 г., просуществовал до 1825 г., когда был упразднен за ветхостью.
Вместо последнего был построен на средства дворянина майора Никанора Егоровича Глотова каменный храм на другом более удобном, открытом и возвышенном месте. Этот храм, освященный епископом Гавриилом, существует и доселе и имеет три престола: главный – во имя Казанской Божией Матери, правый – во имя святителя Василия Великого и левый – во имя св. муч. Кирика и Улиты.
В 1894 г. храм был капитально ремонтирован: снаружи и внутри оштукатурен, сделан резной дубовый иконостас, а по солее поставлена железная решетка. Большая часть расходов по ремонту храма была произведена ктитором – помещиком Афанасием Ниловичем Глотовым из личных средств.
В ризнице храма хранятся три довольно древних, тяжелых и редко употребляемых евангелия 1748, 1766 и 1834 гг. Между иконами обращает внимание икона Александра Невского в сребропозлащенной ризе, в венце с пятью драгоценными камнями, установленная в большом резном киоте в память мученической кончины Царя-Освободителя Александра II. Ежегодно перед нею 1 марта совершается панихида по в бозе почившем государе. О постановлении этой иконы на средства всех прихожан ктитор помещик Глотов доносил, в качестве представителя прихода, всеподданнейше государю Александру III, с соизволения которого в церковь прислано священническое облачение, сделанное из траурных убранств при гробе Александра II. Облачение это доныне хранится в киоте за стеклом, как царский дар.
В церковной ограде, на восток против алтаря, стоит часовня над фамильным склепом гг. Глотовых, сооруженная на их средства в признательность за их благотворительную деятельность в пользу местного храма. Представитель рода Глотовых, теперешний ктитор Афанасий Нилович уже седьмой выбор проходит ревностно должность церковного старосты и одновременно состоит попечителем земской школы.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.