Васильевка. Церковь Иоанна Богослова.

Миусский округ Войска Донского, в состав которого до 1917 года входил весь юго-восток нынешней Донецкой области, еще с восемнадцатого века заселялся беглыми крепостными крестьянами из губерний Центральной России и Малороссии. По именному указу Екатерины II население этого региона официально было закреплено за «войсковыми чиновниками». Сама же Васильевка (тогда еще хутор) была основана значительно позже — в 1849 году — и принадлежала донскому генерал-майору Ивану Шамшеву и названа так в честь его умершего сына — тоже генерал-майора. Заселили тогда хутор крестьянами из поселков, находившихся в окрестностях «донской столицы» — города Новочеркасск. Впоследствии к хутору было присоединено население двух поселков — Несвитаевка и Малочистяково.
Где-то с середины XIX столетия по хуторам и поселкам Области Войска Донского начали возводить сначала молитвенные дома, а затем и церкви. Ранее храмы строились только в станицах, и некоторые из них на сегодняшний день насчитывают уже по 300-400 лет. В Васильевке до 1860-х годов также был открыт молитвенный дом. Прихожане Васильевки к 1866 году уже имели небольшую деревянную церковь во имя Трех Святителей. А к концу 1880-х годов встал вопрос о строительстве церковно-приходской школы, на которую первоначально местные жители наскребли лишь 216 рублей, но школа была все же построена, освящена, и в ней началось обучение детей.
Но деревянный храм уже не соответствовал потребностям разросшегося села, и прихожане решили возвести новый, каменный. Решить-то они решили, а вот согласия, где именно стоять церкви, среди васильевцев не было. Группа зажиточных селян выступала за сооружение ее на центральной площади. Другие крестьяне настаивали на районе у сельского кладбища. Споры затянулись, и в их разрешении вынужден был принять участие архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий, приехавший в Васильевку в августе 1896 года. Дискуссия в конце концов завершилась в пользу сельской верхушки, и строительство началось в центре села. Однако потребовалось еще немало времени, чтобы храм был окончательно завершен и освящен, что и произошло в 1906 году. Материалом для фундамента послужили небольшие блоки из природного камня, а стены выстроены из красного кирпича с тремя полукруглыми апсидами в восточной части, с притвором и колокольней — в западной. В плане своем церковь представляет прямоугольный крест. Ее архитектурное обрамление отличается декоративностью кирпичной кладки, сочетающей элементы древнерусской и византийской традиций.
Впоследствии, в 1903-1914 годах, по этому же проекту, была выстроена практически идентичная церковь в хуторе Чекалов, нынешнего Морозовского района Ростовской обл. https://sobory.ru/article/?object=13240
В советские времена Васильевскому храму повезло, его не взорвали и не разобрали по кирпичику. Он даже функционировал до 1959 года, когда в результате второй — хрущевской — волны по борьбе за искоренение религии храм закрыли и использовали для хранения сельхозпродуктов. Спасибо тем работникам районного совета, что не побоялись ходатайствовать о взятии церкви на учет как памятника архитектурно-строительного искусства. В 1994 году райсовет передал здание возрожденной религиозной общине села Васильевка. Настоятелями храма отцами Борисом, Константином, Алексием, Георгием и в особенности нынешним — отцом Владимиром, а также наиболее активными прихожанами очень много сделано для восстановления внешнего и внутреннего убранства церкви: ликвидированы последствия военных разрушений, восстановлен иконостас. Реставрированы десятки икон и частично — настенная роспись. За последний год храм преобразился, что и позволило достойно встретить его столетний юбилей, собравший множество народа.
Постоянными прихожанами трехпрестольной Иоанно-Богословской церкви являются не только жители Васильевки, окрестных сел и хуторов, но и районного центра. Верующих привлекают выдающаяся для нашей местности красота храма и, как они сами утверждают, намоленность церковных образов и самих стен. В день юбилея в Васильевку прибыли православные как Амвросиевского района, так и более отдаленных мест. Праздник почтил своим присутствием Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, принявший участие в торжественной литургии и крестном ходе.
— Мы счастливы, — сказал настоятель храма о. Владимир, — что владыка нашел время и приехал к нам, хотя в его епархии около 500 приходов, а дней в году всего 365. Хочется верить, что храм, переживший две Мировые и Гражданскую войны, а также разрушающее воздействие государственного атеизма, был, есть и останется оплотом канонического православия в наших краях. Ибо само слово «церковь» означает не только храм, а богом установленное общество верующих во Христа. И в храм идут не ради индивидуальной молитвы, а как в собрание верующих, дабы вместе, соборно составить Церковь, глава которой — Христос, а мы — части Тела Христова. В заключение вспомним и о том, что упорно рассказывают старожилы: в Васильевском храме венчался граф Иловайский — потомок донских атаманов, героев войны 1812 года. А шафером был у него сам великий русский писатель Антон Чехов.
Источник: http://arhiv.orthodoxy.org.ua/uk/monitoring_zmi/2007/02/01/5435.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?