Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Васильев Михаил Алексеевич «Беседа за прялкой» (1884). Жанриста Михаила Васильева некоторые современники считали любителем: вольнослушатель Академии художеств, он несколько раз был награжден серебряными медалями, но звания внеклассного (свободного) художника так и не получил. Тем не менее работа «Беседа за прялкой» привлекла внимание П.М. Третьякова и вошла в собрание коллекционера.
Небольшая жанровая сцена разворачивается в горнице деревенского дома. У окна, сидя на высокой скамейке, разговаривают двое молодых людей. Девушка, отвлекшись от работы за прялкой, приветливо смотрит на присевшего рядом мужчину. Судя по накинутой на плечи шинели, он ненадолго заглянул в дом. Хозяйка явно ждала визитера: ее шея украшена многочисленными яркими бусами, в ушах видны серьги, волосы убраны в аккуратную прическу.
Хотя живописец изображает героев в профиль, ему удается передать их увлеченность друг другом. Она проступает во взглядах, поворотах головы, и невинная беседа выглядит как начало романтического чувства. Пусть в жестах еще ничто не намекает на зарождающуюся привязанность, художник любуется этими отношениями. Композиционное решение картины акцентирует эффект сокровенного, тайного общения влюбленных. Фигуры занимают почти всё поле холста, отчего пространство кажется ограниченным, интимным, а связь пары – более тесной.
Прялка в произведении Васильева – не только инструмент повседневного труда, но и символический атрибут жизни крестьянки. Навык работы с пряжей прививался девочкам еще в детстве, а особую роль ремесла подчеркивали брачные обряды: прялка считалась традиционным свадебным подарком и символизировала будущее благополучие семьи.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва