Васильев Фёдор Александрович «В Крымских горах» (1873)

Рубрика «Шедевры Третьяковской галереи»: Васильев Фёдор Александрович «В Крымских горах» (1873). К теме крымской природы Фёдор Васильев обратился скорее вопреки собственному желанию. В 1871 году художник был вынужден покинуть Петербург и обосноваться для поправки здоровья в Ялте, провинциальном курортном городке. В Крыму он страшно тосковал по товарищам и бурлящей художественной жизни столицы. Здесь Васильев провел последние годы своей короткой жизни.

Известность художнику принесли изображения среднерусской полосы, исполненные в возвышенно-романтическом духе. Красота и поэзия южного берега Крыма открывались Васильеву постепенно. Поначалу художник продолжал разрабатывать любимую тему: трудился над полотном «Мокрый луг» (1872, Государственная Третьяковская галерея) и в нем, как никогда прежде, сумел выразить очарование северного пейзажа. Одновременно он создавал рисунки, акварели и небольшие живописные этюды, в которых постигал непривычное для себя своеобразие южного ландшафта.

Полотно «В Крымских горах» вобрало все наблюдения и художественные переживания последних лет жизни пейзажиста. Вероятно, на картине изображена одна из дорог, ведущая к вершине самой величественной горы Крыма – Ай-Петри. Во второй половине XIX века существовало несколько троп, так называемых богазов, оборудованных для восхождений к знаменитому горному гребню. Все они начинались у подножия Ай-Петри, в районе прибрежных городов Алупка, Мисхор и Кореиз.

Мастерски передан ландшафт скалистых склонов – самых туманных и дождливых мест в Крыму. Окутывающая горную долину утренняя дымка сливается с плывущими облаками. Стройные сосны на переднем плане уводят взгляд зрителя от земли к необъятному небу. Приглушенный гармоничный колорит построен на тончайших цветовых оттенках.

Высокую оценку картине Васильева дал Иван Крамской, близкий друг художника, с вниманием и сочувствием относившийся к его судьбе. Он ощутил в пейзаже «что-то туманное, почти мистическое, чарующее <…> какая-то симфония доходит до слуха оттуда сверху <…> Решительно никогда не мог я представить себе, чтобы пейзаж мог вызвать такие сильные ощущения». Глядя на полотно, Крамской рассуждал, что человек, увидевший хоть раз подобную природу, защищен от злых помыслов и поступков, так как созерцание этих видов смягчает сердце и очищает душу.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?