Васильев Федор Александрович. «После дождя» (1869)

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи»: Васильев Федор Александрович. «После дождя» (1869). Настоящим лирическим шедевром стала картина Федора Васильева «После дождя». Удивительно чутко воссоздал художник в этом произведении, привлекательном чисто васильевским обаянием и эмоциональной полнотой, состояние изменчивости природы, сначала напоенной дневным жаром, а затем омытой от пыли и зноя теплым летним дождем. Он передал ясное умиротворение природы и изо дня в день соприкасающегося с ней человека. Вряд ли знал Васильев о словах П.М. Третьякова, примерно в это же время обращенных к другому пейзажисту, А. Горавскому: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Эта и многие другие картины Васильева отвечали эстетическим потребностям времени. Поэтическое сопереживание и романтическая взволнованность захватывали всякого, кто соприкасался с простыми, невыдуманными пейзажами молодого живописца.

Летом 1869 года по приглашению графа П.С. Строганова, коллекционера и мецената, своего внимательного покровителя, художник впервые уехал далеко из северного Петербурга, в южную часть России, в имения графа, сначала в Тамбовскую губернию – Знаменское-Карьян, а затем на Украину, в село Хотень, где пробыл до конца октября. Он был захвачен массой впечатлений, что столь щедро, обильно вошли в его жизнь. В письмах родным: «драгоценной маме» и сестре Жене (она только что стала женой И.И. Шишкина) – раскрывается чуткая душа художника, жадно впитывающая разнообразие новых пейзажей. Все, что он видит, не становится праздным, ленивым любопытством, но остро выхватывается художническим взглядом и цепко удерживается памятью. Здесь его окружила иная природа – могучие деревья в несколько обхватов, «тополи своими верхушками теряются в небе», «дубы – целый лес», он приходил в восторг от «прекрасных деревьев». Они сменили в его рисунках и этюдах виды северных деревень: Константиновки, Парголово, где Васильев работал в прошедшем году вместе с Шишкиным. Позже, уже в зимнем Петербурге, им будут закончены начатые работы, среди которых и картина «После дождя», подлинный живописный шедевр девятнадцатилетнего пейзажиста.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?