Васильев Федор Александрович
«Крымские горы зимой», 1872
Холст, масло 32,4 x 43,6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В пейзаж «Крымские горы зимой» нужно спокойно и даже долго вглядываться, чтобы сквозь зимнюю непогоду и приглушенные красочные созвучия увидеть захватывающую человека красоту вечной природы.
Пейзажи Крыма Федор Васильев воспринимал совершенно по-своему, очень индивидуально. Он не искал в них броской красоты ярких цветовых созвучий, художника влекли горные пейзажи, которые таили в себе вечную тайну природы. Горы, как сфинксы, молчаливо возвышались перед ним, и он наблюдал изменчивость их освещения в утренние или вечерние часы, стремясь передать в живописных этюдах, небольших картинах, богатую сложность тональных отношений. Только изощренный глаз художника может уловить и выразить на холсте тончайшие переходы и взаимоотношения теплого охристого цвета на переднем плане, а затем стелющийся туман, сквозь который прорисовывается зеленый склон с высокими соснами и вдруг сквозь зимние облака открывается взгляду белая снежная вершина. Такие наблюдения над горными пейзажами художник делал во время своих нечастых, из-за болезни, прогулок или из окна мастерской. Васильев впитывал в себя величественное спокойствие, исходившее от горных склонов, поросших деревьями, или каменных глыб, нависших над тропами, неожиданных обрывов, открывавшихся за поворотом дороги. Это был особый, неповторимый в своей гордой красоте мир.
Пейзаж «Крымские горы зимой» – один из тех, что легли в основу впечатлений задуманной в это же время, в 1872 году, картины «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея), которая стала последней большой работой художника. А этот тончайший по живописи пейзаж «Крымские горы зимой» был получен П.М. Третьяковым в счет долга, остававшегося за художником, с посмертной выставки Васильева, которую организовали И.Н. Крамской, Д.В. Григорович и И.И. Шишкин. В течение недели все работы с выставки были раскуплены, и Третьяков, упустивший ряд пейзажей, горевал, что они не попали в его собрание. Но он и в последующие годы продолжал пополнять свою коллекцию произведениями Васильева, покупая их на аукционах или у других коллекционеров.