Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось «под присмотром» архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов.
Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.
В 1922 году в Андреевском соборе произвели изъятие церковных ценностей, а 16 мая 1938 года собор был закрыт. Прихожане успели заколотить досками и фанерой иконостас собора, что сохранило его до наших дней. Долгие годы в соборе был склад, в конце 1940-х годов его передали институту Ленморниипроект, а после 1980 года в соборе разместили часть антропологических коллекций Музея антропологии и этнографии.
Возрождение собора началось в год 1000-летия Крещения Руси — в 1988 году. 13 декабря 1990 года была отслужена первая после 52-летнего перерыва Божественная литургия и получено благословение владыки Иоанна совершать ежедневные богослужения. В 1996 году были установлены кресты на куполах собора. В 2001 году перед зданием собора был установлен обелиск, посвященный ордену Андрея Первозванного, и началось восстановление часовни и ограды собора. 15 ноября 2001 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил часовню во имя святого равноапостольского великого князя Владимира, крестившего Русь на берегах Днепра спустя 900 лет после того, как там побывал святой Андрей Первозванный. Эта часовня была возведена в ограде Андрееского собора в конце XVIII столетия и перестроена по проекту архитектора Кракау А. И. в конце XIX века. Она была снесена во время гонений на церковь в начале 1920-х годов. Ныне она воссоздана по проекту архитектора мастерской «КРОМ».
Сведения из описания Андреевского собора, распространяемого в храме
Первую деревянную церковь на месте собора построили в 1732 году и освятили в честь Святого апостола Андрея Первозванного. Деньги на ее постройку завещал один из первых кавалеров ордена — генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин. В 1744 году церковь получила статус собора. Возле него возникло кладбище. В 1761 году собор сгорел от молнии. Новый каменный собор, спроектированный архитектором А. Ф. Вистом, заложили в 1764 году и строили около пятнадцати лет. Пластичность форм, усложненность и динамизм силуэта собора характерны для стиля барокко. В 1848-1850 годах архитектор Н. П. Гребенка пристроил боковые приделы. В 1858 году по проекту и под наблюдением крупного столичного зодчего А. М. Горностаева интерьеры были отделаны заново. До нашего времени сохранился резной деревянный иконостас большой художественной ценности. Над главным входом в собор укреплена деревянная резная композиция: орденский знак святого Андрея Первозванного, поддерживаемый херувимами.
С 1970-х годов собор занимали фонды Института этнографии АН СССР, а в 1990-х здесь возобновились службы.
Андреевский собор находится на Васильевском острове. Рядом с ним, с левой стороны, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная (без колокольни) во имя трех святителей вселенских с придельною на хорах в ней церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону собора находится рынок, состоящий из довольно большого корпуса каменных лавок и именующийся по соседнему с ним собору Андреевским. До 1719 г. на Васильевском острове, кроме палат кн. Меншикова с деревянною при них церковью и французской слободы, никаких зданий не существовало. После 1719 г. на нем стали сооружаться каменные и деревянные здания по плану, утвержденному самим Петром I.
В 1722 г. …на площади перед коллегиями определено самим государем место для сооружения первой на острове соборной церкви. Наследовавшая после Петра I … Екатерина I в 1727 г. пожертвовала на сооружение церкви деньгами 1000 руб. и при этом сама указала во имя какого святого должна быть сооружена соборная церковь. В 1738 г. совершена закладка первой деревянной соборной церкви, но не том месте, которое определил Петр I, и не во имя св. ап. Андрея Первозванного, а там, в замен упраздненной за ветхостью, бывшей посадской слободе на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы. Доходы этой последней церкви и пожертвованные Екатериной I три тысячи рублей были единственными средствами для сооружения соборной на Васильевском острове церкви. Освящена она была в 1732 г. не во имя Рождества Богородицы, а во имя св. ап. Андрея Первозванного.
4 июля 1767 г. церковь эта сгорела до основания от молнии. На место ее 18 июля 1764 г. заложен существующий ныне каменный о пяти главах, с колокольнею, Андреевский собор. Более 15 лет строился он, но на какую сумму, когда и кем освящен – неизвестно, равно как и то, кто был архитектором и кто писал иконы. В 1834 г. из холодного собор обращен в теплый на сборную сумму. В 1848-50 гг. по благословению преосвящ. С.-Петербургского викария епископа Ревельского Нафанаила, управлявшего С.-Петербургской епархией, к собору, в задней части его, с двух сторон, по плану архитектора Николая Гребенки пристроены на сборную от прихожан сумму каменные приделы: справа — во имя Успения Божией Матери, слева — во имя св. Николая Мирликийского. Заложены они 31 июля 1848 г. самим преосвященным, а освящены местным благочинным 15 октября 1850 г.
При сооружении их, кроме тогдашнего протоиерея Федора Семеновича Песоцкого, особую услугу оказали дейст. статский советник Василий Иванович Ростовцев попечительностию о сборе строительных сумм и церковный староста купец Семен Максимович Сысоев распорядительностью при движении работ; иконы в приделе Успенском написаны г-жою Клевецкой, а в Николаевском академиком Николаем Лавровым.
В 1850 г. пять глав собора и колокольни, покрытые новым железом, позлащены на пожертвованную прихожанами купцами Василием Алексеевичем Фроловым и Андреем Иван. Тименковым сумму до 11 000 руб. …
В 1858 г. с разрешения высокопреосвящ. Григория, С.-Петербургского митрополита, внутренность храма возобновлена. Во всей передней части его, не исключая и алтаря, стены и своды расписаны живописью, лепные по сводам и аркам орнаменты вызолочены. Иконостас во вкусе Растрелли резной, трехъярусный, весь вызолочен.
Храм Андреевский один из древнейших столичных храмов и принадлежал к орденским церквам. До 1813 г. в нем находилось даже особое царское место.
…Колоколов при соборе 10: — большой воскресный, с надписью: « вылит сей колокол в С. Петербург в соборную церковь Святого Апостола Андрея Первозванного 1806 г. декабря 2 дня, весом 258 пуд. 20 ф. лит в Москве на заводе Николая Самгина», — полиелейный с надписью: « Вылит сей колокол в С.-Петербург в соборную церковь святого Апостола Андрея Первозванного 1806 г. 2 декабря весу 129 пуд. 10 ф. лит в Москве на заводе Самгина», — вседневный с надписью: «Вылит сей колокол 1796 г. Андреевской соборной церкви на поминовение рабы божией Иульянии Юрьевны Янковичевой Демарево. Мастер г. Валдая Алексей Шилов весом (без означения)». — 4-го, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 колоколов вес и время отличия не означены.
При соборе из главных документов находятся: — план церковного дома, — план на построение приделов к Андреевскому собору, на 2-х листах, высочайше утвержденный 26 февраля 1848 г., за подписанием главноуправляющего путями сообщений и публичными зданиями генерал-адъютанта графа Клейнмихеля, — план на 4-х листах на возведение каменных трехэтажных пристроек к церковному дому, — вводный лист… на владение завещанным, по духовному завещанию С.-Петербургского купца Ивана Федотовича Радимцева, каменным двухэтажным домом, — опись церковного и ризничного имущества, составленная в 1859 г., — приходорасходные книги с 1809 г.
Ежегодные церковные записи: метрические с 1803 г., обыскные с 1802 г., исповедные с 1809 г. Причта по штату положено: 1 протоиерей, 2 священника, диакон, 3 причетника и просфирня. Причт не получает жалования и не имеет никаких других способов к содержанию своему, кроме доходов за службы и требы от прихожан и незначительного количества процентов с билетов на капиталы, положенные прихожанами на сохранную казну для вечного поминовения их рода. Число приходских дворов не более 70, а прихожан около 2700 муж. пола и 2800 жен. пола, всего 5500 душ разного сословия. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, выпуск третий. Санкт-Петербург 1873 г.
На заре великих деяний своих, царь Пётр I, почитавший святого Апостола Андрея своим небесным покровителем, в 1698 г. учредил орден Андрея Первозванного, высшую награду России, а в 1699 г. — военно-морской Андреевский флаг. В день Святой Троицы 16 (27) мая 1703 г. Пётр Великий основал Санкт-Петербург, заложив в основание крепости золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея. Центр новой столицы царь замыслил создать на Васильевском острове, наметив у здания Коллегий соборную церковь ордена Андрея Первозванного.
За год до своей кончины, в 1724 г., император Пётр заказал известному шведскому архитектору Никодемусу Тессину-младшему проект Андреевской церкви, которую предполагали поставить на стрелке Васильевского острова. Тесину поставили условие: храм должен был напоминать римскую базилику Св. Петра и иметь 427 футов (130 м) в длину. Тессин принял предложение и в 1725 г., не приезжая в Россию, предоставил проектные чертежи церкви. Была изготовлена ее модель, но осуществить замысел не удалось из-за внезапной кончины царя.
Православные жители Васильевского острова первое время молились в маловместительной деревянной церкви Воскресения Словущего при Меншиковском дворце, которая, однако, не могла вместить всех прихожан. В 1725 г. они, скорбя, что «не сподобляются слышать христианского священнослужения», просили разрешения выстроить для себя приходской храм. Для строительства новой церкви был предоставлен участок рядом с домом А. И. Троекурова на углу Большого пр. и 6 линии у канала (впоследствии засыпанного), где по первому утверждённому плану 1715 г. предполагалось устройство площади.
В январе 1727 г. императрица Екатерина I «первейшая Великая Магистра ордена святаго Апостола Андрея кавалеров Российских» именным указом распорядилась отпустить из казённых средств три тысячи рублей для возведения церкви святого апостола Андрея Первозванного и обратилась с «Увещанием к доброхотному подателю» о сборе средств на строительство. Проект выполнил архитектор Джузеппе Трезини, под его надзором производились подготовительные работы и расчистка участка от леса. В 1729 г. архиепископ Нижегородский Питирим освятил закладку храма. Через год строительство завершили вчерне. В январе 1731 г. священник Тимофей Семёнов обратился в Святейший Синод с прошением о выдаче в новопостроенную церковь антиминса, об её освящении и учреждении при ней кладбища.
В 1732 г. Святейший Синод постановил, что так как в Петербурге не имеется церкви во имя св. ап. Андрея Первозванного, а в Российской империи кавалером Андреевского ордена императрица Анна Иоанновна быть изволит и по Её указу многие знатные особы, министры, генералитет и придворные чины кавалерства ордена этого удостоены, и в церемониальном чиноположении объявлено, что в день того Апостола, 30 ноября, бывает публичное торжество, то «и прилично Святейшему Синоду освятить её во имя св. апостола Андрея Первозванного».
8 октября 1732 г. сподвижник Петра I архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан Прокопович освятил церковь во имя святого апостола Андрея «для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена». Иконостас в неё перенесли из домовой церкви князя Меншикова, средства на облачения и утварь пожертвовала императрица Анна Иоанновна. Во исполнение завета Петра Великого о создании центра С.-Петербурга на Васильевском острове, с Петербургской стороны в Андреевскую церковь одно время предполагали передать чудотворную икону Казанской Божией Матери. В первые годы при храме имелось небольшое кладбище, где, по преданию, похоронены известный государственный деятель петровской эпохи кн. Я. Ф. Долгорукий, невеста императора Петра II кн. Е. К. Долгорукая, знаменитый изобретатель и сподвижник Петра I А. К. Нартов.
В ноябре 1733 г. жители Васильевского острова указом духовного правления приписаны в приход Андреевской церкви. Храм посещался знатными особами, в нём было установлено царское место. С течением времени маловместительный и неотапливаемый деревянный храм перестал удовлетворять нуждам значительно увеличившегося населения Васильевского острова. По просьбам прихожан последовал указ императрицы Анны Иоанновны о позволении построить рядом с Андреевской церковью, на её участке, тёплый каменный храм, закладка которого состоялась 2 июля 1740 г. по плану Дж. Трезини. В 1745 г. церковь построили и в ней начались богослужения, освящение её состоялось лишь в 1760 г. во имя Трёх Святителей Вселенских.
4 февраля 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны церкви св. ап. Андрея Первозванного присвоен статуса собора, а его настоятеля возвели в сан протоиерея.
30 июля 1745 г. при торжественном богослужении в соборе приносили присягу профессора Санкт-Петербургской императорской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский. По старинному преданию в средине XVIII века хором Андреевского собора управлял придворный певчий Андрей Фёдорович Петров, по внезапной кончине которого, молодая вдова его Ксения назвалась именем усопшего мужа своего, облачилась в его одежду, раздала имущество и приняла подвиг юродства. (Святая блаженная Ксения Петербургская канонизированна в 1988 г.)
Во время грозы 4 июля 1761 г. деревянный Андреевский собор сгорел в результате попадания молнии.
Новый каменный храм заложен 18 июля 1764 г. по проекту архитектора Александра Францевича Виста. Началось строительство, но после того как 6 августа 1766 г. во время сооружения свода неожиданно рухнул купол, зодчего посадили под арест. После разбирательства причин обрушения архитектора оправдали, а строительство, сильно затянувшееся, было продолжено. По некоторым сведениям в нём принимал участие архитектор А. А. Иванов, выпускник Академии художеств. 21 марта 1780 г. новопостроенный собор был освящен. В 1797 г. повелением императора Павла I Андреевский собор назначен орденским, капитульным, в связи с чем над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, несомого двумя ангелами.
После освящения храм продолжали расширять и украшать. В 1798 г. внутри собора исполнена лепка и выстроена ограда с часовней, в 1813 г. интерьер храма заново расписан. На колокольне собора имелось 10 колоколов. Большой воскресный колокол весом 258 пудов и меньший, полиелейный, весом 129 пудов отлили для храма в 1806 г. в Москве на заводе Николая Самгина. Вседневный колокол был отлит в 1796 г. на Валдае.
В 1825-1829 г.г. настоятелем Андреевского собора был протоиерей Герасим Петрович Павский, профессор С.-Петербургской духовной академии, профессор кафедры богословия С.-Петербургского университета, выдающийся филолог и гебраист, известный деятель Библейского общества и один из первых переводчиков Священного Писания на русский язык. В 1826 г. протоиерей Герасим Павский назначен законоучителем к наследнику цесаревичу Александру Николаевичу (будущему императору Александру II), в 1829 г. переведён ко двору.
В 1834 году в храме устроили отопление. В 1848-1850 г.г. по проекту архитектора Н. П. Гребенки осуществлена пристройка боковых приделов. придел освятили во имя Успения Божией Матери, северный во имя Свят. Николая. В 1850 г. главы собора и колокольню покрыли новым железом и позолотили на средства купцов В. А. Фролова и А. И. Тименкова, одновременно был изменен верх колокольни.
Кроме часовни в ограде, к храму была приписана часовня Святителя Николая на Благовещенском (с 1855 — Николаевском) мосту через Неву. Заложена она в мае 1853 г. по проекту арх. А. И . такеншнейдера на северном быке моста, близ въезда с Васильевского острова, и освящена ровно через год. Внутри часовни был установлен мозаичный образ Свят. Николая, изготовленный в Риме русскими мастерами. Каждый четверг перед ним служился молебен. Снаружи находился образ св. Александра Невского.
В 1857-1858 г.г. по проекту архитектора А. М. Горностаева заново отделан интерьер собора на средства купцов В. А. Фролова и А. И. Тименкова, известных благотворителей. Трёхъярусный XVIII столетия иконостас расширили и надстроили двумя ярусами, дополнительные иконы для него написали В. М. Пешехонов и Н. Г. Шишкин.
В 1878-1879 г.г. архитектор А. И. Кракау переделал в характере эклектики ограду и угловую часовню. В 1890 г. к алтарю пристроена пономарня, а через семь лет расширена алтарная часть.
Самым торжественным в приходе был крестный ход в первый Спас, который шел к стрелке Васильевского острова, где купцы устраивали для водосвятия богатую Иордань. Около Андреевского рынка, вокруг которого 8 июля так же устраивался крестный ход, сооружен в 1903 г. киот в память коронования Николая II.
С 1869 г. при храме действовало Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора, содержавшее детский приют, дешевые квартиры для женщин, приют для неизлечимо больных в память Струйских (благотворителей Общества) и больницу с домовой церковью во имя Всех Святых. С 1881 г. председателем этого крупнейшего в России приходского благотворительного общества был известный географ, почётный член Петербургской Академии наук, член Государственного совета, сенатор П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В 1891 г. создан народный хор, который приобрел большую известность под руководством К. К. Бирючева. В 1904 г. праздновалось 175-летие со дня основания собора, по этому поводу М.Корольков опубликовал работу «Андреевский собор С.-Петербурга». В 1914 г. учреждено приходское миссионерское братство. Последним настоятелем с 1890 г. до революции был протоиерей Иоанн Иоаннович Добронравов.
После большевистского октябрьского переворота 1917 г. в России начались невиданные в мировой истории разрушение государственности, геноцид народа и гонение на Церковь Христову. Насилие, разруха, голод и смерть в полной мере обрушились по вине христоненавистников на духовенство и прихожан прихода Андреевского собора. В 1922 г. в Андреевском соборе большевики произвели изъятие церковных ценностей. Были изъяты богослужебные сосуды из драгоценных металлов, серебряные оклады икон первого ряда иконостаса, старинное Евангелие в серебряном окладе, облачение главного престола, сделанное в 1861 году из 7,5 пудов серебра в мастерской известного ювелира Ф. А. Верховцева и многое другое.
За ненасильственное сопротивление большевистскому террору в 1922 г. патриарх Московский и Всероссийский Тихон (Белавин) был заключён в тюрьму, а митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) осуждён революционным трибуналом и 13 августа расстрелян. Патриарху Тихону в обвинительном заключении Верховного Суда РСФСР от 17 апреля 1923 г. вменялось в вину среди прочего и петроградское дело о противодействии изъятию церковных ценностей, по которому был осуждён митрополит Вениамин. В 9-м подпункте этого обвинительного заключения утверждается: «Того же числа (24 апреля 1922 г.) у Андреевского Собора скопляется толпа в несколько сот человек, ведется агитация против изъятия церковных ценностей, избиваются члены комиссии».
В это время высшее церковное управление, епархии и приходы Русской православной церкви при поддержке богоборческой власти попытались захватить раскольники-обновленцы. Петроградский Андреевский собор самочинно захватила группировка во главе с протоиереем Николаем Платоновым, впоследствии обновленческим «ленинградским митрополитом». В конце 30-х годов обновленцы присвоили собору звание кафедрального. Об этом периоде в истории храма сохранились интересные воспоминания в труде А. Левитина-Краснова и В.Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты».
В начале 20-х г.г., при создании по проекту архитектора И. А. Фомина бульваров на Большом проспекте В.О., были снесены часовня и ограда собора. Весной 1930 г. по предложению общества «Старый Петербург», под предлогом установки памятника лейтенанту П. П. Шмидту, снесена и часовня на Николаевском мосту. В 1928 г. по указанию властей с колокольни собора сняли колокола, их передали в Петропавловскую крепость, а впоследствии переплавили. В 1937 г. на средства прихода произведено научное обследование иконостаса и икон, иконостас позолотили и отреставрировали. При этом была изъята и передана в Русский музей икона Крестовоздвижения XVII века с портретом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. 16 мая 1938 г. в храме прекратились обновленческие богослужения, часть духовенства и самых активных прихожан арестовали, приговорили к расстрелу либо к длительным срокам заключения.
Официально Андреевский собор закрыт решением президиума Ленгорисполкома от 11 июля 1938 г. С куполов были сняты кресты, а здание передано тресту художественно-промышленного производства, который произвёл частичную перепланировку помещений. Намерение пользователя разобрать иконостас не осуществилось благодаря твёрдой позиции начальника ГИОП Н. Н. Белехова, в связи с этим нижнюю часть иконостаса зашили фанерой на высоту 2.5 метра. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здание храма было оборудовано средствами ПВО для отражения налётов вражеской авиации. В результате артобстрелов и взрыва авиабомбы пострадали фасады и крыша, взрывной волной были выбиты стёкла, уникальный иконостас и интерьер значительно повреждены. В послевоенном 1947 г. проведены восстановительные работы, по окончании которых здание собора передали институту Ленморниипроект. В 1968-1970 г.г. начался реставрационный ремонт фасадов, интерьера, настенной живописи и иконостаса, при этом была закрашена известковой краской живопись в куполе. После 1980 года в храме поместили часть антропологических коллекций Института Этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры). В 1978 г. на главном куполе установили антенну для радиосвязи (снята в 1987 г.).
Возрождению Андреевского собора положил начало в 1988 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Владыка Алексий посетил занятый институтом этнографии храм, благословил создание православной общины прихода и начало трудов по возвращению храма верующим. Для возобновления богослужений митрополия передала в собор престол, жертвенник, богослужебные сосуды и другую церковную утварь. В 1989 г. ключарь Нико-Богоявленского собора протоиерей Сергий Чевяга (+1998) отслужил в храме первый молебен. На просьбу общины о передаче собора Православной Церкви секретарь Ленгорисполкома В. И. Шитиков в письме от 11 февраля 1990 г. ответил, что надежд на открытие храма в обозримом будущем нет, поскольку нет помещения для антропологической коллекции.
В 1990 г. при митрополите С.-Петербургском и Ладожском Иоанне (+1995) алтарь и подкупольная часть храма были возвращены приходу, в них начались богослужения. При этом за фанерной перегородкой в нефе и приделах по-прежнему хранились человеческие черепа и костные останки антропологической коллекции кунсткамеры. 13 декабря 1990 года настоятелем Андреевского собора протоиереем Александром Швецом была совершена первая после 52-летнего перерыва Божественная литургия. 15 июля 1991 г. православной общине Андреевского Собора возвращена и передана в бессрочное пользование церковь Трех Святителей Вселенских. Андреевский собор передан епархии 10 декабря 1992 г.
13 декабря 1993 г., в престольный праздник храма, епископ Тихвинский Симон, викарий С.-Петербургской епархии, освятил престол главного алтаря и ту часть собора, которая была передана приходу. 18 ноября 1994 года настоятелем назначен священник Михаил Мокрополов. Митрополит Иоанн благословил ежедневно совершать утренние и вечерние богослужения. Летом 1995 г. Институт антропологии и этнографии вывез свое имущество и полностью освободил здание храма. В 1995-1996 г.г. на купола Андреевского собора водружены титановые вызолоченные кресты, в эти же годы произведён ремонт стропильной системы и кровли.
В 1998 г. праздновалось 300-летие учреждения Петром Великим Андреевского ордена. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 г. 757 восстановлен орден Андрея Первозванного, как высшая награда России. Первыми кавалерами возрождённого ордена стали петербуржец академик Д. С. Лихачев и Патриарх Алексий II. Промыслительно то, что Святейший Патриарх Алексий трудами своими на Ленинградской кафедре положил благое начало возрождению соборного храма Андреевского ордена и стал кавалером этой высшей награды. В 1999 г. на колокольню установлен 65-ти пудовый колокол «О упокоении раба Божиего Павла», вклад семьи усопшего на вечное поминовение. В следующем году на средства прихода установлены 6 других, меньших колоколов.
12 февраля 2001 г., в день Трёх Святителей Вселенских, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил Трёхсвятительскую церковь прихода Андреевского собора.
В 2001 году при создании пешеходной зоны на 6-й линии В. О. перед зданием храма установили обелиск в честь 300-летия учреждения ордена Андрея Первозванного, началось восстановление часовни и ограды. 15 ноября 2001 г. митрополит Владимир освятил воссозданную часовню во имя св. равноап. великого князя Владимира, крестившего Русь на берегах Днепра, после того, как около девятисот лет тому назад там побывал с апостольским благовестием Андрей Первозванный. Часовня воссоздана трудами Балтийской строительной компании по проекту архитектурной мастерской «КРОМ» на месте первоначальной, снесённой богоборцами в 20-х г.г.
В 2001-2002 г.г. по городской Адресной программе реставрации памятников произведён реставрационный ремонт фасада и куполов храма, установлены новые оконные заполнения в центральном куполе, отреставрирован, вызолочен и установлен над входом барельеф с изображением Андреевского ордена. Реставрация внутреннего убранства храма произведена на пожертвования прихожан.
В 2003 г. торжественно отмечалось 300-летие основания Санкт-Петербурга. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на эти празднества были доставлены мощи святого апостола Андрея Первозванного, хранящиеся в афонском русском Пантелеймоновом монастыре. 27 мая, в день юбилейных торжеств, после совершения божественной литургии в Исаакиевском соборе и грандиозного крестного хода на Дворцовую площадь, мощи Святого Апостола были перенесены в Андреевский собор, где их благоговейно встретили духовенство храма и православные петербуржцы.
В старинном Андреевском соборе, в котором в своё время молились святые блаженная Ксения Петербургская, праведный Иоанн Кронштадский, страстотерпец император Николай II, регулярно и с большой любовью совершает богослужения Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Восстановление Андреевского храма и принесение честных мощей Апостола в освящённый в его честь собор — во многом заслуга владыки митрополита. В 2004 г. по представлению митрополита Владимира, за труды по возрождению храма, настоятель протоиерей Михаил Мокрополов был награждён орденом преподобного Андрея Рублёва. В июле 2004 г., в честь 275-летия основания прихода Андреевского храма и 240-летия закладки нынешнего здания собора, на солею установлена латунная вызолоченная ограда.
Духовенство и прихожане храма ведут большую социальную и благотворительную деятельность: протоиерей Артемий Темиров является главным врачом и духовником епархиальной больницы св. Блаженной Ксении Петербургской; протоиерей Константин Гультяев, врач по образованию, является сопредседателем общества инвалидов Петроградского р-на С.-Петербурга; священник Андрей Битюков, медик по образованию, является настоятелем прихода св. ап. и евангелиста Луки при СПбГМУ им. Павлова и храма во имя св. мч. Раисы Александрийской при институтете детской гематологии и трансплантологии; священник Александр Тиманков ведет пастырский час и другие передачи на радио «Град Петров», а также воскресную школу для взрослых.
До наших дней в соборе чудом сохранился великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе. Самые древние в иконостасе образа свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меншиковского дворца, находятся в храме с самого его основания.
Особо почитается прихожанами храмовый образ Божией Матери «Нечаянная Радость», перед которым по вторникам по окончании вечерни совершается молебен с пением акафиста. В соборе две особо чтимые иконы св. ап. Андрея Первозванного. Одна с житием, датируемая 1728 годом, из Св.Троице-Петровского собора (снесён в 1933 г.), другая — аналойная, с частицей мощей апостола (частица мощей вклад архидиакона Андрея Мазура). Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. ап. Андрея. Величественный иконостас и старинные образа органично дополняют иконы нового письма.
Орденский Андреевский собор на Васильевском острове, ныне отмечающий 275-летие основания, является украшением Санкт-Петербурга, памятником служения Отечеству и воинской доблести, русского церковного зодчества и искусства, благочестия и жертвенности православных христиан многих поколений.
Андреевский собор сей заложен в 1764 г. и построен тщанием прихожан, зданием собор каменный, о пяти главах, с колокольнею. В 1848-50 гг. к нему с северной и с южной стороны пристроены два придела. Престолов в соборе три, из коих главный – во имя св. Апостола Андрея Первозванного.
Причта по штату положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. К сему собору принадлежат два каменных дома: один трехэтажный в ограде церкви, в котором помещается церковный причт, сиротствующие и сторожа, а другой в 3 этажа на лицо и на двор на углу 11-й линии и Большого пр., заложенный в С.-Петербургском Городском Кредитном Обществе в 92 400 руб. отдается в наем.
Священно-церковно-служители жалования не получают, но сверх доходов от исправления церковно-приходских треб пользуются процентами с капитала в 33 056 руб., пожертвованного разновременно разными лицами на вечное поминовение усопших.
В одной с собором ограде находится каменная, без колокольни, церковь во имя трех вселенских святителей и учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, освященная 17 сентября 1760 г. Престолов в ней два, причта особого не имеется.
При сем соборе существует с 1869 г. Приходское Благотворительное Общество. Церковный староста С.-Петербургский 2 гильдии купец Иван Максимович Максимов с 1891 г. Сиротствующих 15.
«Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга». — СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1895 г.