Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района. Селищенские мокшане, принявшие крещение, как и все окружающие мордовские села, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743 году, уже вскоре проявили себя как хорошие христиане, построив себе сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский. От летнего храма пошло второе, церковное наименование села, – в отличие от недалекого русского Селища, Введенского тож. В XIX веке сложившийся крупный Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 чел., разделился на два: соседнее село Новые Выселки, насчитывавшее 3900 жителей, в 1854 году построило себе деревянную Покровскую церковь с Никольским приделом, а затем, на рубеже XIX и ХХ веков – грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами – Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь святого князя Владимира, святой мученицы Ирины, спроектированный по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 году селищенские и бозуновские крестьяне входили в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор преподобный Серафим, его иконы высоко чтятся местными верующими. В 1920-е годы верующим удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 году оба села церкви потеряли, причем в Покровском Селище здания еще долго стояли нетронутыми, то в Новых Выселках храм был разрушен до фундамента.
Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады, предварительно свалив колокольню и кресты. В 1975 году Покровский и Никольский храмы, признанные памятниками архитектуры XVIII века, были поставлены на государственную охрану, что не помешало вскоре летний храм снести. С возникновением Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход. В феврале 1992 года в бывшей Никольской церкви, вновь освященной во имя святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, состоялась первая литургия. Вскоре при храме возникла женская иноческая община. Официально признанная как скит, община, выросшая до 20 чел., в 1996 году была обращена указом Святейшего Патриарха Алексия в женский монастырь. Обитель возглавила игумения Варсонофия Кузмичева; духовником бессменно остается игумен Алексий Дегаев, возродивший в селе приход. Молодой монастырь уже успел вырасти в крупное по меркам Мордовии монашеское объединение, удивляющее хозяйственников районного и республиканского уровня высокорентабельным производством, а верующих – строгостью иноческой жизни и благолепием службы. Сестры занимаются земледелием, пчеловодством, животноводством, в т. ч. разведением экзотических пород птиц. В своей экономической деятельности монастырь опирается на районные инфраструктуры, воспринимающие обитель как равноправного делового партнера. Трудовые послушания сестер и послушниц являются образцом для поселян, а заработанные деньги идут на строительство, буквально преобразившее заброшенный уголок села.
Построено несколько келейных корпусов, в т. ч. один с домовой Покровской церковью, восстановлен основной храм, возведена крупная гостиница для паломников, поток которых увеличивается от года к году. Средства идут также на увеличение и улучшение хозяйственной части, на помощь детским домам, на работу с местными детьми. Покрово-Селищенская школа, от которой обитель отгорожена всего лишь стеной – главный коллективный прихожанин монастыря, а дети – главные помощники сестер в повседневности. В самом монастыре постоянно проживают от 45 до 60 насельниц, по происхождению как местные жительницы, так и выходцы из многих областей России.
Славятся селищенские воды, – в самом монастыре имеется колодец, которым пользуются жители даже отдаленных сел; поблизости от обители есть благоустроенный источник с часовней, освященной в честь иконы Божией Матери «Донской». Из имеющихся икон сестрами и богомольцами более всего почитаются образа святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.